И агроном, и цифровой модельер: каких специалистов готовят белгородские ссузы
Рассказываем о современных специальностях, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10 лет
-
Статья
-
Статья
Система среднего профессионального образования готовится к серьёзной перезагрузке. Стремительно развивающиеся технологии, в том числе цифровые, диктуют рынку труда иные условия, и пополнять его кадрами, востребованными сейчас и в ближайшей перспективе, в первую очередь предстоит колледжам и техникумам.
Впрочем, на запросы крупных работодателей ссузы стараются реагировать оперативно и уже обучают молодых людей современным профессиям, входящим в топ-50.
Сделаем всё бесконтактно
Замдиректора Белгородского механико-технологического колледжа по учебно-производственной работе Сергей Бирюков приглашает встать на маленький чёрный круг и замереть на 30 секунд. Не шевелюсь, как на рентгене, и вдруг начинаю медленно крутиться вокруг оси под звук включившегося оборудования.
3D-сканер за полминуты пронизывает меня насквозь и передаёт изображение на большой монитор, а через пять минут программа открывает точную копию моей фигуры с детальными размерами частей тела для пошива, например, рубашки. Утомительные замеры ленточным сантиметром и приглашения на предварительные примерки в этом случае неуместны: цифровой модельер сделает всё бесконтактно.
«В результате сканирования получаем ваш аватар. Далее создаются чертёж, цифровые лекала выбранной одежды – перед, спинка, воротник, если речь идёт о рубашке, задаётся сама ткань – хлопок или кожа, её толщина и структура, – рассказывает преподаватель спецдисциплин по специальности «конструирование, моделирование и технология швейных изделий» Светлана Берникова. – Затем происходит 3D-сшивание, позже представим клиенту 3D-визуализацию: он увидит, как сидит на нём новый костюм, как выглядит при ходьбе, в положении сидя и стоя».
При этом Сергей Сергеевич добавляет:
«В ателье приезжать не нужно, модельер отправит видеофайл на электронную почту. Можно попросить изменить цвет изделия, его фасон, внести прочие коррективы. После того как вы утвердили окончательный вариант, лекала распечатываются на плоттере и модель передаётся в пошивочный цех. За готовым заказом придёте в назначенный день».
Подобная техника, по словам директора колледжа Сергея Зарубина, – настоящий прорыв в швейной индустрии. Она пока имеется в восьми регионах России, а в Белгороде появилась летом прошлого года благодаря победе ссуза в федеральном проекте «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
К тому времени, когда на фабриках и в ателье инновационные методы вытеснят прежние, наш механико-технологический предложит рынку труда сотню цифровых модельеров: в 2022 году учебное заведение впервые выпустит 20 дипломированных специалистов.
Будут запросы – будут и кадры
И всё‑таки система профобразования отстаёт от развития рынка – не потому, что упускает из вида намечающиеся тенденции или не анализирует ситуацию. Технологии в XXI столетии обновляются настолько быстро, что за ними не успевают угнаться ни техникумы, ни крупные предприятия – так было всегда и во всём мире, утверждает замначальника департамента образовательной политики Министерства образования Белгородской области Людмила Шаповалова.
«Невозможно идти на шаг впереди ещё не внедрённых в производство разработок, ведь нельзя предвидеть то, что ещё не придумано, верно? – констатирует Людмила Тимофеевна. – Те, кто раньше остальных реагирует на изменения и хватается за передовые идеи, которые зададут тренд целым отраслям, – в выигрыше. Это вызов, и мы его принимаем».
У нынешней системы профобразования два ключевых направления, считает Людмила Шаповалова.
Во‑первых, массовые профессии, актуальные здесь и сейчас в отраслях, модернизирующихся не так стремительно, – значит, они будут востребованы и через 20 лет.
Во‑вторых, существуют формирующиеся сферы деятельности, постоянно прогрессирующие и открывающие новые грани.
Например, секторы IT, аддитивных технологий (обобщённое название технологий, предполагающих изготовление изделия по данным цифровой модели методом послойного добавления материала – прим. авт.), фармацевтики, и для них важно обучать кадры оперативно и безотлагательно.
«Никто не говорит, что скоро перестанем принимать механиков, сварщиков или поваров только по той причине, что в перспективе отрасли переформатируются под иные технологии: на них в данный момент имеется запрос, и продолжать их выпускать мы обязаны, – поясняет Шаповалова. – Есть области, где прямо сегодня нужны новые кадры, которые нам ещё предстоит подготовить. Должны чётко понимать заказ и уметь балансировать: обучать как по традиционным специальностям, так и по специальностям будущего».
Четыре новых мастерских
В составленном Минтруда России списке топ-50 профессий, требующих среднего профобразования, действительно встречаются знакомые: агроном, ветеринарный фельдшер, повар (кондитер), электромонтёр.
