Между надо и хочу. Почему важно не заставлять, а мотивировать ребёнка
О том, как не навредить психике ребёнка родительским давлением, «Белгородским известиям» рассказывает психолог Светлана Бутенко
-
Статья
-
Статья
Если рассматривать проблему мотивации с самого начала, то стоит вспомнить времена, когда наши предки жили по Домострою. Тогда была чёткая вертикаль власти: кто старше, тот и прав. Слово родителей – закон, а мнение детей, как нечто несущественное, не учитывалось. Глава семьи даже не утруждал себя объяснением, почему то или иное действие необходимо. Были волшебные слова «надо» или «я так сказал», а также рекомендация от старших «меньше думать и больше делать».
Фокус на интерес
«Многие современные родители по‑прежнему придерживаются вертикали власти в семье. Но при этом уже не хотят просто заставлять ребёнка, а предпочитают мотивировать. Но опять нет важного связующего звена между требованием и действием: заинтересованного ребёнка ни заставлять, ни мотивировать не нужно», – подчёркивает психолог Светлана Бутенко.
Мотивацию принято разделять на внешнюю и внутреннюю. Внутреннее побуждение обусловлено личным интересом или хобби, которые, по мнению специалиста, и нужно поощрять и поддерживать. А мотивировать ребёнка приходится, например, когда кружок или секцию выбрал не он сам, а родители или когда поездка к родственникам необходима взрослым, а самому ребёнку там скучно и некомфортно.
«Бывает так, что родителям не нравится увлечение ребёнка и его не поддерживают или, того хуже, высмеивают. Например, мальчик, увлекающийся вокалом или танцами, может не соответствовать ожиданиям мамы и папы. Его пытаются мотивировать на занятия спортом, что позже может породить капризы и страхи малыша. И в дальнейшем он испытывает отвращение к тому, что он вынужден делать для родителей», – поясняет специалист.
Один из самых распространённых вариантов внешней мотивации – материальное поощрение. Однако, по мнению психолога, это путь в никуда. Сначала ребёнок с энтузиазмом берётся за уроки или работу, но, увы, в этом случае не возникает ответственность за оценки или порядок в комнате. Кроме того, в такой ситуации ребёнок в любой момент может сказать, что больше не готов выполнять те же обязанности за ту же сумму, и таким образом он становится хозяином положения и начинает диктовать свои условия. Для ребёнка становится важен не сам процесс, а результат, что в корне неправильно.
«Интересы и увлечения ребёнка всегда нужно поощрять, и тогда внешняя мотивация будет отлично работать в паре с внутренней. Эмоциональные подкрепления, требования и даже наказания, на которые опирается родитель, важно выбирать в соответствии с возрастом ребёнка», – подчёркивает Светлана Бутенко.
Дети до 3 лет: мотивируем игрой
Главная задача: научить малыша повседневным делам (собирать разбросанные игрушки, книги, выбрасывать свой мусор в ведро).
Ошибочная стратегия: постоянно повторять просьбу, приказывать, угрожать ребёнку.
Правильная тактика: превратить уборку в занимательный квест или приключение.
«Малышам нужен элемент игры. Например, в уборке может участвовать сказочный персонаж, а разбросанные игрушки может забирать домовой. Но игра, предложенная малышу, должна строиться по правилам: просьба – напоминание – предупреждение – наказание. Наказанием в данном случае служит отбор игрушек и проговаривание ситуации. Сказать нужно сначала про чувства к ребёнку – «я тебя люблю», затем про действие – «я просила», затем про следствие – «игрушек больше нет». Нужно быть готовым к негодованию ребёнка, но при этом важно выражать сочувствие малышу. Однако правил всё равно придётся придерживаться: не отдавать игрушки, иначе причинно-следственная связь у ребёнка не сформируется», – подсказывает Светлана.
Подобным образом, по словам психолога, можно мотивировать ребёнка на необходимое для родителей действие. К примеру, нежелание чистить зубы можно пробудить с помощью интересной зубной щётки в виде зверушки, которая ходит в гости к зубкам и приносит им небольшой подарок – зубную пасту. Можно добавить тематические мультики или рассказы про важность ухода за зубками.
Важно: хвалите за инициативу!
