Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 июня 2022,  14:48

Воспитание чудом. Как стать главным волшебником в жизни ребёнка

Воспитание чудом. Как стать главным волшебником в жизни ребёнкаФото: pexels.com
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Дед Мороз, Зубная фея, конфетки от зайчика – все эти образы родитель закладывает в голову ребёнка с раннего детства. Насколько важно малышу верить в чудеса? Нужно ли родителям поддерживать эту веру и как это правильно сделать, разбирались «Белгородские известия».

Добрый медведь и зубная мышь

«…Отец работал на заводе. И каждый вечер в тёплое время года, возвращаясь со смены, он приносил мне огромного варёного рака. «От медведя» – лаконично бросал он ответ на мой вопрос. Тогда, в детстве, это казалось невероятным чудом. Воображение у меня было бурное. Поэтому каждый раз в красках я представляла себе, как по дороге домой с работы папа останавливался у посадки, искал там доброго медведя, который варил в котелке на костре раков и просил одного для дочки. Но однажды я оказалась у отца на работе во внеурочное время. Он сидел в закутке цеха с другими мужиками. На расстеленной на столе газете высилась гора раков, которых рабочие с аппетитом поедали. Один из них, дядя Жора, хитро улыбаясь в усы, протянул мне моё любимое лакомство… По дороге домой я чуть не плакала. А потом меня осенило: добрый медведь устал жить в лесу и превратился в дядю Жору…»

«…Никакой Зубной феи в нашем детстве не было. Зато была мышка-норушка, которая жила под полом. По ночам она негромко там шуршала (мама говорила – денежками). Их она меняла на наши молочные зубы. Курс был твёрдым: рубль за передний и трёшка за коренной. На эти деньги тогда можно было накупить гору сладостей, но всё равно мы со своими зубами расставались неохотно, расшатывая их во рту языком по несколько дней. Когда, наконец, один из молочных братцев окончательно терял связь с десной, его требовалось опустить в самую широкую щель между половицами и прошептать: «Мышка-мышка, забери мой зуб молочный, подари мне новый прочный». Свою часть сделки мышка выполнять не очень спешила, однако в ту же ночь подкидывала под подушку денежку. А постоянный зуб потом, конечно, вырастал… Сейчас у меня самой есть дети. Когда у них начали меняться зубы, я поняла, что сказка про мышку не прокатит: полы‑то в городской квартире паркетные, без щелей – куда зуб прятать? На помощь пришла Зубная фея. Дети оставляли ей салфеточку с выпавшим зубом на балконе, а наутро там же находили желанный подарок. Дочь верит в Зубную фею до сих пор, а вот старший сын уже скептически хмыкает, но вслух свои сомнения не высказывает: кому охота лишаться источника радости?..»

Ящик мороженого

«Однажды под Новый год мама пришла домой с большой коробкой. В ней оказалось много-много вафельных стаканчиков с самым главным лакомством – мороженым. Мы, деревенские дети, в отличие от городских, видели его нечасто и далеко не в первозданном виде. В сельский магазин мороженое завозили редко, а довезти его в сезон из города было невозможно. Помню, как однажды горько плакала подруга, которой отец вёз несколько пломбирок в стеклянной трёхлитровой банке. Естественно, в жаре мороженое растаяло и превратилось в белую сладкую жижу, в которой плавали размякшие вафельные стаканчики. А тут целая коробка мороженого – штук 20. И самого что ни на есть настоящего: твёрдого, холодного, в хрустящей вафельной «рубашке» с бумажным кругляшком на макушке. «Встретила по пути Деда Мороза. Он был на мотоцикле с коляской, а в ней – много-много таких коробок. Одну для вас передал, но сказал, чтобы весь год слушались родителей. А то в следующий раз ничего не подарит!» – сообщила мама. И принялась засовывать стаканчики в морозилку. На наше счастье, несколько штук не поместилось – их нам с братом разрешили съесть сразу. Кажется, в тот раз я впервые объелась мороженым. Но всё равно не разлюбила его. Подъедали мы подарок зимнего деда все новогодние каникулы, выковыривая себе по стаканчику из вечной мерз­лоты холодильника. Это самое яркое воспоминание моего детства…»


Хорошо или плохо, что ребёнок верит в чудеса?

Отвечает детский психолог клуба «Шёлковые детки» Екатерина Егорова:

Воспитание чудом. Как стать главным волшебником в жизни ребёнка - Изображение Фото: Личный архив Екатерины Егоровой

— Вера в чудо поддерживается детским воображением, которое активно развивается в дошкольном возрасте, когда ребёнок иногда может терять границу реального/волшебного. Воображение – необходимое условие для его гармоничного развития.

Благодаря историям о добрых волшебниках ребёнок вступает во взаимодействие с «идеальной формой» нашего мира, то есть с достигнутым обществом уровнем развития культуры, с тем, как должно быть, а как не должно. Так, например, сказки помогают усваивать нравственные нормы: на их основании дети учатся отличать хорошие поступки от плохих. У ребёнка возникает чувство, что в этом мире обязательно и у каждого есть добрый покровитель, помощник. Это ощущение существования волшебника дарит тепло, добро, веру в чудеса, а в дальнейшем эта детская вера взрослеет и превращается в личные качества: оптимизм, вера в лучшее, убеждённость в том, что добро всегда побеждает.

Некоторых рациональных родителей может насторожить такая сказочность, будто при этом происходит обман ребёнка. На самом же деле невозможно понять ценность таких волшебных историй для детей, оценивая их с точки зрения рационального и серьёзного взрослого. Очень полезно родителям относиться к этому как к игре. Так, например, мы не говорим ребёнку: «Это песок, а не кулич», «Это кукла, а не малыш».

Вера, как бы то ни было, есть у каждого человека: в себя, Бога, добрые силы, судьбу, Вселенную. Вера – опора человеческих стремлений и потребностей, она обладает величайшей эмоциональной и внушающей силой. Такими вымыслами о чуде мы показываем ребёнку: «Смотри, мир добр к тебе». Вера в чудо может выступать как инструмент, позволяющий понимать события, устанавливать их связь с нормальной ситуацией, что обеспечивает наполнение смыслом мир.

Здорово, если есть равновесие между верой в волшебство и себя. Глубокая вера во что‑то воображаемое возникает, когда в реальной жизни ребёнку может очень чего‑то или кого‑то не хватать, и тогда он проживает эту нехватку уходом в иллюзии. Важно уметь замечать это.

Плохо, когда чудесный герой играет роль в регулировании системы правил, требований/обязанностей, наказаний и прочего в отношении ребёнка вместо самого родителя. Например, «ты себя плохо вёл весь год, Дед Мороз не подарит тебе подарка», или «фея передала тебе вкусняшек, так как ты получил пятёрку». Имею в виду плохо, когда это происходит систематически и родитель демонстрирует непринятие через образ волшебника.

Трудно представить ситуацию, где мама или папа сознательно лишает ребёнка чудесного детства. Фантазию детей сложно ограничить, они могут и в узорах ковра находить фигурки и придумывать сюжеты. Чудеса со временем сами покинут детство. Уже в младшем школьном возрасте дети перестают верить в Деда Мороза, и это может быть достаточно травматично для них. Поэтому, когда это случится, родителю важно быть честным с ребёнком и мягко донести до него, что во взрослой жизни тоже случаются чудеса. И теперь уже он сам может стать добрым волшебником для своих близких и тех, кто больше всего нуждается в чуде.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×