«Мам, вообще‑то каникулы!» Обязательно ли школьникам задавать список литературы на лето
О летнем чтении для «БелПрессы» размышляют учителя и родители, а департамент образования даёт разъяснения
-
Статья
-
Статья
«Мам, у меня сейчас каникулы! Знаешь, что это такое? Это когда не надо ничего читать и писать, а только отдыхать и отдыхать», – говорит четвероклассник, и мне нечего ему возразить.
По желанию
Но перед нами лежит двухстраничный список литературы, выданный на лето учителем, и зачёркнута в нём пока лишь пара названий. Ждёт ли ребёнка разнос в сентябре? Поставят ли двойку, если совсем ничего не прочитано? А читательский дневник вести обязательно?
В областном департаменте образования на запрос «БелПрессы» ответили, что одна из целей каникул – профилактика переутомления школьников, а потому «обязательности определения списка литературы для чтения на лето не установлено». Это значит, что чтение летом, как и ведение читательского дневника – дело исключительно добровольное.
«Предоставление педагогом списка литературы для чтения на лето в качестве вектора для саморазвития, организации совместного досуга членов семьи не является противоправным, но и не может носить обязательного характера», – сообщили в ведомстве.
Перечень произведений для чтения определяется основной общеобразовательной программой по литературе и включает три группы: для чтения и изучения, для чтения и бесед и для самостоятельного чтения. Произведения из последней группы обычно обсуждают на уроках внеклассного чтения.
Читательский дневник, добавили в департаменте, может быть включён в индивидуальный «Портфель достижений» ребёнка как одна из работ, «демонстрирующих его усилия и прогресс в учёбе».
Марина Саенко, учитель русского языка и литературы школы № 17 Белгорода:
«Да или нет списку литературы? Однозначно да! Сразу обратим внимание, такие списки носят название «рекомендованные», то есть учителя рекомендуют ребятам прочитать именно эти произведения, так как именно их будут изучать в грядущем учебном году.
Ритм современного школьника невероятно быстрый, и читать большие произведения лучше всего летом, когда есть побольше свободного времени. Именно по этой причине я рекомендую начинать список с самых больших произведений, а с маленькими можно будет знакомиться, когда начнётся учебный год.
В моей школьной практике есть и читательский дневник. Мои ученики, мягко сказать, не в восторге от этой идеи. Однако это задание стимулирует школьника, помогает систематизировать прочитанное, позволяет уже на первом уроке литературы полно ответить, какое произведение ему понравилось или не понравилось и почему.
Проблема актуальности школьной программы по литературе совсем не нова. Реалии современной жизни меняются с огромной скоростью: кажется, что 20 лет назад мир был совсем иным, прошлой эпохой. Что уж говорить о том, как наши ученики воспринимают события, изображённые в произведениях XIX века и даже XX века.
Всё чаще учителя слышат такие комментарии учеников: «зачем нам это читать?», «я прочёл, но ничего не понял», «мы всё время будем читать о прошлом, а посовременнее что‑нибудь можно?»
Я не могу сказать, что ребятам очень сложно представить крепостническую Россию, осознать проблемы бюрократии и чинопочитания. Помогают уроки истории, художественные фильмы и, конечно, разговор о сегодняшних противоречиях в обществе, сравнение проблем современных людей с проблемами прошлого. Мы знакомимся не просто с фантазиями Толстого или Достоевского, мы прикасаемся к своей истории, к своим корням, безусловно, берём уроки нравственности у своих прадедов.
Ещё один интересный момент. Социальные вопросы, как правило, поднимаются в произведениях, рекомендованных в старшей школе (7–11 классы). А вот начальная школа и 5–6 классы знакомятся с произведениями вечными, рассказывающими о дружбе и предательстве, милосердии и жестокости, добре и зле. Здесь и вовсе, по моему мнению, вопросы о целесообразности списка литературы возникать не должны. Там проверенный годами источник духовного становления личности.
Более того, учитель вправе дополнить список произведениями более современными – к счастью, детские писатели творят и сегодня. Сложнее обстоят дела с литературой XXI века в старших классах.
Во‑первых, слишком велик объём классической программы, внедрить инновацию в литературный школьный процесс попросту не успеваешь. Во‑вторых, качественное литературное произведение без пометки 18+ найти сегодня очень сложно. Этот вопрос, мне кажется, следует обсудить методическому и педагогическому сообществу.