Часто трёхлетки и сами начинают проявлять инициативу в домашних делах – они подражают взрослым. Например, хватаются за веник или швабру. Обязательно похвалите малыша и не переделывайте за ним уборку, иначе отобьёте охоту помогать в следующий раз.
Дети от 4 до 7 лет: мотивируем исследованием
Главная задача: дать попробовать новое, расширить кругозор ребёнка (посещать разнообразные мастер-классы, выставки, детские фестивали).
Ошибочная стратегия: по своему желанию определить ребёнка в одну секцию и настаивать на её посещении.
Правильная тактика: водить малыша по разным кружкам и секциям, дать ему попробовать себя в разных увлечениях.
«Особенность этого возраста заключается в том, что интерес ребёнка может быть неустойчивым, например до первых трудностей. Или малышу будет всё настолько интересно, что ему сложно будет выбрать что‑то одно. Задача родителей в этом случае – наблюдать за ребёнком, поддерживать те его увлечения, в которых кроха проявляет себя лучше всего. Для детей очень важно, чтобы их действия были одобрены родителями. Помните, что похвалы много не бывает, но она должна быть обоснована. Так идёт формирование самооценки ребёнка», – подчёркивает Бутенко.
Важно: не забывайте про отдых!
Многие родители, сосредоточившись на развитии ребёнка, забывают про отдых. Перегрузка и перенапряжение тоже могут отбить интерес и выступить в роли демотиватора к обучению и познанию мира.
Дети 7–13 лет: мотивируем доверием
Главная задача: приучить ребёнка к самостоятельности и отдать ему ответственность за учёбу.
Ошибочная стратегия: подмена безусловной родительской любви на условную любовь за оценки.
Правильная тактика: разбираться в причинах плохой успеваемости, а не ругать и не пугать последствиями плохой учёбы.
«Говорите ребёнку, что вы любите его вне зависимости от того, какие он получает оценки. Не ругайте за плохой результат, а разбирайтесь в его причинах. Не делайте акцент на оценках: почему 4, а не 5, не сравнивайте его оценки с оценками его одноклассников. И конечно, не пугайте вашего ребёнка судьбой дворника. Помните, что школьная оценка – это не показатель жизненной успешности и не трагедия. Если вас, как родителя, это тревожит, то нужно работать с собой и своими чувствами, а не пытаться за счёт сына или дочери успокоиться. Иначе ваш ребёнок не захочет учиться и возвращаться домой после учёбы, и вы утратите доверительные отношения с ним», – подчёркивает психолог.
Важно: приучайте к самостоятельности!
Постоянный контроль выполнения домашних заданий не нужен – отдайте чаду ответственность за учёбу. Однако вы можете обозначить, в какое время лучше делать уроки, когда нужны перерывы. Скажите, что готовы помочь с уроками, если ему понадобится ваша поддержка.
Дети 14–17 лет: мотивируем поддержкой
Главная задача: помочь с самоопределением в жизни.
Ошибочная стратегия: безапелляционно указать подростку, на какое направление и в какое учебное заведение он должен пойти учиться.
Правильная тактика: посещать профориентационные мероприятия, ярмарки профессий, вузы и ссузы (у некоторых учебных заведений есть виртуальные экскурсии, которые помогают сформировать представление об учёбе).
«В этом возрасте ключевая задача подростка – самоопределение в жизни. Поэтому главное, что могут сделать родители, – помочь с выбором профессии. Но именно помочь выбрать, а не заставлять идти учиться туда, куда хотят они. В этом возрасте ребёнок очень переживает за экзамены и свою дальнейшую судьбу. Поэтому родителю важно дать понять, что, несмотря на результат, его любят, поддерживают и принимают. Ведь в жизни, кроме плана А, есть ещё Б, В и так далее. В этот кризисный период в жизни подростка впервые происходит переоценка ценностей. На данном этапе важны успешные примеры из опыта реальных людей», – подсказывает специалист по детской психологии.
Важно: обсудите варианты!
Поговорите с ребёнком о возможностях семьи для получения им платного и бесплатного образования. Расскажите о преимуществах, которые даёт сдача ЕГЭ или аттестат за 9-й класс. А также напомните о других способах проявить себя и поверить в свои силы: участии в конкурсах, волонтёрских и молодёжных движениях.
Подготовила Тамара Акиньшина