Тысяча слов в минуту. Можно ли научиться быстро читать и запоминать прочитанное
Об этом «Белгородские известия» поговорили с тренером по скорочтению Дианой Ковалевой
-
Статья
-
Статья
Все, кто соприкасается с огромным потоком информации, знают, как важно быстро читать. Это умение одинаково необходимо и школьнику, и студенту, штудирующему десятки учебников перед экзаменом, и компетентному специалисту, и просто тому, кто хочет успеть прочесть как можно больше книг.
Будьте вы семи пядей во лбу, но при всём желании самостоятельно добиться скорости чтения более 300 слов в минуту очень сложно. Даже если это получится, то не факт, что вы будете лучше понимать содержание. Скорочтение поможет не только быстро читать, но и запоминать намного больше, считает тренер по скорочтению Диана Ковалева.
— Диана Львовна, каких результатов добиваются ваши ученики?
— Большинство людей читают со скоростью 150–200 слов в минуту, но, применяя методики скорочтения, мои ученики начинают читать в три-четыре раза быстрее. Есть способы, которые позволяют достичь результата более 1 000 слов в минуту. Многое зависит от индивидуальных особенностей и уровня сложности текста.
Важно, что при скорочтении не теряется качество усвоения информации, человек не только понимает и запоминает прочитанное, но и делает это гораздо лучше, чем до обучения. Мы определяем это по специальным тестам, уровень запоминания возрастает примерно от 30–50 до 80–100 %.
— За счёт чего увеличивается скорость чтения?
— Чтение нам кажется непрерывным и плавным процессом, но это совсем не так. При чтении наш взгляд фокусируется на слове или группе слов, потом мы переводим его на другую группу, время теряется. При скорочтении мы учимся читать страницу за две-три фокусировки. Для этого надо развивать угол зрения, переходить от классического пословного горизонтального чтения к блочному, сверху вниз. Если угол зрения будет достаточно развит, то можно усваивать текст на странице за несколько движений глаз.
Быстрого и качественного восприятия печатной информации добиваемся с помощью упражнений по специальной методике. Они направлены на распознавание символов, понимание смысла прочитанного, запоминание.
Кроме того, скорочтение – это не только новые навыки, но и отказ от вредных привычек при работе с текстом. Нужно научиться не возвращаться к прочитанному. Для многих сложно бороться с желанием перечитать, особенно если отвлёкся, но из‑за возвратных движений глаз в разы снижается скорость. Чтобы избавиться от этой привычки, ученики читают текст, двигая по строчкам ручкой или пальцем. Со временем этот контроль уже не требуется.
Ещё одна вредная привычка, которая есть у всех без исключения. Мы проговариваем текст: кто вслух, кто про себя. Но так как при скорочтении знакомство с текстом происходит намного быстрее, чем разговорная речь, от этой особенности также необходимо избавляться с помощью определённых приёмов.
Вообще, мозг работает намного быстрее, чем мы представляем, но мы наставили ему искусственных барьеров. Пока он их преодолевает, скорость чтения катастрофически падает.
— Хорошо, мы убрали все тормоза, скорость увеличили. Но за счёт чего улучшается запоминание?
— Курс скорочтения, который мы используем, позволяет перейти на другой уровень восприятия текстовой информации. Постоянные упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки, недаром это называют нейроакробатикой. Гармоничная работа полушарий в свою очередь определяет огромные возможности человека. В нашем мозгу начинается глубокая внутренняя перестройка, адаптация к новым требованиям, скорости восприятия. По большому счёту, мы доверяем ему самостоятельно искать важнейшую информацию на странице, и мозг, как показывает практика, отлично с этим справляется.
— Нас всех учат читать в школе. Но почему, достигнув какой‑то определённой скорости чтения, мы с возрастом её практически не увеличиваем?
— Чтение по строчкам с проговариванием слов – это вчерашний день. Школьная программа усиленно развивает левое полушарие – речь, мышление, логику. Но не правое, отвечающее за создание нового, творческие способности. А если нет гармоничной взаимосвязи полушарий, то нет результатов.
— Одно дело – художественный текст, другое – научная литература. Как при скорочтении учитывать сложность подачи текстовой информации?
— Благодаря определённым техникам человек учится индивидуально регулировать свою скорость чтения, мгновенно подстраиваясь под текст и его сложность, навык вырабатывается автоматически. Из предложенных и апробированных вариантов на интуитивном уровне он выбирает удобный лично для него, тот, который поможет максимально понять прочитанное.
Елена Мирошниченко