Занимательная история. Чем удивляет краеведческий музей Алексеевки
Один из самых интересных краеведческих музеев региона находится в Алексеевке
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
История музея началась чуть больше века назад с маленького краеведческого уголка при школе второй ступени. Сегодня музей занимает старинный особняк братьев Любивых конца XIX столетия. А в его фонде насчитывается более 40 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории края от мезозойской эры до наших дней.
Зубы акул и скифский меч
«Здание музея в псевдорусском стиле – памятник архитектуры 1895 года, – отмечает главный научный сотрудник Алексей Грачёв. – Он принадлежал алексеевским подрядчикам строительных работ и позолотчикам икон братьям Любивым. После революции здесь располагался сначала детский дом, а после войны – детский сад. Музею же здание передали в 1986 году».
Как рассказывает Алексей Анатольевич, реконструкция в особняке велась почти 10 лет. Внутри сделали перепланировку, а вот фасад сохранили в неизменном виде. И в 1995 году музей обрёл, наконец, свой постоянный адрес. Сегодня экспозиция занимает восемь залов, один из которых предназначен для проведения временных выставок.
«Первый зал посвящён истории от мезозойской эры до Средневековья, – говорит Грачёв. – Здесь можно увидеть, например, зубы акул, останки шерстистого носорога, позвонки и бивни мамонта. Сохранилась фотография 1971 года, когда рабочие обнаружили такой бивень во время земляных работ в Красненском районе».
В этом же зале представлена коллекция топоров и молотов эпохи бронзы III–II тысячелетия до нашей эры. Ярчайший образец более поздней скифской эпохи – короткий меч акинак.
«Скифы ушли, следом пришли сарматы, а потом аланы, – рассказывает главный научный сотрудник. – В микрорайоне, который называется Дмитриевкой, в VIII–X веках существовала аланская крепость. Из этого городища у нас вот такие кирпич и жернов. Это уникальные образцы так называемой салтово-маяцкой культуры. Здесь же тонкой работы стремена, фрагмент уздечки, ременные пряжки, украшения и керамика».
Первая маслобойка
Переходим в другой зал и сразу переносимся в XVII век. Здесь своя загадка: когда же возникла Алексеевка? Один из первых местных краеведов – священник Свято-Троицкой церкви Иоанн Снесарев – свидетельствовал, что селение образовано в 1691-м. Однако есть и другая дата – 1685 год.
«Мы обе даты считаем верными, – замечает Алексей Грачёв. – Первым владельцем, по преданию, был Фаддей Веневитинов – представитель знатного рода. Потом он продал поселение виднейшему государственному деятелю Алексею Черкасскому. Именно благодаря ему мы стали алексеевцами. А уже в 1743 году Алексеевка перешла к Шереметевым».
Большая часть экспозиции в этом зале посвящена также и промыслам, которые развивались в слободе. Тут можно увидеть инструменты позолотчиков икон, работы кузнецов, резчиков по дереву. И конечно, первую маслобойку, которую изобрёл в 1829-м крепостной крестьянин Даниил Бокарев.
«Родился он в Тульской губернии в 1787 году, – рассказывает Грачёв. – Мы совсем недавно установили дату его рождения, до этого она была неизвестна. И вот управляющий Шереметевых за какую‑то провинность сослал его в Алексеевку. И как хорошо, что так вышло. Именно Бокарев впоследствии придумал, как из семян подсолнечника получать масло».
Алексей Анатольевич демонстрирует, как действовала первая маслобойка. Закладывает семечки в углубление, устанавливает цилиндр, который именовали хлопчиком, затем вставляет клин и бьёт по нему деревянным молотком. Таким нехитрым способом получали подсолнечное масло. И уже в 1833 году в Алексеевке открылся первый в России завод по производству масла на конной тяге. Его построил купец Папушин. Сам Бокарев открыл такой же завод уже через год. А в 1868-м в слободе насчитывалось уже больше 30 подобных предприятий.
«Благодаря развитому маслобойному промыслу в 1895 году через Алексеевку провели железную дорогу, – говорит главный научный сотрудник. – И край стал привлекательным для инвестиций. В 1897-м рижский купец немец Карл Габеркорн строит здесь ганусовый завод по переработке аниса и кориандра. Крупнейший по тем временам в России. Именно из него выросла впоследствии современная корпорация «Эфко» – один из мировых лидеров масложировой отрасли».
Учитель Шаляпина
Во втором зале музея можно увидеть и то, как выглядела мещанская комната XIX века. Среди уникальных экспонатов – лампа тех времён, письменный прибор, коллекция фарфора Кузнецова и самовары Баташёвых. Часть экспозиции посвящена судьбам выдающихся алексеевцев. Среди них, например, учитель легендарного оперного певца Фёдора Шаляпина Дмитрий Усатов.
«Он родился в крепостной семье, хорошо пел, – рассказывает Алексей Грачёв. – И поскольку Шереметевы владели крепостным театром, его забрали в Подмосковье. Со временем он стал солистом Большого театра. И был одним из первых, кто записывал свой голос на фонограф. А также стал педагогом. В Тифлисе он организовал певческую школу, куда явился, странствуя по свету, молодой бедный парень Фёдор Шаляпин, который впоследствии стал суперзвездой мирового масштаба. Усатов учил его бесплатно».
