Один Дима: в разуменскую школу на занятия приходит единственный ученик
«Белгородские известия» посмотрели, как организованы занятия единственного сидящего за партой второклассника
-
Статья
-
Статья
С 6 апреля белгородские школьники перешли на дистанционное обучение. Но некоторые родители не могут оставить ребёнка дома. В этом случае для школьников организуют дежурный класс. Один из таких открыли в школе №1 посёлка Разумное Белгородского района.
Второй дом
Утром в кабинете учителя Татьяны Киреевой тихо, как в конце рабочего дня, когда все дети разбегаются по домам. Кажется, преподаватель младших классов вот-вот закроет дверь и уйдёт. Но она начинает урок математики для единственного ученика в школе.
— Задача вторая. Ситуация – как у нас в классе. За каждым столом сидят сколько учеников? – учитель показывает на пустые парты.
— По два, – спокойно отвечает второклассник.
— Мы должны рассадить 16 учеников по 2 за каждую парту, рисуй.
В тетради Дима чертит восемь парт. За каждой – два одноклассника, которых сейчас нет рядом. Пересчитывает и даёт правильный ответ.
А теперь перемена – звонков в школе нет, поэтому Татьяна Ивановна объявляет о том, что 40 минут урока закончились.
После первого урока мальчик моет руки с мылом и идёт на завтрак. А после уроков русского языка, окружающего мира и чтения пойдёт на обед, который для него привозят в контейнерах. Во второй половине дня школьник занимается с психологом и логопедом. Домой уходит после пяти вечера.
«Я делаю уроки в школе, чтобы дома можно было провести время с мамой. Я же её целый день не видел», – смущается Дима.
Классный руководитель поясняет:
«Мама приводит его в школу рано утром и уходит на работу. Оставить ребёнка не с кем. Он её жалеет, понимает, что устаёт. Дима пришёл в понедельник и сказал: «У мамы скоро день рождения». И мы начали делать ей открытку. Это для него сейчас самое главное».
В свободное время Дима идёт в библиотеку и читает. Его любимая книга – «В Стране невыученных уроков». Но чтению он предпочитает урок музыки. На перемене может пройтись по коридору и заглянуть в кабинеты других учителей. Поговорить с ними, если свободны. Или послушать музыку со своим учителем. Но музыкальные уроки нравятся больше всего: там мультики показывают.
«Не всегда, – замечает учитель. – Сейчас всё‑таки учебное время, и мы проходим школьную программу. Но по некоторым предметам я его подтягиваю. Мы стараемся построить занятия так, чтобы ему не скучно было и я успевала давать задания на онлайн-уроках. Ходим с ним в спортзал, на прогулки».
На окружающем мире Татьяна Ивановна проводит для мальчика экскурсию на школьном дворе: Они рассматривают цветущие по весне деревья.
На уроке чтения в класс заходит школьная медсестра.
«Дим, повторяем процедуру. Держим пять минут», – она протягивает мальчику градусник.
Утром и в полдень у ученика измеряют температуру. Также медсестра наблюдает за состоянием здоровья учителей и соблюдением санитарных норм: утром и вечером в классах моют полы с дезинфицирующим средством, сотрудники носят маски, пользуются антисептиками и после каждого урока проветривают кабинеты.
Урок для учителя
На занятии у психолога Дима складывает фигурки и пишет письма Незнайке. В это время Татьяна Ивановна включает онлайн-урок. На экране появляются любопытные лица детей, и в кабинете становится непривычно шумно. Для младших классов урок длится 20 минут.
«С маленькими детьми тяжело на дистанционном обучении. В моём классе 21 человек, и не все могут сами настроить «Скайп». У меня в классе два родителя взяли неоплачиваемый отпуск, чтобы сидеть дома с детьми. Отдать ребёнка в дежурный класс мы предлагали всем. Но Дима живёт рядом, и ему удобно ходить, а детей из частного сектора родители после работы не успеют забрать. Созваниваемся со всеми вечером, сбрасываю задания в «Вайбере». Сейчас контроль и связь с детьми – это большая нагрузка».
Учителя с доступом к интернет-сервисам проводят уроки дистанционно. Преподаватели, у которых нет такой возможности, приходят в школу.
«У меня дома слабый Интернет, поэтому иду в школу. Мы много времени сидим за компьютером. Нужно успеть позаниматься с Димой, прикрепить детям задания, проверить их, составить новые на следующий день. Все хотели бы вернуться к прежней школьной жизни. И на совещании директор говорила: «Настало время, когда мы рады видеть детей как никогда».
«Поначалу было страшновато приходить в пустую школу, а потом мы привыкли, – вспоминает директор разуменской школы № 1 Людмила Семенякина. – Я не ожидала, что учителя и родители так ответственно отнесутся к дистанционному обучению. Ученики отправляют задания, ждут проверки. Я утром провожу онлайн-совещание: все при параде, с макияжем и в костюмах. Никто не расслабляется. Но за это время мы сблизились с детьми: машем друг другу, присылаем смайлики. И ученики соскучились. Вместе с родителями даже запустили флешмоб. Снимаем, как школьники и наши сотрудники проводят уроки».
По мнению Людмилы Александровны, дистанционное обучение не заменит живого общения. Но онлайн-уроки – интересный формат, который поможет заболевшим не отставать от учебной программы, а преподавателям – от учеников.
«Учителя сами учатся новому. Поначалу они пугались этого ноу-хау, считали нереальным. Для молодых работников «Инстаграм» – это жизнь. А сотрудники постарше не знали, что значит лайк. Но мы им всё объяснили. Оказалось, можно общаться на расстоянии. Теперь ищут своих знакомых в соцсетях, с учениками переписываются. У меня дочь учится в десятом классе. Недавно сказала: «Мам, у нас идёт урок, а учительница вдруг включает презентацию. Они стали такими продвинутыми!»
Снова в школу
После обеда Дима с психологом идут гулять на школьный стадион.
«Мне в школе нормально, одному никто не мешает. Если в школу не ходить, то кем станешь? И после уроков не скучно. Можно поиграть с друзьями. Но они теперь не всегда выходят», – подумав, мальчик тихо признаётся, что общения не хватает.
Он рассказывает про своих друзей и замечает:
«Почему в жизни придумывают что‑то плохое? Люди неправильные слова говорят, создают злые игры. Я знаю плохой мультик «Ну, погоди!»: волк гоняется за зайцем и мучает его. Заяц же добрый».
Дима хочет ещё немного погулять в солнечный день, понаблюдать за детьми, которые пришли с родителями на игровую площадку. Но его ждёт логопед, и мальчик возвращается в школу.
«Конечно, друзей не хватает, но он справляется, – рассказывает мама Людмила. – Я работаю до вечера даже во время карантина. Родственников рядом нет, а одного боюсь оставлять. Школа поняла и пошла нам на уступки. В ближайшее время сын ещё походит. Потом, возможно, кто‑то из родственников возьмёт в гости или у меня получится взять отпуск».
18 марта в связи с переходом на дистанционное обучение в Белгородской области работают две горячие линии: (4722) 32–40–34 (с 8:30 до 18:00) и 32–36–53 (круглосуточно, можно оставить голосовое сообщение). За это время на горячие линии поступило 1 478 звонков.
В Белгородском районе, Валуйском и Новооскольском городских округах открыты 12 дежурных классов для детей-сирот, детей с ОВЗ и нарушениями развития.
Валерия Солошенко