В школе ты всегда молод душой. Как живёт учительская династия Пеньковых
История одной семьи – из первых уст
-
Статья
-
Статья
В начале 1990-х «Белгородская правда» написала о студенте пединститута Викторе Пенькове, который не только стал победителем Всероссийской олимпиады по физике среди педвузов, но и так подготовил школьницу, что она на городской олимпиаде набрала 61 балл из 60 возможных.
Через 20 лет, знакомясь с учительской династией Пеньковых, мы узнаём, что Виктор Евгеньевич представляет уже третье её поколение.
Всего – четыре поколения
В 30-е годы прошлого столетия Пётр Павлович Пеньков возглавил школу в Прохоровском районе. В войну он был контужен, частично потерял слух и речь, далее служил в политотделе штаба дивизии.
Вернувшегося с войны фронтовика сразу направили на восстановление народного образования. Он был директором школы в Ближней Игуменке, а затем занимался строительством и организацией работы школы в Пушкарном.
Профессию отца продолжили дети: Евгений Петрович преподавал в техникуме, затем в университете. Его сестра Антонина Петровна была заслуженным учителем России и почётным гражданином Белгородского района.
Жена Евгения Петровича – Нина Тихоновна – в юности собиралась стать врачом, но в медицинский институт баллов не набрала. А на следующий год она поступила на физико-математическое отделение педагогического института. Из школы ушла только в 62: её педагогический стаж – 44 года.
Преподавателями школы и вуза стали два сына Евгения и Нины Пеньковых, их невестки. Второй год преподаёт их внук, жена которого тоже получает профессию учителя.
Даже поместить в кадре всех членов учительской семьи – непростая задача. Тем более трудно сразу обо всех рассказать. Но можно поговорить о школе и профессии, которая объединила четыре поколения Пеньковых.
Нина Тихоновна Пенькова
Преподавала физику в школе № 29, была завучем в школе № 41 Белгорода.
«Мои дети учились в школе, где я преподавала, у Владимира я была классным руководителем. И для них, и для меня это было непросто. Я как‑то спросила сына: ты можешь получить по физике четыре? Он отвечает: да. А я говорю – нет, тогда про меня скажут, что я даже своего сына не смогла научить. И ещё: я только в классе рот открываю, ты уже должен руку поднять. Кто идёт мести улицу? Ты! Дежурить? Ты! На олимпиаду – тоже ты.
Владимир в 18 лет на первом курсе физмата уже преподавал в школе. Тогда белгородский учёный Станислав Хорошавин выпустил пособие по методике преподавания физики, а он проверял его положения на практике. Сейчас Владимир работает в одной из московских школ, другой мой сын – Виктор – преподаёт в БелГУ.
И я, и они застали непростые времена, и это не только когда месяцами задерживали зарплату и учителя увольнялись. Это было время порой унизительного отношения к образованию.
В 1990-е я вела профильный класс по физике, где училось много талантливых детей. Я обращалась в наши вузы с предложением засчитывать школьные экзамены как вступительные. Мне открыто говорили: нет, нам нужны платные группы. Я в сердцах тогда сказала: вы ещё сами будете предлагать деньги, чтобы дети пришли к вам. Сами видите, как состарились учительские коллективы. Вот вы знаете, например, что даже в московском пединституте 10 лет не было физмата? И откуда тогда возьмутся учителя?
Ученики у меня были замечательные. Я считаю, что педагог должен работать на сильных: ленивых трудно заставить, а тех, кто хочет учиться, лодыри тянут назад. Лена Мясоедова – сейчас она старший научный сотрудник института в Дубне (Объединённый институт ядерных исследований – прим. ред.) – школьницей поехала на всероссийскую олимпиаду. С блеском прошла теоретический раздел, а с практического в самом начале её с аппендицитом забрала скорая. И представьте, что даже так она обошла всех и заняла первое место. В заочной физико-математической школе она получила 7 баллов из 5 возможных за оригинальность решения. Но за всем этим, конечно, стояла большая совместная работа учителя и ученика. Мои ученики были постоянными победителями олимпиад.
Я часто задаю себе вопрос: а смогла бы я сейчас работать с нынешними детьми? И отвечаю – да, смогла бы. Многое зависит от личности учителя, а работать можно везде».
Виктор Евгеньевич Пеньков
Кандидат педагогических наук, доктор философских наук, награждён орденом Александра Великого Российской академии естествознания, преподаёт в БелГУ.
«Мой жизненный девиз звучит так: «Настоящий учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты». Студентам, школьникам я расскажу предмет так, что кто захочет – поймёт, а кто не захочет, тому уже никто не поможет. Обучение – процесс взаимный.
