Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 июня 2020,  18:19
 3174

С дипломом и без. Готовы ли школы Белгорода принять на работу студента

27 мая Госдума приняла поправки к Закону «Об образовании», разрешающие старшекурсникам преподавать и вести кружки и факультативы

С дипломом и без. Готовы ли школы Белгорода принять на работу студентаФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Студенты и раньше могли работать в образовательных учреждениях. Но это было скорее исключение из правил. В новом законе исключение стало правилом.

Департамент образования – за

Важным, полезным и отвечающим жизненным реалиям назвал новый закон первый замначальника областного департамента образования Николай Рухленко.

«Запрета как такового в законодательстве не существовало, а теперь это официально разрешено. Принятый закон будет способствовать восполнению кадрового дефицита, в том числе замещению временных вакансий», – прокомментировал Рухленко.

В школах бывают разные ситуации. К примеру, учитель увольняется или уходит в декретный отпуск во время учебного года. Детей учить надо, но некому. А в сельских школах нехватка кадров ощущается наиболее остро.

Представим ситуацию: учитель, допустим физики или математики, уволился в середине года, педагога с подходящим образованием в школе нет. Живущий в селе инженер готов это делать, у него есть нужные знания, но нет диплома о педобразовании. Это то самое исключение, когда директор школы имел право взять этого человека на работу, заручившись решением аттестационной комиссии. Такая комиссия есть в каждой школе. А если комиссия давала рекомендацию студенту, то директор мог принять на работу и его.

По словам Николая Рухленко, после трёх лет успешного обучения в вузе по педспециальности, при отсутствии академической задолженности студент может работать учителем, а после второго курса – и преподавателем кружков.

«Но есть одно условие: образовательная программа высшего образования должна соответствовать специфике кружка, причём это соответствие определяет сам работодатель», – уточнил Николай Рухленко.

Директора школ – за

Белгородская школа № 13 – одна из немногих, где уже несколько лет берут на работу студентов. За каждым их них закрепляется наставник, который помогает молодому педагогу не только в работе. Но и в разных жизненных ситуациях. 

«Их нужно нянчить!» – убеждена директор школы Эмма Дегтярёва.

Сейчас в школе – шесть учителей с незаконченным высшим. Пятеро – не только предметники, но и классные руководители. Студенты ведут русский и литературу, математику, английский язык и химию. В прошлом году пятикурсница Елена Рязанова, учитель начальных классов, стала призёром городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Педагогический дебют».

Попасть в школу без диплома нелегко. На собеседовании студенты рассказывают, какие баллы получили на ЕГЭ, их тестируют на знание предмета. Обязательны справка из вуза о том, что все зачёты и экзамены сданы, и желание работать, а не подрабатывать.

«Были случаи, когда со студентами расставались. По разным причинам. Мы уже научились видеть тех, для кого эта работа неинтересна, кто не сможет полноценно отдавать себя ей. Были и слабо знающие предмет. Были и равнодушные, инфантильные», – признаётся Эмма Юрьевна.

Красный диплом для будущего учителя желателен, потому что он, по мнению директора, говорит об ответственности и трудолюбии студента. 

«Все боятся молодых учителей, а мы не боимся, – уверяет Эмма Дегтярёва, признавая, что это большая ответственность перед студентами: – Не надо рассчитывать на то, что придёт готовый специалист. Нужно очень грамотное системное методическое сопровождение. Чтобы не спугнуть ребят, которые, учась в вузе, не всегда понимают весь объём учительской работы. Чтобы, начав работать в школе, они убедились, что выбрали правильный путь. Ведь многие выпускники педвузов ищут себе любую работу, только не в системе общего образования: они просто боятся школы. А нам надо вернуть в школы молодёжь».

В 13-й школе студентов без проблем отпускают на сессии. Учат правильно общаться с детьми и родителями. Как говорит директор – их нужно «поставить на лыжню, чтобы они выбрали правильную колею».

Студенты – за

Алеся Флигинских – пожалуй, самый молодой классный руководитель в Белгороде. В 20 лет приняла своих первых шестиклашек. Алеся преподаёт русский язык и литературу. В школу пришла после третьего курса пединститута БелГУ.

