Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 октября 2023,  18:50

Уверенность, что нельзя сдаваться. Школьная дистанционка закалила белгородских учителей

Собеседник «Белгородской правды» – учитель русского языка и литературы вейделевской школы Любовь Корощуп

Уверенность, что нельзя сдаваться. Школьная дистанционка закалила белгородских учителейЛюбовь КорощупФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Три года назад, во время ковида, казалось бы, незыблемый многовековой образовательный уклад полностью изменился: учителям пришлось проводить занятия не в классах, а в виртуальной плоскости, видя учеников на экранах компьютеров. Осенью 2022 года некоторые белгородские школы вновь вернулись к такому режиму в связи с обстрелами ВСУ. В 2023-м часть детей до сих пор общается с педагогами в Интернете.

Своими впечатлениями от дистанционной работы поделилась Любовь Корощуп, 35 лет работающая в средней школе вейделевского села Зенино, которое находится в 9 км от российско-украинской границы.

Вникали по пунктам

Поначалу, вспоминает Любовь Александровна, всё было впервые и вновь. 

«Оказалось, что вести уроки онлайн нужно на виртуальной платформе, а они несколько раз сменялись, пока не пришли к оптимальному варианту, который всех устраивал, – говорит Корощуп. – Пробовали Zoom, «Яндекс-телемост», использовали для проверки заданий мессенджеры. Вначале даже не понимали, как установить эти программы на компьютеры. Мы, педагоги, постоянно беспокоили учителя информатики как самого знающего человека. Но потом решили: нас 20 учителей, курировать каждого ему сложно, да он и не должен, нужно учиться самим, вникать, пробовать. Так и сделали. Искали видеоуроки и по пунктам, шаг за шагом осваивали новую для себя информацию. Всё оказалось не так страшно. В принципе, сложность состояла в преодолении внутреннего сопротивления, принятии того факта, что придётся перейти с привычной дороги на новый путь и что другого решения на данный момент нет и не будет».

После того как учителя поняли, что и как им делать, нужно было научить этому же учеников и родителей. Постоянная переписка в чатах, десятки ответов на одни и те же вопросы требовали не только методичности, но и огромного терпения.

И всё это на фоне эмоций взрослых людей, которых ковид закрыл по домам, некоторых лишил работы, и, безусловно, отразился на здоровье. К тому же родителям пришлось буквально сесть за парты со своими детьми, особенно с младшеклассниками.

Тут зенинским учителям пришлось включать и психологов, и дипломатов.

«У нас была негласная установка: действовать исключительно в интересах детей, поэтому любые проблемные ситуации мы рассматривали с этой позиции, – поясняет педагог. – Главным считали поддержать в детях живой интерес к учёбе, сделать всё, чтобы общее напряжение на них не отражалось. Я, например, взяла за правило контролировать себя и свои эмоции. Волнение взрослых передаётся детям, поэтому тогда и сейчас стараюсь держаться спокойно и уверенно и родителей на это настраиваю. Объясняю, что да, есть новая реальность нашего бытия, но знания от этого не стали менее ценными, скорее наоборот».

Тут надо отдать должное и родителям: в силу сельского менталитета и понимания жизни, даже в самые жаркие минуты дистанционки они старались решать спорные вопросы, не вынося сор из избы, сохранив и своё лицо, и авторитет школы, главным образом – в глазах собственных детей.

 

Уверенность, что нельзя сдаваться. Школьная дистанционка закалила белгородских учителей - Изображение Фото: Алексей Дацковский

Юбка и каблук

Что же касается наполнения уроков, то его пришлось менять из‑за того, что по санпиновским нормам уроки у компьютеров сократились с привычных 45 минут до 30, и требовалось проявить недюжинную гибкость ума, чтобы вместить материал без ущерба.

«Делала упор на интенсивность, образность, приветствовала, когда дети задавали дополнительные вопросы после уроков. Конечно, при дистанционном обучении выросла роль самостоятельной подготовки, поэтому мотивировала ребят трудиться добросовестно, призывала не пользоваться тем, что сейчас их труднее контролировать: кажущаяся лёгкость обманчива, а результаты её плачевны», – рассказывает Любовь Александровна.

В вопросах самоорганизации, к слову, сельские педагоги в первую очередь остались требовательны к себе.

«Костюм, юбка, каблук – мы как одевались соответственно статусу, так и держим марку, несмотря на то что дети нас видят во время уроков на экране, – отмечает учитель. – В этом смысле во главе с директором Натальей Васильевной стараемся не отходить от принципов, которые формировались в нашей школе десятилетиями. Образ учителя, на мой взгляд, должен оставаться неизменным, какие бы испытания мы ни проходили».

Постепенно всё вернулось на круги своя – зенинские выпускники хорошо сдавали ЕГЭ, побеждали в престижных конкурсах, потом школы вернулись к очному обучению. Но в сентябре 2022 года в таком формате они проучились лишь 21 день: из‑за обстрелов со стороны Украины школьников из приграничья по соображениям безопасности вновь перевели на удалёнку, на которой они остаются до сих пор.

Верность делу

Учиться, да и вообще жить, в состоянии, когда в любой момент снаряд может прилететь в твой дом, когда по звуку начинаешь отличать залпы разных орудий, когда даже маленький ребёнок знает, куда в этот момент бежать и прятаться, – это сегодняшняя действительность белгородских школ приграничных районов.

Что можно сказать о тех, кто в них учит и учится? Это, безусловно, мужественные люди, независимо от пола и возраста. Демонстрируют они и характер, и идейность.

«Своим ученикам я говорю: мы тоже куём Победу, поддерживаем Родину своим отношением к учёбе. Наши земляки борются за интересы нашей страны, мы просто не имеем права их подвести», – говорит Любовь Корощуп.

В отличие от ковидной дистанционки нынешняя позволяет педагогам вести уроки, находясь в школе.

«Конечно, это удобнее, чем дома, возможностей больше: тут и компьютер с платформой, и ноутбук под рукой, где я могу дополнительно искать информацию, принтер, интерактивная доска, наглядные пособия», – рассказывает Любовь Александровна.

Уверенность, что нельзя сдаваться. Школьная дистанционка закалила белгородских учителей - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Кроме того, в этом учебном году дети с согласия родителей приходят к учителям на консультации – хоть как‑то компенсируют дефицит общения, которого накопилось в избытке.

«Благо в летнее время у наших ребят были преференции, я, как классный руководитель, своих одиннадцатиклассников отправляла в лагеря в Крым, Санкт-Петербург, турпоездки по стране. Вернулись все счастливые и переполненные эмоциями», – добавляет учитель.

Вообще, считает Любовь Корощуп, одним из важных моральных уроков, которые выносят её сельские ученики, находящиеся на дистанционном обучении, стала переоценка важности общения. Они бегут, спешат, готовы на всё, лишь бы только повидаться с учителями и одноклассниками.

«Думаю, что в каждой ситуации, которую мы проживаем, есть свои неизменные плюсы и минусы. И без первых мы никогда бы не поняли значимости вторых. Так и в онлайн-обучении, помимо явных недостатков, есть поучительное зерно. Самое главное, что я вынесла из этого для себя, – уверенность в том, что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя сдаваться. Нужно сохранять верность самому себе, своему делу, убеждениям и целям. Уверена, что многие белгородские учителя, проходящие сегодня этот путь, со мной согласятся». 

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×