С ними соседствуют оператор беспилотных летательных аппаратов, специалист по мехатронике и мобильной робототехнике, специалист по аддитивным технологиям. И даже в привычном для слуха специалисте по изготовлению швейных и меховых изделий закрались новейшие технологии, с которыми уже познакомился в Белгородском механико-технологическом колледже.
«На VI региональном чемпионате WorldSkills Russia в феврале у нас появилась новая компетенция – «Цифровой модельер», – рассказывает Людмила Шаповалова. – Это говорит о том, что колледж меняет учебные программы, подстраиваясь под современные технологии. Да, не на всех предприятиях имеется такое оборудование, но для руководителей компаний присутствие на рынке труда дипломированных специалистов наверняка станет мотивом приобрести подобную технику».
1 сентября 2021 года в названном ссузе торжественно открылись мастерские сразу по четырём компетенциям WorldSkills Russia, для которых по нацпроекту «Образование» закупили оборудование на площадки по парикмахерскому искусству, эстетической косметологии, туризму и цифровому модельеру.
Директор колледжа Сергей Зарубин с гордостью отмечает тот факт, что впервые за историю проведения чемпионатов WorldSkills Russia девять студентов учебного заведения стали призёрами престижного соревнования, четыре из них – победителями.
«Причём наши ребята завоевали первые места именно в компетенциях «цифровой модельер», «туризм», «парикмахерское искусство» и «эстетическая косметология», то есть за четыре месяца мы подготовили настоящих лидеров, – резюмирует Сергей Семёнович. – Считаю, что успеха добились благодаря оснащению современным оборудованием, отвечающим мировым стандартам. Теперь готовим детей к участию во всероссийском чемпионате».
Механико-технологический колледж, пожалуй, сам совершил прорыв, следуя по пятам технологических новинок и реагируя на кадровые запросы рынка труда. Задачу областного правительства развивать в регионе сельский туризм упаковали в создание одноимённой специальности, приступив к обучению молодых людей туроператорской деятельности.
В рамках профориентационной работы здесь организовывают и промышленный туризм: возят студентов и школьников на предприятия, в том числе к якорному работодателю – в корпорацию «ЖБК-1», чтобы знакомить юных белгородцев с производственным процессом. В планах – охватить все предприятия.
«Понадобился, например, в ЖБК специалист по контролю – мы ввели специальность «управление качеством продукции, процессов и услуг», – объясняет Сергей Зарубин. – Появилась в индустрии красоты потребность в специалистах с широким диапазоном навыков – открыли «технологию парикмахерского искусства» и теперь выпускаем не просто парикмахера, умеющего стричь, а мастера-универсала, способного придумать оригинальный образ, сделать маникюр, педикюр, макияж, массаж, включая детский, профессионально ухаживать за телом и лицом».
Мехатроника и цифровое земледелие
Отставание системы профессионального образования от трансформации рынка труда – объективный и закономерный фактор, однако с ролью догоняющей она справляется результативно. Во всяком случае в Белгородской области на предложения разработчиков новых технологий и меняющуюся кадровую структуру отвечают вполне достойно, оставляя последнее слово за собой. Одно из освоенных в нашем регионе направлений – компетенция WorldSkills «Мехатроника».
«Специалистов по мехатронике и мобильной робототехнике у нас готовят три организации, скоро состоятся первые выпуски, – вводит в курс дела Людмила Шаповалова. – Эта профессия находится на стыке электроники, электрики, механики и программирования, то есть речь идёт о человеке, который может запрограммировать действующее оборудование, настроить его и починить, а в перспективе, если получит высшее образование, – создать аналогичные механизмы. Направление очень востребовано у работодателей, поэтому с уверенностью скажу: мы имеем дело с профессией будущего».
Людмила Тимофеевна вновь заглядывает вперёд и опускает с небес на землю ещё одну компетенцию, присутствовавшую на последнем региональном чемпионате WorldSkills Russia в Ракитянском агротехнологическом техникуме, – «Цифровое земледелие».
Агрономия, как и отрасль в целом, раздвигает привычные рамки и тоже поглощает цифровые продукты: сельское хозяйство точно не будет прежним.
«Ребята соревновались в запуске беспилотника, чтобы снять местность, скачать необходимые данные, обработать их и сформировать план полей, задачу по внесению удобрений и так далее, – рассказывает Людмила Шаповалова. – Белгородский строительный колледж совместно с ассоциацией «Строители Белгородской области» начал обучение по коротким программам «Цифровой прораб». На выходе получим специалистов, работающих на стройке с планшетом в руках. Уже подготовлены десять человек».
