«Сами сорим – сами убираем». Чему учат детей школьные дежурства и субботники
В вопросах трудового воспитания разбираются «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
В Госдуме готовится законопроект о трудовом воспитании в школе, согласно которому труд ученика будет разрешён с согласия его самого либо родителя. Ожидается, что нормы в случае принятия такого закона заработают уже со следующего, 2023/24 учебного года.
Как это было
В 1861 году, после отмены крепостного права, многие дворяне пересмотрели отношение к трудовому воспитанию своих чад. Вопрос стал прорабатываться отечественными психологами и педагогами – от родителей и учителей требовалось привить детям уважение и любовь к работе вместе с привычкой трудиться. При этом уважать и чужой труд, и собственный.
В 1919 году на первом съезде по дошкольному воспитанию и в 1921-м на втором определили содержание труда дошкольника. На протяжении многих лет вопросы трудового воспитания волновали педагогов и психологов.
Общешкольные, заводские, городские субботники были частью воспитательного процесса в Советском Союзе. Каждый человек того времени знаком с понятием «общественно полезный труд». Это не только летняя работа на полях во время школьных каникул, в строительных отрядах и лесничествах, но и шефское движение, волонтёрство в современном понимании.
До сих пор многие заставшие эпоху СССР с теплотой вспоминают «те советские субботники». Юноши и девушки охотно принимали участие в маёвках. Взяв лопаты и вёдра, молодёжь за несколько часов приводила в порядок лесные насаждения, тротуары, территории дворов и предприятий – и всё это под добрые шутки и песни.
Учащиеся осенью убирали школьный сад от листвы, а зимой мальчишки чистили дорожки от снега. Упасть в гору листьев или поиграть в снежки – что может быть лучше? Такая «вахта» больше напоминала игру на свежем воздухе, чем трудовую повинность.
Трудовые обязанности в школе были самыми разнообразными. В классе нужно было поднять стулья, подмести и помыть пол после уроков, полить цветы, протереть доску – с этими справлялись даже ученики начальной школы. Дети постарше следили за порядком в коридоре, записывали в журнал опоздавших на урок. Также школьники готовили учебные помещения по сезону – перед наступлением холодов оклеивали окна, весной убирали утепление, старшеклассники мыли стёкла и рамы.
Дежурный ученик никогда не оставался один в классе – на помощь ему всегда приходили друзья. Да и принести мел из «хозяйской» никогда не вызывало сложностей. Скорее, такие обязанности дети воспринимали как повод прогуляться по коридорам во время урока.
Особые воспоминания связаны с дежурством в столовой. Было какое‑то особое настроение от убранной посуды, расставленных на столы стаканов с чаем и тарелок с супом, разложенного хлеба. А дежурный по столовой был на особом счету среди друзей – мог налить компот без кусочков фруктов или передать лишнюю порцию. Часто после смены ребят подкармливали сотрудники столовой – угощали сосисками, а компот был доступен в неограниченном количестве.
Отличала главного по тарелочкам красная повязка на руке – символ ответственности и особого положения.
Помнится, что дежурили не только дети, но и учителя. На неделю назначали дежурный класс, руководитель которого приходил раньше всех и покидал школу самым последним. Педагог проверял наличие всех журналов в учительской, сверял списки, выключал свет и смотрел, не остался ли кто из детворы после кружков.
Трудиться играя
В советской школе знали, что невозможно вырастить многостороннюю личность, не привив ребёнку любовь к труду. Как же правильно организовать трудовое воспитание, мотивировать детей, научить ценить результат своего и чужого труда?
Приобщать ребёнка к труду и самообслуживанию необходимо как можно раньше, утверждают психологи. Трудовая деятельность дошкольников тесно связана с игрой, которая помогает им выполнять работу с большим интересом и добиваться лучших результатов. Дети всех возрастов очень любят соревнования – кто сильнее, кто быстрее, кто красивее. Важно лишь эти лидерские качества направить в мирное русло.
В детских садах подобные соревнования – часть ежедневного воспитательного процесса. Например, для совершенствования навыков зачастую проводят конкурсы «Кто лучше заправит кровать», «Кто лучше сложит вещи в шкафчике» – это развивает аккуратность и желание помогать взрослым. Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке: уборка участка детского сада от опавших листьев, сбор семян, развешивание кормушек. С приходом зимы дети с удовольствием лепят лабиринты из снега, расчищают дорожки.
