10-й класс или колледж? Почему не все девятиклассники остаются в школе
«Белгородские известия» изучают мнение родителей, а начальник областного управления профобразования Людмила Шаповалова приводит цифры и факты
-
Статья
-
Статья
Выпускники середины 1990-х помнят, что в то время уходить после 9-го класса было не принято. Отсеивались те, кто откровенно тянул школьную лямку, раздражая учителей. Подавляющее большинство шло в 10-й даже с тройками. Сейчас школу оканчивают их дети, и у них совсем другие приоритеты.
Надоела эта школа
«Два года назад после 9-го класса впервые ушли больше половины учеников – 53 %, а в прошлом году – 62 %, – говорит начальник управления профобразования, кандидат педагогических наук Людмила Шаповалова, добавляя, что и по России этот показатель в среднем составляет 60 %. – У нас есть муниципалитеты, где после 9-го уходят 72–74 % учеников. В прошлом году приём в средние специальные учебные заведения в регионе превысил приём в вузы, и эта тенденция продолжится до 2030 года, поскольку наблюдается рост количества учеников в школах».
На вопрос об уходе из школы опрошенные мною девятиклассники выдавали безучастное: «Надоело», «Неинтересно», «Что там сидеть?» Подростки не воспринимают школу как место, куда им хочется бежать после каникул.
В 2019 году Общероссийский народный фронт провёл мониторинг «Школьники: ориентиры и ценности», в котором опросил более 2,5 тыс. юношей и девушек 13–18 лет по всей стране. Оказалось, что с удовольствием посещают школу только 48 %. При этом 28 % опрошенных ответили, что им нравится учиться, хотя годом ранее таких было чуть больше трети. Зато с 12 до 16 % выросла доля подростков, которые сказали, что ходят в школу по принуждению.
Дети не хотят учиться, потому что неинтересно (48 %), нет предметов, которые были бы полезны для будущей специальности (31 %), не хватает времени на занятия любимым делом (59 %). Такие настроения подталкивают к тому, чтобы уйти из школы как можно скорее.
ЕГЭ всему причиной
Расхожее мнение о влиянии ЕГЭ подтверждает мама восьмиклассника Светлана Рязанова.
«Вышка идёт по результатам ЕГЭ, а колледж – по результатам аттестата. Учитывая, что мой сын не очень любит учиться, я не склонна ждать от него высоких баллов по ЕГЭ. Этот экзамен очень сложный. Поэтому мы думаем, что легче подтянуть учёбу в 9-м классе, заработать хороший аттестат и поступить в колледж, чем готовиться к ЕГЭ», – рассуждает она.
Многим указывает путь в среднее профессиональное образование (СПО) и психологический момент, связанный с ЕГЭ. Атмосфера вокруг экзамена накаляется настолько, что дети переживают сильный стресс и нервное перенапряжение.
«ЕГЭ внёс свой вклад, и несколько лет назад он был определяющим фактором, когда дети с невысокими баллами в аттестате уходили после 9-го класса. Сейчас проходной балл в колледжах доходит до 4,5–4,8 – это значит, что поступают практически круглые отличники», – аргументирует Людмила Шаповалова.
Что, где, почём, а главное – почему
Для сравнения взяли 10 колледжей Белгородской области и оценили проходные баллы на бюджетное и контрактное отделения за два последних года. Приёмная кампания завершилась 1 декабря.
Средний проходной балл меняется год от года, и не всегда в сторону увеличения, потому что это чисто математическая величина. Сверху её никто не устанавливает, как контрольные цифры приёма.
Комиссия просчитывает средний балл по аттестатам, поданным абитуриентами, и принимает, соответственно, тех, у кого он выше. Грубо говоря, надо набрать группу из 25 человек – зачисляют 25 лучших. Из их общих показателей и складывается средний балл.
Контрольные цифры приёма на бюджет также меняются ежегодно. Заказ на количество специалистов формируют на основе запроса работодателей. К примеру, в этом году набор по всем колледжам увеличили на 16 %.
«Самый большой конкурс на протяжении последних семи лет – в Белгородский правоохранительный колледж: 12 человек на место, причём с учётом экзамена по физкультуре. Туда поступают почти круглые отличники. Например, в группе кинологов – только с баллами аттестата 5,0, – приводит данные Людмила Шаповалова. – Хорошая тенденция на протяжении последних пяти лет в педколледже, там конкурс – 5–6 человек на место. Востребованы специалисты IТ профиля, и один из лидеров – Белгородский индустриальный колледж, где на место претендуют 3–4 человека, средний балл там – не ниже 4,0».
Есть время подумать
«Мы подумали: если ребёнок уйдёт после 9-го, то к 18 годам уже получит профессию, сможет разобраться, нравится она или не нравится, попробовать себя на практических занятиях. Может поработать – и тогда определить для себя дальнейшее направление», – продолжает Светлана.