Наталья Карикова, учитель русского языка и литературы Белоколодезской средней школы Вейделевского района:
«Список литературы на лето носит, конечно, рекомендательный характер. Школьнику, который не прочитает список, ничего не будет. И, тем не менее, я считаю, что его необходимо давать детям.
Во‑первых, так дети самодисциплинируются, если можно так сказать: есть дело, которое нужно выполнить летом к школе. Во‑вторых, расширяется кругозор ребёнка, пополняется лексический запас. Другое дело, что обязательно нужно учитывать интересы детей.
Я составляю список литературы, обсуждая его с классом. Ученики предлагают свои произведения, наиболее понравившиеся, из которых мы и составляем список, туда же я добавляю свои любимые произведения (соответственно возрасту, конечно). И добавляю 2–3 наиболее объёмных произведения из школьной программы, чтобы потом в течение учебного года было проще.
Что касается дневников, у меня их пишут все (очень кратко) – так проще вспомнить героев. И я прошу детей записывать туда слова, с которыми они встретились впервые. В классе потом обсуждаем прочитанные произведения, делимся впечатлениями, даже негативными. Это очень важно, чтобы ребёнок честно мог высказаться о прочитанном.
Есть так называемые фиксированные списки литературы по каждому классу. Они очень большие и там много произведений, которые нужно разъяснять детям (особенно младшим школьникам), иначе из‑за непонимания может возникнуть нелюбовь к чтению».
Анна Дворкина, мама пятиклассника:
«Когда я была в возрасте своего сына, список литературы представлял собой перечень авторов и заглавий произведений, который в преддверии каникул перед 5–6 классом мы под диктовку учителя записывали в тетрадь по чтению, невольно коверкая при восприятии на слух фамилии писателей и всевозможные имена собственные в названиях незнакомых для нас книг. Потом с этой тетрадкой мы самостоятельно или с родителями – в зависимости от читательского стажа шли в библиотеку, и в течение лета небольшими партиями носили домой книжки.
Само по себе мероприятие полезное в плане дисциплины (нужно вовремя сдать книги, бережно с ними обращаться), житейского опыта (понять, как устроена библиотека, где расположена, что надо делать, если не успеваешь дочитать книгу до указанного на вкладыше срока), хоть и несколько хлопотное (если, как в моём родном городе, детская библиотека на другом конце города).
Мне повезло больше, чем одноклассникам: дома был полный набор классической литературы, так что в библиотеку я обращалась разве что за эпосом народов Севера. Было особое удовольствие в том, чтобы вычёркивать название за названием в рукописном перечне и потом, 1 сентября, сравнивать свой летний чек-лист с тем, что успели прочитать подружки из класса.
25 лет спустя мой сын вместо списка литературы получает задание освоить за лето (и в идеале приобрести) хрестоматию по литературному чтению, естественно, определённого автора и издательства.
С одной стороны удобно: не надо записывать под диктовку и бесконечно переправлять имена и названия, не надо носить с собой распечатки, которых и без того ворох в портфеле, не надо никуда идти. Берёшь в руки книжицу, которую родители заказали в Интернете или купили в ближайшем книжном (позволю пожаловаться по необоснованно высокой цене, сопоставимой со стоимостью высокохудожественного издания), и читаешь.
Вот только напрочь ушёл процесс добывания знаний и элемент их расширения: в полноценной книге ты помимо искомого произведения заглянешь на соседние страницы, почитаешь что‑то сверх списка, откроешь для себя автора. В хрестоматии скажи спасибо, если произведение целиком опубликовано, а не в виде отрывка. Возможно, у меня лично предубеждение против хрестоматий, нет доверия к их составителям, словно тебе чего‑то недодают или искажают оригинал. Я уж молчу про издательства, которые в действительности довольно вольготно обращаются с текстами, позволять себе опечатки и т. п.
Резюмируя вопрос о хрестоматиях: сыну скучно было листать на каникулах учебникоподобное издание с выжимками из произведений, тем более он предвидел, что её придётся перечитывать в течение года.
Зато за считанные дни проглотил «Гарри Поттера» и честно указал это в читательском дневнике, за что и получил укоризненное замечание учителя, мол, вообще‑то задавали читать хрестоматию. По сути, она стала вторым учебником по литературе, который весь год использовался наряду с основным и ежедневно носился в школу.