Моё кредо – работать на сильного. А сильным может стать каждый. Задача педагога – создать условия, чтобы ученик мог свои способности реализовать. Многое, конечно, зависит не только от учителя, но и от родителей. В нашей семье были прекрасные условия для самореализации. В школе, студенчестве я был победителем и призёром 21 олимпиады по физике. Защитил кандидатскую диссертацию по общей педагогике, в которой формирующий эксперимент проводился по методике преподавания квантовой механики.
А вот в докторской рассматривал философские вопросы мироздания, касался и астрономии, которая недавно вернулась в школу. Как её преподавать – та ещё проблема, поэтому я веду курсы по повышению квалификации учителей.
До работы в вузе я 15 лет преподавал астрономию в школах № 29 и 41 Белгорода. Сейчас встречаюсь со школьниками на курсах по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, читаю лекции по естествознанию для будущих педагогов. Насколько важен этот предмет? Столкнулся с искренней уверенностью некоторых студентов, что Солнце вращается вокруг Земли, они не могут объяснить, почему меняются времена года, да и в других вопросах окружающего мира иногда полное отсутствие знаний.
Моя жена Наталья тоже педагог – мы учились на одном факультете. Она 15 лет преподавала математику в школе № 41, как и я, получила второе образование и сейчас ведёт культурологию у студентов».
Владимир Евгеньевич Пеньков
Работал учителем в школе № 41 и директором в школе № 47 Белгорода, завучем в лицее № 9. Последние пять лет – учитель физики в московской школе «Интеграл».
«Директором школы я стал в 30 лет, о чём и подумать никогда не мог. Родители подтвердят: я никогда не мечтал стать учителем. Серьёзно занимался гандболом, но спортивная карьера не сложилась. А на физмат вступительные баллы были меньше, чем на спортивное отделение.
То, что я буду преподавать, понял на педагогической практике после первого курса в летнем лагере. Мой отряд – 40 младших школьников – никак не мог справиться с моим именем-отчеством. Они называли меня «дядя Вова», и мне с ними очень нравилось общаться. Я не пожалел о своём решении: у меня интересная профессия, которая наконец‑то материально вознаграждена.
Сегодня многие говорят, что, мол, дети сейчас не те, что были раньше. Я считаю, они не изменились, но всё вокруг них поменялось здорово. В начале моей карьеры учитель был источником знаний, а сейчас всё можно найти в Интернете. Задача педагога – научить, где почерпнуть и как правильно использовать информацию, как совместить формулы в голове.
Нынешнее поколение не может долго концентрироваться: если раньше я вёл спаренные уроки, то сейчас через 15 минут вижу, что дети теряют внимание. Значит, надо пошутить, отвлечь и идти дальше. Это не их беда, это время такое.
Помню, я взял восьмой класс, где учился с тройки на четвёрки Дмитрий М. В итоге средний ученик стал серебряным медалистом, окончил вуз с красным дипломом, сейчас он ведущий инженер в одной из крупных IT-компаний. Его отец на выпускном вечере сказал мне: «Спасибо, что в классе сына был культ учёбы». Я тогда все успехи детей каждую неделю переводил в баллы. Может, было неправильно сравнивать их, но тогда это здорово действовало: дети стремились быть лучше.
Но и сейчас с ними здорово. Просто из 100 % умений педагога один должен приходиться на харизму: по‑моему, это то, что заставляет людей внимательно тебя слушать по собственной воле. А вообще благодаря школе, несмотря на седую голову, в душе ты по‑прежнему молод.
Мои дети нашу династию не продолжили, но я полностью поддерживаю их выбор. Сын Николай учится на физика-ядерщика, а дочь Татьяна работает криминалистом».
Сергей Пеньков
Второй год преподаёт историю в школе № 3 города Строителя.
«С физикой в школе у меня не сложилось, и я выбрал историю. Ученикам стараюсь преподавать так, чтобы даже со скучными учебниками истории им было всё понятно, а для этого надо доступно и интересно преподносить факты. Главная проблема в том, что многие не понимают, зачем надо учиться, и не делают этого. Так что есть над чем работать.
Моя жена Екатерина – студентка, будущий учитель. Она тоже историк, поэтому у нас всегда много общих тем».
Алексей Пеньков
Студент Белгородского музыкального колледжа.
«Точные науки мне не интересны, а вот музыка – это моё. Из колледжа я выйду концертмейстером и преподавателем музыки. Первый ученик уже есть – учу его играть на гитаре. И сделал для себя кое‑какие выводы: ученик никогда не должен просто выполнять чужой приказ, надо объяснить, почему именно так надо сделать.
А вообще, мне очень нравится, когда старшие говорят про школу, ведь сколько интересных историй и человеческих судеб! Я впитываю опыт поколений. И это не громкие слова – я очень горжусь своими родными».
Елена Мирошниченко