Через игру воспитатели учат детей работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности, прививают трудолюбие.
«Сначала мы учим ребёнка самообслуживанию: одеваться-раздеваться, убирать игрушки и т. д., – делится опытом работы воспитатель сада № 79 Белгорода Светлана Цыцорина. – Малышам постарше ставим более сложные задачи: дежурство по столовой, сервировка стола, стирка кукольной одежды – это уже хозяйственно-бытовой труд. У старших дошкольников добавляется дежурство к занятиям – помогают воспитателям в приготовлении к урокам. Особое место в трудовом воспитании отводим работе «на природе» – дети ухаживают за комнатными растениями в группе и за цветами на участке, выращивают овощи на огороде. В нашем детском саду ежегодно проходит традиционный конкурс огородов на подоконнике. Ведь для того, чтобы вырастить хорошую рассаду, необходимы время, терпение и труд. Чтобы мини-огород привлекал внимание детворы, мы используем различные сюжеты из сказок».
Приобщение к трудолюбию ведётся как в детском саду, так и в начальной школе – через изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Старших воспитанников привлекают к реставрации книг, что учит бережному отношению к труду.
«Через долгосрочный проект «Я бы в фермеры пошёл, пусть меня научат!» дети дошкольного возраста знакомятся с такими профессиями как ветеринар, фермер, агроном», – продолжает Светлана Павловна.
Порядок в школе
Как отмечают психологи, важно соблюдать баланс. Дети по природе своей старательные и очень ценят неформальное общение. Да и трудовая деятельность в школе – это скорее игра, имитация работы, чем сам труд. Игра во взрослого – вот что так любят дети.
Многие современные родители понимают, что ребёнка необходимо готовить ко взрослой самостоятельной жизни. В классах есть договорённость между родителями, что минимальный «трудовой набор» дети выполняют сами – убирают мусор после уроков технологии, моют парту после рисования.
«На родительском собрании эти вопросы обсуждаются и почти никогда не вызывают споров и недопонимания среди мам и пап. Ведь никто не говорит о том, что дети будут выполнять работу технического персонала школы. Убрать за собой – вот главный постулат трудового воспитания, – уверена директор белгородской школы № 50 Елена Галеева. – Именно в школе ребёнок проводит большое количество времени – сначала уроки, потом кружки и секции. Школа – это второй дом, где тоже должен быть порядок. Важен не сам труд как таковой, а воспитание положительного отношения к работе – дети ощущают себя более ответственными: сами сорим – сами убираем».
Неважно, кем станет ребёнок, когда вырастет, – лётчиком или строителем, учителем или доктором, поваром или водителем.
Привычка трудиться пригодится в любой профессии.
У ребёнка должен быть ряд постоянных обязанностей, что способствует воспитанию ответственности, чувству долга, уважения к трудовым профессиям.
Быть ответственным – значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять, что даёт человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах.
«Человек не рождается с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретает эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности, настолько самостоятельным вырастет гражданин государства», – дополняет Елена Валентиновна.
Родители – лучший пример
Дети всех возрастов очень любят «быть взрослыми», им нравится совершать «взрослые» поступки – так они познают мир, приучаются ценить труд родителей и сотрудников сада или школы.
Главное – помнить, что в основе всех дел лежит принцип добровольности. А вот сделать так, чтобы ребёнок захотел трудиться – это задача педагога и родителя.
Важную роль в трудовом воспитании подрастающего поколения играет семья. Мамы и папы, бабушки и дедушки – лучший пример для детей.
Сначала все родители учат малышей самообслуживанию – гигиена, одевание-раздевание, уборка постели, наведение порядка с игрушками, уход за одеждой и обувью, потом можно просить помощи во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями.
«Чувство собственной значимости повышает желание трудиться – хоть дома, хоть в школе. И здесь необходимо подумать об организации совместных с родителями субботников – дети самостоятельно моют парты и наводят порядок в шкафчиках и полочках общего пользования, а родители могут выполнить более сложную работу: помыть окна, подкрасить стены, отремонтировать доску или смазать петли на дверях, – отмечает педагог-психолог Дарья Сутулина. – Искренняя благодарность и восхищение взрослых вызывают у ребёнка гордость за свой труд».
Екатерина Алавердян