Справиться с адаптацией. Как белгородским школьникам войти в привычный ритм после дистанта
Учитель гимназии № 3 Белгорода Ксения Левинштейн рассказала «Белгородским известиям», как родители могут помочь своим детям преодолеть непростое начало учебного года
-
Статья
-
Статья
Для большинства родителей дистанционное обучение стало настоящим испытанием. О возвращении в школу детей мечтали, но многие оказались не готовы в неё вернуться: им сложно адаптироваться к новым условиям.
Вернуть режим дня
«Удалёнка безжалостно отучила вашего ребёнка от привычного распорядка. Утром можно было подняться за 10 минут до урока, вечером засидеться за компьютером. Теперь нужно рано просыпаться, собирать портфель, добираться до школы. Дети жалуются, что им тяжело вставать, на уроках трудно сосредоточиться, они быстро устают, сил на домашнее задание не остаётся.
Вернуться к прежнему режиму без помощи родителей многим трудно. Ваша цель – помочь детям опять научиться правильно распоряжаться временем. Поговорите с ребёнком, объясните ему, почему ему лучше ложиться раньше спать, даже если это вызывает активный протест.
Школьнику до 12 лет нужно спать не менее 8, а лучше 9–10 часов, подросткам достаточно 8, поэтому высчитайте, во сколько они должны ложиться спать, и соблюдайте этот график. Если замечаете, что ребёнок с утра вялый, раздражённый, не ссорьтесь с ним, а добавьте время ночного сна и не мучьте первое время ранним подъёмом».
Обязательно отдыхать
«После уроков дети предпочитают проводить время за компьютером. Это сил не прибавляет, так как работают те же системы организма, что были задействованы в школе. Так что вместо отдыха они ещё больше устают. Важно сменить вид деятельности: младшего школьника можно уложить на час на дневной сон, старшему поручить дела по дому. Устраивайте с детьми длинные прогулки на свежем воздухе, есть возможность – занимайтесь вместе спортом, катайтесь на велосипедах.
Часто родители говорят ребёнку: вот сейчас у тебя началась настоящая школьная жизнь, не то, что было на дистанте. Не создавайте ощущение, что всё было каким‑то суррогатом, не обесценивайте его работу».
Не ругать за оценки
«Родителям в начале учебного года иногда кажется, что все знания ребёнка куда‑то улетучились. Если он в первое время учёбы приносит совсем не радующие вас оценки, не раздражайтесь и не ругайте.
Дайте ему адаптироваться, не давите с нагрузкой – она сейчас не будет эффективной. Если ребёнку нравится, то спорт и музыка помогут, а вот образовательные курсы, интенсивная работа с репетиторами могут немного подождать.
Тяжело даётся переход с дистанционного обучения часто болеющим детям или тем, кто перегружен посещением большого количества кружков и секций.
Ситуацию, когда школьника тяжело поднять с постели, он приносит плохие оценки, постоянно на что‑то жалуется, многие родители пытаются исправить бесконечными нотациями либо прибегают к различным запретительным санкциям. Так делать нельзя: вы только усугубите положение. В этот сложный период школьнику нужно помогать, успокаивать, а не сокрушаться, какой он лентяй. Рассказывайте детям, сколько положительных эмоций у него может быть. Школа ведь не только учёба, но и друзья, кружки, совместные праздники».
Разбираться с проблемами
«Прошла неделя, вторая, месяц, а ребёнок по‑прежнему с трудом ходит в школу? Это повод для беспокойства: может, его обижают сверстники, у него плохие отношения с учителем. Если в семье доверительные отношения, то дети об этом расскажут: они не боятся огласить правду. Обсудите эту ситуацию с классным руководителем, школьным психологом, не закрывайте на неё глаза.
Возвращение в школу становится стрессом для тревожных, чувствительных и медлительных детей. Они беспокойны, ведь во время дистанта они расслабились, а сейчас учитель снова рядом, он контролирует их, значит, и страхов сделать что‑то не то стало больше. Чтобы полностью восстановиться, школьникам потребуется время.
Если подавленное состояние длится долго, стоит обратиться к психологу, который не только выяснит причины происходящего, но и поможет родителям найти нужную тактику, чтобы преодолеть эту болезненную для ребёнка ситуацию».
Елена Мирошниченко