Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 октября 2020,  17:28
 2692

Мел и доска Ковалёвых. На двоих у супругов из Иловки – 92 года учительского стажа

«Белгородские известия» рассказывают о Владимире Андреевиче и Нине Ивановне Ковалёвых

Мел и доска Ковалёвых. На двоих у супругов из Иловки – 92 года учительского стажаВладимир Андреевич и Нина Ивановна КовалёвыФото: Нелля Калиева
  • Статья
  • Статья

Почти все годы учительства Ковалёвых связаны с Алексеевской землёй, а большая их часть – с Иловской средней школой, которая сейчас носит имя Героя России Владимира Бурцева. Глава семьи, Владимир Ковалёв, руководил этой школой 33 года – больше, чем кто‑либо из его предшественников.

Пять веков на всех

«Немножко до сотни не дотянули», – с улыбкой говорит Владимир Андреевич, суммируя общий с Ниной Ивановной педагогический стаж – по 46 лет на каждого.

И тут же замечает, что, если собрать воедино годы, отданные работе в школе всеми их родственниками – близкими и дальними, получится пять веков!

К цифрам у Ковалёвых отношение особое. Ещё бы! Ведь Нина Ивановна всю жизнь преподавала математику, а Владимир Андреевич – ещё и физику.

По линии Ковалёвых родоначальник педагогической династии – Андрей Иванович, отец Владимира Андреевича. Учительствовал он с 1935 года, прошёл всю Великую Отечественную, затем 30 лет возглавлял школу в Марьевке Красногвардейского района. Мама, Александра Фёдоровна, трудилась фельдшером. После выхода на пенсию Андрей Иванович составил подробную родословную своей семьи, и этот рукописный том – одна из главных реликвий Ковалёвых.

Для Нины Ивановны педагогическая история тоже началась с родителей. Отец, Иван Андреевич Захаров, десять лет работал директором Иловской школы, затем возглавлял местную станцию юннатов. Мама, Вера Евсеевна, два десятка лет на уроках труда учила детей швейному делу.

Так что, можно сказать, общая дорожка привела их в 1961-м, после окончания семи классов, в профессию.

«Отец мне сказал: «Давай‑ка попробуй в Валуйское педучилище», – вспоминает Владимир Андреевич. – Я из дома не хотел уезжать. Но поехал».

А у Нины Ивановны такая история:

«У нас в семье особого разговора о профессии не велось. Начало 1960-х, годы ещё трудные были. Очень далеко от дома не уедешь. К тому же у меня под Валуйками дедушка жил, каждую субботу к нему приезжала. Мне родители собрали вещи на первое время, посадили на поезд Алексеевка – Валуйки. Сопроводить не могли – им нужно было в школе учебный год начинать. Со мной ещё девочка ехала. Вышли мы на станции и стали с узлами ходить по Валуйкам, квартиру искать».

 

Владимир Андреевич у фото родителей Владимир Андреевич у фото родителей / Фото: Нелля Калиева

Яблони на Марсе

Владимир тоже делил жильё с однокашниками на съёмной квартире. Так в 14 лет началась взрослая, самостоятельная жизнь. Приготовить поесть, постирать – всё сами. Нелегко было учиться, а всё равно те годы вспоминают супруги добрым словом.

Базу для профессии училище давало очень основательную. Люди преподавали там удивительные, говорят Ковалёвы. Например, Клавдия Николаевна Свешникова – преподаватель русского языка и литературы. Она много знала наизусть, была знакома с Константином Симоновым. Словом, актриса, а не педагог!

Тогда, в 1960-е, в школах не хватало учителей математики. Вот и ввели в педучилище дополнительные часы по предмету. Владимир и Нина успевали хорошо, решили стать математиками.

Однако первым уроком, который провёл Ковалёв, была вовсе не математика.

«Урок пения – самое страшное, что можно было придумать, – смеётся Владимир Андреевич. – До сих пор помню: нужно было разучить с детьми песню «И на Марсе будут яблони цвести». Начало 1960-х, страна жила космосом…»

Молодому учителю было в ту пору 16 лет, и он давал открытый урок для своих однокурсников и наставников. И ведь провёл на отлично!

В те годы в число вступительных экзаменов в педагогическое училище, кроме русского языка и математики, включали ещё и пение – будущим учителям необходимо было обладать музыкальным слухом.

«Конкурс в училище был почти как во ВГИК! – вспоминает Нина Ивановна. – С Украины многие ехали в Валуйки поступать».

Она при поступлении из всех музыкальных инструментов выбрала скрипку, хотя отродясь не держала её в руках. Да и откуда в скромной семье сельских учителей взяться скрипке? С инструментом Нине помог учитель Мухоудеровской школы, самобытный художник Леонид Барбарин.