Внеклассное чтение стало неотъемлемой частью школьного предмета, без отступлений на личные открытия и романтику восприятия, присущую лету. Содержание хрестоматий судить не берусь, оставляю на совести авторов учебных программ. Скажу только, что ни разу не заставала сына за чтением на досуге хрестоматии, с отдыхом, в том числе летним, она, видимо, никак не ассоциируется.
Удивляет обилие всевозможных полусборников-полуучебников в книжных магазинах, типа «Хрестоматия для 1-го класса», «Полная хрестоматия 1-го класса», «Самая полная хрестоматия 1-го класса», «Хрестоматия для первоклассников» и т. п. Если издательства их печатают, значит, это кому‑то нужно. Во всяком случае, на период конкретного учебного года, в качестве одноразовой книги.
Что касается читательского дневника: вещь это неоднозначная. По моим наблюдениям, мальчикам заполнять его в тягость, даже если это типографским способом напечатанная брошюрка, где за тебя уже всё разлиновали, озаглавили и даже наводящие вопросы обозначили.
В магазинах довольно много разновидностей таких дневников, видимо, пользуются спросом, всё для удобства занятых родителей и привыкших выполнять задания по трафарету школьников. Всё вписано в рамки: лишние размышления по поводу прочитанного на отпечатанную страничку не поместятся, будь добр уложиться в отведённые графы-линеечки.
В начальной школе сына был эпизод, когда потребовали принести заполненные дневники в усечённом варианте: автор –название – дата. За вечер он кое‑как заполнил, а потом забросил.
В школе 25-летней давности каждый читательский дневник был эксклюзивным, его заполняли цветными ручками, аккуратно чертили столбики, выделяли главное фломастерами. До сих пор помню, как кратко пересказывала в таком рукописном дневнике мифы Древней Греции и к каждому рисовала мини-эмблему, зашифровывая в рисунке место действия, сюжетную линию и своё отношение к главному герою. Кстати, ориентировалась в древнегреческой мифологии благодаря этому отлично, на много лет мне хватило этих знаний.
Конец этого учебного года получился смазанным, списка литературы нам не давали, какая хрестоматия будет в следующем классе тоже непонятно, ибо начальная школа закончилась, а средняя не началась. Поэтому я решила взять инициативу в свои руки и, чтобы лето не пропадало, составить список для сына, тем более, что запрос на это есть в виде блуждающих по книжным полкам глазам: «Что бы почитать, мам?».
Чтение оказалось занятием более чем востребованным в условиях домашнего карантинного обучения, плавно перетекающего в домашние безлагерные каникулы.
Я просто постаралась вспомнить, что нравилось читать мне в десятилетнем возрасте, и что, к сожалению, не попало в школьные учебные пособия, а значит, вообще может выпасть из поля зрения моего подростка. Перебрала в памяти произведения любимых писателей, занесла их в заметки на телефоне и список готов (подумала, что он пригодится лет через пять для дочки).
Майн Рид и Анатолий Алексин, Юрий Коваль и Туве Янссон, Конан Дойль и Александр Грин, Рэй Брэдбери и Бел Кауфман: кто‑то из них может покорить сердце на всю жизнь, кто‑то разочаровать или даже вызвать отторжение восприятие индивидуально, но не читать летом нельзя, это моё глубокое убеждение.
В детстве ты действительно ощущаешь лето как маленькую жизнь, наполненную свободой, прежде всего свободой выбора. Список книг – это тот самый мнимый ограничитель, который побуждает сделать больше, как дорожный знак в чистом поле. Список книг всегда лотерея, никогда не знаешь, действительно ли стоили времени и внимания эти страницы. Но помимо проигрышей, скучных, а точнее несвоевременных текстов, ты получаешь и выигрыш: любимую книжку, встретить которую нужно было здесь и сейчас.
Если подумать, взрослые моё поколение сейчас шагу не могут ступить без рейтингов, оценок, топ-100 произведений литературы или кинематографа при выборе того, что почитать и посмотреть. Почему бы и детям не помочь, не направить их как минимум в сторону чтения, как максимум в русло полноценного развития личности, которая со временем сама научится давать оценки и рассуждать о роли внеклассного чтения. Другое дело, как оценивать (и стоит ли) выполнение летнего задания. Наверное, заполненный наспех накануне трафарет читательского дневника не лучший вариант».
Елена Байтингер