Как замечает Грачёв, в своих мемуарах Шаляпин очень тепло вспоминал своего учителя. А в архивах музея сохранилась и редкая фотография – Шаляпин у могилы Усатова в Ялте. К сожалению, сегодня место захоронения Усатова утрачено.
В этом же уголке можно узнать о судьбе и ещё одного земляка – Алексея Никитенко, который из крепостных выбился в академики. Стал цензором и профессором Московского университета.
Утраченные храмы и крестьянский быт
Следующий зал посвящён крестьянскому быту. В реконструированной избе с русской печью проводят интерактивные экскурсии. Тут можно потрогать агатовый зубок, которым владели позолотчики икон, рассмотреть кочедык – с помощью него плели лапти, а также подержать в руках тяжёлый жаровой утюг.
«Здесь собрана очень интересная история наших церквей, – делится Алексей Грачёв. – Например, сведения о ныне не существующей Крестовоздвиженской церкви, которая находилась в центре слободы на Базарной площади. Её начали строить в 1812 году всем миром. За восемь лет возвели огромный храм с трёхъярусной колокольней. И судя по описаниям XIX века, была она грандиозной – почти 80 метров. Даже на фотографиях виден её масштаб».
Об этой церкви в музее хранится много интересных легенд. Например, об отлитых из разбойничьего золота и серебра колоколах. Но судьба её была незавидной. В 30-е годы храм забросили. А после войны восстанавливать уже не стали. И в 1954 году просто разобрали на кирпичи.
Похожая судьба была и ещё у одного храма, построенного в 1827-м на территории современной школы № 6. Успенскую церковь также разрушили в 30-е годы. Но, увы, не сохранилось ни одной её фотографии. Музейные работники не отчаиваются и продолжают искать снимки.
Агитационный платок и «Русское слово»
В зале музея, посвящённом революции и Гражданской войне, хранятся копии архивных документов, писем. Например, о том, как землевладелец Стаценко просит прислать солдат, поскольку в слободе неспокойно. Но это не помогает. В 1906 году разбушевавшиеся алексеевцы врываются в домик управляющего графа Шереметева, убивают его и забирают из сейфа 12 тысяч рублей.
«А вот ещё один наш выдающийся земляк – Яков Пономаренко, – говорит Грачёв. – Он не имел ни медицинского, ни технического образования. Но так научился делать протезы, что получал премии на международных выставках в Неаполе, Париже и Прибалтике. Судьба его драматична. В конце 30-х расстрелян после доноса. На здании агротехнического техникума есть мемориальная доска».
Тут же под стеклом лежит номер газеты «Русское слово» от 2 апреля 1917 года. Редкий выпуск, который связывает две исторические эпохи между прежним режимом и революцией. На заглавном снимке офицеры красят пасхальные яйца. Пройдёт совсем немного времени, и страна кардинально поменяет свой курс.
«В уголке партийного работника у нас хранится уникальный экспонат, редчайший, – показывает Алексей Анатольевич. – Это агитационный платок 1925 года. Такие вручали всем делегатам I Всесоюзного съезда учителей. Казалось бы, что необычного. Но в левом нижнем углу этого платка изображён Лев Троцкий, который к концу 20-х стал врагом народа. И люди предпочитали нижнюю часть просто срезать или закрашивать. А у нас вот одна из сельских учительниц не побоялась сохранить платок в таком изначальном виде».
Чтобы помнили
В музее сохраняют память и о ещё одном уроженце Алексеевки – Андрее Кириленко. Член Политбюро, помогавший в годы оккупации вывозить крупнейшие промышленные предприятия страны в эвакуацию. Он никогда не забывал о родном городе. И первый бетонный мост через реку Тихую Сосну построили благодаря его поддержке.
О довоенном быте, выдающихся людях и героях рассказывает экспозиция зала военной славы.
«В Алексеевке в годы оккупации было три концлагеря, – отмечает Грачёв. – Они размещались в магазинах прямо на Базарной площади. И людей там содержали в ужасных условиях. А в 1943 году, уже после освобождения, на территории города обнаружили 5 ям и 91 тело. Немцы убивали мирных жителей и сбрасывали туда. Есть акты, которые это подтверждают».
О героях и освободителях Алексей Анатольевич говорит с большим уважением, просит упомянуть о каждом. Александр Головачёв и Арсентий Кришталь освобождали Алексеевку. 20-летние парни: лётчик Василий Собина и танкист Николай Рубан, оба погибли в сражениях за Родину совсем юными. Герой СССР, сапёр Николай Пьянков, командовавший подвижным отрядом заграждения, был ранен пять раз, но остался жив и оставил после себя интереснейшие мемуары. Их личные вещи, награды, память бережно хранят в музее. Также как и фотографии алексеевских бойцов, которые погибли в ходе СВО. Эта совсем новая экспозиция занимает особое место в музее. Сохранять память необходимо, считает Алексей Грачёв. Чтобы люди помнили. В этом суть любого музея. И алексеевский со своей главной задачей справляется достойно.
Анастасия Состина