 

Нина Ивановна и Владимир Андреевич в 1980-е годы Нина Ивановна и Владимир Андреевич в 1980-е годы / Фото: из семейного архива

Общая судьба

Учёбу выпускники Валуйского педучилища продолжили на физмате Белгородского пединститута – Владимир на заочном, Нина – на дневном. А в 1969-м молодые учителя сыграли свадьбу, положив начало общей учительской судьбе.

Места сразу двум математикам нашлись в школе села Подсереднее. Владимира Андреевича здесь назначили завучем.

«Люди в селе очень доброжелательные, – вспоминает Нина Ивановна. – Бывало, зайду в магазин, очередь расступается: «Пусть сначала Нина Ивановна купит…» А я ж молодая совсем, мне неловко. Такое уважительное отношение было к учителю».

Зарплата молодого педагога – 62 рубля 50 копеек. Год помаленьку откладывала деньги, а потом ехала в Москву одеваться. Жила учительская семья в бывшем школьном здании – выделили целую классную комнату.
 

Играющий тренер

В начале 1970-х в Иловке построили новое здание школы – почти на тысячу мест. Директором туда Алексеевский горком КПСС направил Владимира Ковалёва, который к тому времени успел отслужить в армии и вступить в партию.

Так в 1977-м Ковалёвы перебрались в Иловку – уже с двумя детьми на руках. Тут‑то и понял Владимир Андреевич, что директор школы – это специалист самого широкого профиля. Он отвечает за всё, начиная от кирпичика в школьных ступеньках до кровли. Школьная котельная, дрова, уголь – тоже его забота. А к шести часам утра нужно бежать на колхозную планёрку – за школой было закреплено 110 га земли. И уроки директору никто не отменял:

«По‑другому и не бывает, – уверен Владимир Андреевич. – Если не ведёшь уроки, то и не директор. Я ведь должен молодым учителям советы давать. Это как играющий тренер».

Расцвет учебно-производственных бригад и летнего лагеря труда и отдыха, становление школы как учебно-воспитательного комплекса – всё это происходило в годы директорства Ковалёва. Иловская школа делилась опытом на ВДНХ, принимала у себя Всероссийское совещание по производственным бригадам.

Большой сельской школе нужны были кадры. Приезжают молодые специалисты, а жить‑то негде. Идёт директор к председателю местного колхоза имени Чапаева – Николаю Ожерельеву. А Николай Прокофьевич, между прочим, по образованию – учитель истории. Вместе решают: нужно строить жильё для педагогов. Двухквартирные дома, общежитие.

«Я понимал: поселю молодых незамужних учительниц в общежитие, к ним будут ходить местные парни знакомиться, – раскрывает хитрость кадрового решения Ковалёв. – Так и вышло: перезнакомились, поженились и остались в селе».

Нина Ивановна старалась без крайней необходимости мужа на работе не беспокоить. Но производственные вопросы ведь всё равно возникали:

«Как‑то захожу к нему в кабинет, а он в сердцах: «Все идут, ещё и ты!» – смеётся она.

Но зато с самого начала повелось у них: дома ни слова про школу. И никаких тетрадей на проверку: всё нужно делать на работе. А с домашними заботами справлялись, что называется, в четыре руки, не деля их на мужские и женские. Сын и дочь росли самостоятельными, школу окончили успешно.

Глаза в глаза

Иловская школа не сдавала позиции и после печально памятных 1990-х. Когда престиж учительской профессии, да и образования в целом стал стремительно падать и в пример детям ставили совсем не космонавтов.

В Иловке создали свою программу, основанную на возрождении народных традиций, обрядов и обычаев, характерных именно для родного села. За несколько лет ученики вместе с педагогами собрали уникальный фольклорный материал, ставший основой для школьного музея.

«Знаете, раньше учитель был источником знаний, у него можно было узнать ответ на любой вопрос, поэтому его уважали, – рассуждает Владимир Андреевич. – А сейчас источник знаний – Интернет».

Однако, несмотря на всеобщую компьютеризацию и введение дистанционных технологий, Ковалёвы убеждены: личность педагога бесконечно важна в процессе обучения:

«Учить нужно глаза в глаза, никакой компьютер не отодвинет учителя», – говорит Владимир Андреевич.

Соглашается с мужем и Нина Ивановна:

«Однажды на курсах при МГУ нам дали такое напутствие: технические средства обучения – это хорошо, но при этом не нужно забывать про мел и доску. Учителя видно по умению объяснять материал с мелом в руках».

И ведь они знают, о чём говорят, математики Ковалёвы. Как-никак, почти сотня лет учительства на двоих!

Нелля Калиева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×