 

С дипломом и без. Готовы ли школы Белгорода принять на работу студента - Изображение Фото: личный архив

«Подумала, что уже пришло время. Базовые знания для работы в школе, на мой взгляд, были получены на первых трёх курсах. Было интересно попробовать себя на практике, понять, стоило ли идти учиться по этой специальности. Осознать, моё это или не моё», – признаётся она.

В пединституте тоже считают, что студентам надо пробовать себя в профессии как можно раньше. И не только на производственной практике. Поэтому следят за вакансиями в школах и предлагают старшекурсникам пойти в ту или иную школу на работу. Так было и у Алеси. Окончив третий курс, она просматривала педагогические вакансии, но сама звонить или идти в школы не решалась: мало ли, как там примут без диплома. Пока замдекана не сообщила, что есть школы, которым нужны учителя и где себя могут попробовать студенты. Так Алеся попала в белгородскую школу № 13. В ней она отработала год.

«Эмма Юрьевна сыграла огромную роль. Если бы не её позитивный настрой, желание работать с молодыми, перспективными людьми, то, пожалуй, устройство на работу осталось бы под вопросом. Школа была готова к тому, что придут неопытные студенты», – говорит Алеся.

Девушка перешла на заочное отделение, ведь уроки в вузе и школе совпадали по времени. К тому же нагрузку ей дали серьёзную: каждый день по шесть-семь уроков плюс час-два внеурочки. И классное руководство. 

Иногда молодым учителям трудно найти общий язык с детьми. Школьники не всегда признают авторитетом человека, который старше их на несколько лет. Порой устраивают учителю испытания. Но со своими шестиклассниками Алеся с самого начала почувствовала себя комфортно. Они стали друзьями.

«С восьмым классом, конечно, было посложнее. Трудно, когда мальчишки уже намного выше учителя… Но со временем они привыкли ко мне, и учёба нормализовалась. Когда несколько месяцев шло дистанционное обучение, я ловила себя на мысли, что начинаю скучать без детей. Хотя, честно: такого от себя не ожидала», – улыбается девушка.

Дополнительное образование – за

Замдиректора белгородского Дворца детского творчества Анна Маматова уверена: талантливые и творческие студенты – просто находка для учреждений дополнительного образования.

 

С дипломом и без. Готовы ли школы Белгорода принять на работу студента - Изображение Фото: личный архив

 

Сама она тоже пришла работать во дворец студенткой в 2008 году. На пятом курсе филфака стала искать работу и заглянула сюда.

«Мне сказали, что детям была бы интересна журналистика. Я написала программу, начала работать с детьми. Училась на дневном отделении. На заочку не было смысла переходить, работала во второй половине дня. И устроиться на работу было проще, чем в школу», – рассказывает Анна Ивановна.

В последние 8–10 лет в профстандарты время от времени вносились изменения, касающиеся образования педагогов. И потому часто педагогов без нужного диплома отправляли на те или иные курсы, после которых выдавали заветную нужную бумажку.

«Для дополнительного образования очень важно, что можно привлекать людей без педобразования. Например, есть хороший хореограф, который может вести танцевальную студию. Или спортсмен – спортивную секцию. И так в разных сферах дополнительного образования. Люди проходят курсы и работают по направлениям именно творческого развития детей», – уточняет Анна Маматова.

Конечно, в образовательных организациях больше обрадуются старшекурсникам, чем начинающим учёбу студентам. Но в новом законе отмечается, что кружки и факультативы в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности могут вести и студенты после второго курса. И необязательно педагогических специальностей. Это очень важно, потому что расширяется спектр направлений кружков и факультативов. Студенты-инженеры могут увлечь ребят робототехникой, программисты – 3D-моделированием и программированием, биологи углубят знания школьников о природе и экологии.

«Мы к новому закону относимся очень положительно. Особенно в дополнительном образовании. Например, в проект «Медицинский класс» нам нужны студенты-медики. Практическая медицина, первая помощь, латынь – это те дополнительные занятия, которые они могут проводить со школьниками», – поделилась мнением директор образовательного комплекса «Алгоритм успеха» Инна Тяпугина.

С дипломом и без. Готовы ли школы Белгорода принять на работу студента - Изображение Фото: личный архив

 

Закон принят. В ближайшее время три министерства – просвещения, науки и труда – разработают чёткий регламент допуска студентов к преподавательской работе.

 

 

Елена Мельникова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×