«Мир меняется стремительно». Чему учит детей победитель конкурса «Учитель будущего»
О своём становлении в профессии, общении с учениками и проектах Татьяна Бабынина рассказала «Белгородским известиям»
-
Статья
-
Статья
Татьяна Ивановна преподаёт математику и информатику в Дмитриевской школе Ракитянского района вот уже 37 лет. В этом году она во второй раз стала победителем регионального конкурса «Учитель будущего» и получила сертификат на сумму 500 тысяч рублей.
Сначала объяснить
«Я родилась в маленькой деревеньке в Прохоровском районе, – говорит педагог. – Можно сказать, что окончила целых три школы. Начальную – там, где родилась. Среднюю – в соседнем селе за 3 км. Туда мы ходили с одноклассниками пешком. И старшие классы ещё дальше – за 10 км от родной деревни. Уже к седьмому классу я точно знала, что буду учителем математики: этот предмет давался мне легче всего».
Школьница Таня всё делала добросовестно. Внимательно слушала учителя, который говорил: давать списывать нехорошо, вместо этого лучше объяснить тем, кто чего‑то не понял. Вот Таня и старалась: сначала объясняла незадачливым одноклассникам правила решения задач и сложные примеры, а уж потом давала списывать. После школы сразу поехала в Белгород, поступать на физико-математический факультет.
«Учиться мне очень нравилось, – вспоминает она. – Окончила пединститут с отличием. На нашем потоке оказалось около 100 человек. Так вот, краснодипломников было всего двое, включая меня. В институте я познакомилась со своим будущим мужем. Вместе с ним по распределению попала в Дмитриевку, где и преподаю до сих пор».
Как вспоминает Татьяна Ивановна, сначала она вела у своих учеников только математику. Но когда в школе заговорили о покупке компьютеров, решила освоить новое направление и отправилась на специальные курсы в Белгород.
В новинку
«В институте мы изучали информатику, но с тех пор изменилась и техника, и программы, – рассказывает педагог. – Мы пришли на занятия, и наши кураторы решили нас проверить. Говорят, ну для начала самостоятельно включите компьютер. А я его видела первый раз в жизни. Смотрю и не знаю, с какой стороны подступиться. Всё было в новинку. Но в итоге, конечно, научились всему. Очень интенсивные были курсы».
Через месяц первые компьютеры появились и в Дмитриевской школе. Татьяна Бабынина не только приняла технику, но и научила ею пользоваться весь педагогический состав, а потом и учеников. С улыбкой замечает, что детям эта наука давалась легче, чем взрослым, потому что подростки, в отличие от старшего поколения, не боялись совершить ошибку. С тех пор Татьяна Ивановна с любой техникой на «ты». За советом к ней идут и ученики, и учителя. И педагог никому не отказывает.
«В 2021 году у нас заработала новая программа «Алгоритмика», – объясняет учитель. – Это такой масштабный проект – образовательная платформа для обучения и младших, и старших школьников IT предметам и математике. На этой базе уже несколько лет подряд проходит региональный конкурс «Учитель будущего», в котором мне повезло одержать победу уже во второй раз».
Лучший администратор
Рассказывая о своей победе, Татьяна Ивановна замечает, что конкурс её немало удивил.
«Это впервые за 37 лет моей работы, когда труд учителя оценивают не по каким‑то проектам, а по его повседневной деятельности в течение всего года! – восклицает она. – Мы не подаём никаких специальных заявок, а просто показываем свою работу на платформе «Алгоритмика». Там всё максимально прозрачно. И вот по этим результатам нас оценивают».
Татьяна Бабынина уже во второй раз побеждает в номинации «Лучший администратор». Эта номинация максимально точно характеризует её ежедневный труд: именно она настраивает техническую работу школы, помогает учителям с подключением, налаживает доступ в Интернет, следит, чтобы занятия начинались вовремя, составляет расписание и включает в систему новых людей. Кроме того, следит за тем, проходят ли другие учителя курсы повышения квалификации, активно ли участвуют в мероприятиях и проектах.
«В этом году в конкурсе были небольшие изменения, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Добавили ещё один этап. Надо сказать, что ещё в начале учебного года я не планировала участвовать в этом конкурсе совсем. Было много текущей работы, выпускные классы, подготовка к экзаменам. В итоге в какой‑то момент получила сообщение, что вошла в двадцатку лучших администраторов области и до победы мне остался всего один этап. Я подумала, что ничего не теряю, и начала проект «IT калейдоскоп «СемьЯ».
Мультфильмы о семье
Проект учителя информатики понравился не только экспертному жюри конкурса, но и самим ученикам. Поскольку в Дмитриевской школе больше половины многодетных семей, проект был связан именно с этой темой. В нём участвовали братья и сёстры из многих классов, начиная с пятого.
«Задания были разнообразные, – комментирует педагог. – Можно было написать небольшую программу-викторину о семье, сделать презентацию, игру или мультфильм с помощью языка программирования «Скретч». Одним словом, ученики могли показать знания, которые получили в школе. На весенних каникулах мы организовали лагерь. И там старшие школьники проводили мастер-классы и помогали младшим подготовить свои проекты. Завершилось всё большой презентацией работ. Было очень интересно и познавательно».
За этот проект, а также за всю текущую школьную работу Татьяну Бабынину и отметили как победителя конкурса «Учитель будущего». Сообщили об этом уже в июне, когда школа ушла на каникулы. Но поздравления любимому учителю от коллег, благодарных учеников и их родителей поступают до сих пор.
Учить и учиться
Рассуждая о том, чему же важно научить школьников сегодня, Татьяна Ивановна подчёркивает: нужно привить детям навык находить нужную информацию.
«Сейчас мир меняется стремительно, – замечает она. – И там, где знаний, может быть, не хватает, нужно просто уметь их искать. Информатика – это не только и не столько пользование компьютером, сколько умение обработать информацию. Этому мы и учимся вместе с детьми. И я объясняю им главное: школьных знаний недостаточно, учиться нужно всю жизнь».
Сама же Татьяна Ивановна следует этому правилу всегда. Говорит, что всё свободное время тратит на работу и на изучение нового.
«В нашей школе нет другого системного администратора, – говорит она с улыбкой. Приходится разбираться. Сложнее всего мне управляться с железками. А чтобы это делать, нужно много читать, изучать, смотреть. Но помогают и мои бывшие ученики. Если ситуация сложная, я обращаюсь к ним. Так вот и живём: сначала я учу их, а потом они учат меня».
Анастасия Состина