Как организована доступная среда в школах, детсадах и ссузах Белгорода
24 августа белгородские журналисты узнали об этом, побывав в детсаду № 21, школе № 50 и индустриальном колледже
-
Статья
-
Статья
Программа «Доступная среда» реализуется в Белгородской области с 2011 года. За 10 лет её участниками стали 215 образовательных организаций: 63 детских сада, 144 школы, 5 учреждений допобразования и 3 – среднего профобразования. В прошлом году более доступными для детей и подростков с ограничениями по здоровью стали 14 школ и 8 детсадов. В 2022-м – 5 школ и 10 дошкольных организаций.
Для самых маленьких
Детский сад № 21 «Тридевятое царство» открылся в Белгороде в переулке Макаренко в конце мая этого года. Сейчас здесь 163 воспитанника, среди них есть дети с тяжёлыми нарушениями речи. Дошкольников с ограниченными возможностями передвижения здесь нет, но элементы доступной среды присутствуют в здании в полном объёме: таковы современные требования при строительстве новых образовательных учреждений.
«У нас четыре входа в здание, и все они оборудованы пандусами и поручнями, табличками с информацией о дошкольном учреждении, выполненными шрифтом Брайля. Возле каждого пандуса есть кнопка вызова персонала. Сигнал от неё поступает на пост охраны, и уже оттуда направляют дежурного помощника», – поясняет заведующая Анастасия Мирошникова.
В самом здании для удобства передвижения маломобильных воспитанников расширены дверные проёмы, на каждом из двух этажей оборудован специальный санузел, тоже с кнопкой вызова – на случай если ребёнок почувствует себя плохо. Между этажами дети с ОВЗ будут передвигаться на лифте. Людям с нарушениями зрения внутри помещения помогут ориентироваться информационные таблички со шрифтом Брайля.
Для воспитанников с любыми видами ограничений по здоровью особенно важна психоэмоциональная разгрузка. С ними работает психолог в сенсорной комнате.
«Сенсорные панели помогают развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику, разноцветные оптические волокна переключают внимание и помогают изучать цвета, расслабиться здесь можно во время рисования песком или прослушивания негромкой музыки. Дети очень любят играть в сухом бассейне, для них это такие же приятные ощущения, как при взаимодействии с водой. Всё это даёт и большой диагностический эффект в работе с малышами, имеющими ограничения по здоровью», – рассказывает педагог-психолог детсада Раиса Глотова.
Анастасия Мирошникова показывает логопедический комплекс для развития речи, его можно использовать как для занятий с обычными детьми, так и с теми, у которых ОВЗ. Прибор похож на игровой автомат с сенсорным экраном. Играть могут одновременно несколько человек, бросая условный кубик (как в настолках) и отвечая на вопросы, тем самым продвигаясь по маршрутам.
«Нажимаем кнопку, выбираем персонажа, который нравится, получаем задания. Они для всех разные. Вот, например, вопрос: «Что рифмуется со словом улитка?» Есть три варианта ответов, нужно выбрать верный», – сообщает заведующая.
В школу без барьеров
В школе № 50 Белгорода 1 654 ученика. Среди них больше 50 школьников с ОВЗ. 12 из них занимаются в классе коррекции, а ещё 40 – в обычных классах: это и есть инклюзивное обучение.
Для колясочников здесь сделан дополнительный въезд, чтобы можно было доставить ребёнка прямо к пандусам на отдельных входах. Их два: один для учеников начальной школы, второй – для детей среднего и старшего возраста.
«Вот как раз для них мы специально не устанавливаем поручни, чтобы подчеркнуть, что они такие же, как все. Считаем, что это и есть безбарьерная среда. Внутри для передвижения у нас есть дежурная коляска», – комментирует директор Елена Галеева.
Внутри учебного заведения просторные коридоры, лифты и санузлы для людей с ОВЗ, в учебных классах – широкие двери и на входе нет порогов, которые могут стать препятствием для коляски.
«Смотрите, стул можно убрать, и ребёнок на коляске спокойно сюда поместится и будет заниматься», – говорит Галеева.
А завуч Светлана Нерубенко зобавляет:
«В кабинете начальных классов можно регулировать высоту и наклон парты под каждого индивидуально».
Инклюзивное образование
Белгородский индустриальный колледж подаёт пример другим учреждениям СПО региона в организации инклюзивного образования с 2017 года. А с 2018-го является ресурсным учебно-методическим центром и центром развития движения «Абилимпикс» в нашей области. Проводить эту работу помогает грантовая поддержка из федеральных субсидий. В 2022 году сумма гранта превысила 18 млн рублей.
Грант 2023 года в размере немногим более 3 млн рублей собираются потратить на переобучение сотрудников техникумов и колледжей региона по программам инклюзивного образования. В этом направлении наши педагоги курируют и своих крымских коллег: в июне этого года 30 работников СПО оттуда прошли у нас курсы повышения квалификации.
На данный момент в индустриальном колледже, кроме пандусов, кнопок вызова персонала и тактильных табличек со шрифтом Брайля, есть оборудование, облегчающее учёбу студентам с особенностями здоровья.
«На входе у нас специальный терминал, который содержит информацию для лиц с ОВЗ. Они здесь могут посмотреть расписание занятий, записаться на питание и почитать новости. Слабовидящие могут увеличить шрифт, маломобильные – сместить текст вниз для удобства чтения, для слабослышащих есть звуковое оповещение», – комментирует зам директора колледжа по инклюзивному профобразованию Галина Беляева, показывая возможности терминала.
Преподаватель информатики Валентина Нечаева демонстрирует специальную аппаратуру:
«Дети с ограничениями движения рук могут использовать вот такой манипулятор вместо компьютерной мыши. Он надевается на голову и даёт возможность управлять курсором с помощью поворота головы. Как только курсор навели, нажатием ноги можно управлять левой или правой клавишей мыши или осуществлять вход. Наши студенты используют этот манипулятор для управления графическим редактором».
Кабинеты для маломобильных студентов размещены на вторых этажах каждого из четырёх корпусов, между которыми оборудованы удобные переходы с пандусами для проезда колясок. Попасть на второй этаж можно с помощью электрического подъёмника, он же поможет добраться до бассейна. Там этим летом провели капитальный ремонт и закупили подъёмник специально для того, чтобы помочь людям, имеющим ограничения в движении, добраться до воды.
В новом учебном году в этом колледже будут учиться 59 студентов с ОВЗ, а всего таковых по региону – почти 600 человек.
Елена Коржова