Бывают случаи, когда дети просиживают школьные, а потом и вузовские часы лишь потому, что такой путь им нарисовали и оплатили родители. А к четвёртому курсу вуза оказывается, что из‑за благих побуждений учёба неинтересна, профессия не та, в жизни хотелось не того. А СПО даёт ещё почти четыре года на раздумья.
«Мой сын, оканчивая школу, не хотел учиться в университете, ему был интересен только спорт. Но мы были категорически не согласны и всё же настояли на своём. Он окончил 11 классов и поступил на платное отделение в питерский вуз на менеджера. В год тогда обучение обходилось почти в 200 тысяч, плюс деньги на жизнь. Он достаточно быстро устроился на работу – не по специальности, а в спорте – и стал прилично зарабатывать, но за учёбу всё равно платили мы. К четвёртому курсу признался, что всё‑таки решил бросить университет. Ну, как решил – уже бросил. А мы в его учёбу почти миллион вложили! –сетует белгородка Елена. – Сейчас ему 30, у него свой бизнес в спортивной сфере, а я думаю: насколько мы усложнили ему жизнь, потому что не прислушались».
И это, кстати, ещё один аргумент в пользу самостоятельного, а не навязанного выбора, ведь по‑настоящему ценится только то, что достаётся с трудом.
Далеко не все семьи могут позволить себе такие дорогостоящие ошибки.
Уровень доходов последние годы активно стремится вниз, а расходы на детей растут вместе с ними, как и запросы.
«Я тут прикинула: если уходим после 9-го, к 18 годам у дочери – готовая профессия, с которой можно начинать вникать, откуда берутся продукты в холодильнике и почему на день рождения не подарили айфон последней модели, – рассуждает коллега. – Сейчас все на ногтях помешаны, и моя тоже собралась. Пусть идёт. Захочет на вышку – всегда можно поступить, причём без ЕГЭ. Если поступит на платное – часть мы оплатим, но и её финансовое участие, я считаю, необходимо, ведь образование нужно прежде всего ей, а не нам, родителям».
Диплом не будет лишним
Примерно 20 % выпускников СПО поступают на дневное отделение в вузы, и, по наблюдению управления профобразования, это соотношение остаётся постоянным на протяжении нескольких лет. Намного больше тех, кто учится заочно, однако такой статистики нет, поскольку поступление часто откладывают на год-два.
Раньше при поступлении в вуз после техникума по своей же специальности брали на третий курс. Сейчас такие привилегии сохранились по отдельным программам в некоторых вузах. Большая часть поступает на первый курс, но не по ЕГЭ, а по результатам внутреннего экзамена, который связан с будущей профессией.
Всю информацию вузы размещают на своих сайтах уже с февраля, а приёмная комиссия работает круглогодично. По профилю можно поступить в любой вуз России, а дистанционные форматы позволяют совмещать учёбу и работу.
Правила рынка труда
Людмила Шаповалова уверена, что смена ориентиров – результат совокупности факторов, и главный из них – это рынок труда.
«Выпускники вузов и их родители хотят, чтобы те стали как минимум руководителями среднего звена, но таких рабочих мест всегда мало. На стандартном предприятии основная часть коллектива – те, кто занят непосредственно производством товаров и работ. Обычная ситуация 10-летней давности: на одно вакантное место юриста восемь выпускников юрфака, и это длилось несколько лет, – приводит она пример. – Сейчас нет таких отраслей, где был бы избыток рабочих специальностей, и когда родители и дети выбирают место обучения, они не могут не знать о ситуации на рынке труда».
В СПО представлены все отрасли, и можно быстро войти в профессию, сократив время среднего образования на год, а остальные два-три года осваивать профессиональные программы. В это время есть возможность найти оплачиваемую практику или даже трудоустроиться по специальности и совмещать работу и учёбу.
При этом система СПО даёт старт карьерной лестнице, поскольку только тот, кто прошёл путь от самой первой ступени, способен стать настоящим профессионалом в своём деле.
Так всё же: 9-й или 11-й?
Окончательный выбор зависит от ответа на главный вопрос: «Кем быть?» – и это очень сложная задача. Повезло, если чадо определилось ещё в начальной школе, но чаще детей кидает из стороны в сторону. Принять решение поможет профориентация.
Центр опережающей подготовки запускает проект «Билет в будущее» – это цикл профориентационных мероприятий, когда ребята проходят тестирование на профнаправленность, консультации с психологом и посещают мастерские в школе и колледже, пробуют что‑то делать руками. Перечень мастер-классов и мероприятий сформирован и вскоре будет на сайте центра опережающей подготовки. Там также можно будет записаться на программы профориентации.
Ирина Дудка