Трудоустройство – самый сложный вызов
Прежде чем объяснять студентам азы новых технологий, преподаватели ссузов обязаны освоить их сами. По словам Людмилы Шаповаловой, процесс налажен в трёх направлениях. Во‑первых, педагогов обучают в Агентстве развития профессионального мастерства союза WorldSkills Russia: они так же, как и студенты, сдают демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills, подтверждают свою квалификацию и получают статус эксперта.
Во‑вторых, на базах лучших в регионе колледжей, оснащённых современным оборудованием и имеющих подготовленных специалистов, проводятся курсы для преподавателей из других ссузов.
«В‑третьих, в 2022 году Министерство образования Белгородской области заключило пять соглашений с работодателями, и наши преподаватели обучаются в учебных центрах крупных предприятий – на Лебединском ГОКе, например, «Энергомаше», в «Зелёной долине». Для нас важно, чтобы мои коллеги умели не просто преподать знания детям, но и были производственниками высокого уровня».
Связка «предприятия – ссузы» в регионе работает давно: 24 компании являются якорными работодателями техникумов и колледжей, на площадках более 1 500 студенты проходят дуальное обучение. Однако система профобразования, признаётся Людмила Тимофеевна, не в состоянии охватить все предприятия (их около 3 тысяч без учёта объектов малого и среднего бизнеса) и выяснить у каждого предпринимателя, в каких кадрах он нуждается.
«Мы, к сожалению, не всегда можем реагировать на запросы компаний, – продолжает Шаповалова. – Сложнейшая задача, над которой сейчас работаем, – трудоустройство выпускников по специальности. Статистика гласит: на рабочие места после окончания ссуза приходит лишь 45 % ребят, 30 % уходит в армию – их затем нужно найти и трудоустроить. Около 15 % поступает в вузы – и у них уже иные требования к профессии, а 10–15 % сознательно выбирает работу не по профессии. Это самый проблемный вызов системы СПО, с которым нам придётся бороться в ближайшие годы».
Как заинтересовать молодого человека прийти на предприятие, которое формировало заказ на трудовое место?
Людмила Шаповалова считает, что ситуацию исправит практика целевого обучения – фактически договор предварительного приёма на должность. Такой опыт пока не растиражирован в Белгородской области и применяется только на некоторых аграрных предприятиях, но за ним будущее. В механико-технологическом колледже, к примеру, действует центр содействия трудоустройству: в течение трёх лет после окончания учебного заведения здесь отслеживают, устроился ли выпускник на работу, и, если необходимо, помогают.
«Наша задача – сделать так, чтобы ребята быстрее окунулись во взрослую жизнь, поэтому практикуем раннее трудоустройство: на 3–4-м курсе переводим их на индивидуальный план обучения и отправляем на производство, – говорит Сергей Зарубин. – Что это значит? Когда ребёнок окончит колледж, ему не надо думать, куда идти работать: он уже имеет штатное место в компании».
А у нас 3D-пальто
СПО совершенно перестала обучать юристов, наводнивших белгородские ссузы в начале 2000-х, значительно сократила число организаций, готовящих экономистов: на первых нет запроса от работодателей, во вторых нуждаются единицы. И постоянно обновляется, перепрофилируется, подстраивается под непредсказуемый рынок труда, стремясь соответствовать эпохе цифровых решений и в чём‑то опережать её.
Сейчас, кстати, оценивается заявка регионального министерства образования на участие в новом федеральном проекте «Профессионалитет».
По словам Людмилы Шаповаловой, он закладывает системные изменения дальнейшего развития профессионального образования – сокращение сроков обучения, привлечение бизнеса в подготовку и трудоустройство выпускников по специальности с целевым показателем 80 %. И это тоже серьёзный вызов.
Его приняла и студентка 3-го курса Белгородского механико-технологического колледжа Анна Азарова, обучающаяся по специальности «конструирование, моделирование и технология швейных изделий»: на последнем чемпионате WorldSkills Russia она победила в компетенции «Цифровой модельер».
Девушка в 3D-формате сшила шикарный комбинезон горчичного цвета, а летом, когда начнётся практика, намерена смоделировать для себя осеннее пальто из драпа, лекала которого затем отнесёт в пошивочный цех: одеваться теперь модно по последнему слову техники.
«Даже физически легче конструировать одежду в «цифре», – утверждают однокурсницы Ани – София Синюк и Алёна Махмудова. – Нам не нужно таскать рулоны миллиметровки, сдвигать столы, чтобы создать чертёж. Если ошибся, надо было стирать и перечерчивать, а сейчас просто удалил в программе брак и продолжил дальше. Удобно».
И Сергей Зарубин облегчённо вздыхает: начальный этап колледж преодолел успешно – обучились, наконец.
«Будем учить других», – заверяет директор.
Индустрия красоты в Белгородской области приобретает невиданные масштабы и приветственно машет потенциальным работодателям: «А у нас 3D-пальто. А у вас?»
Владимир Писахов