С 1 сентября белгородцы будут учиться вождению по новым программам
-
Новость
Зачем это нужно и чем новые программы отличаются от действующих, «БелПрессе» рассказал начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области Николай Рухленко.
В 2014 году в России уже переходили на новые программы подготовки водителей, почему возникла необходимость ещё одного обновления?
«Сейчас в России действуют 49 программ подготовки водителей. Эти программы не аннулированы, просто в них внесли изменения с учётом современной ситуации. Плюс к этому будут введены ещё 9 абсолютно новых программ, которые касаются переподготовки водителей. Таким образом их общее количество составит 58. Их утвердило Министерство просвещения России своим приказом ещё в ноябре прошлого года.
Обновление существующих и введение новых программ обусловлено реализацией Национальной технологической инициативы, изменениями в законодательстве, прежде всего в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» и в Правилах проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. И, конечно, необходимостью усиления практической направленности обучения.
В обновлённых программах изменилось только содержание. Требования к условиям их реализации (кадровым, информационно-методическим, материально-техническим, организационно-педагогическим) остались прежними».
Увеличится ли количество автошкол и других организаций, где учат водителей?
«Автомобилей становится всё больше, а значит, и количество желающих учиться растёт. Очень важно при этом обеспечить качество подготовки, чтобы на дороги выезжали грамотные во всех отношениях водители.
Сейчас в Белгородской области на водителей учат в 73 организациях. Это 26 автошкол, 20 техникумов и колледжей, 13 организаций ДОСААФ, 9 общеобразовательных школ и 5 учреждений дополнительного образования. Возникает вопрос: это много или мало? Достаточно ли такого количества организаций, чтобы удовлетворить существующий спрос? есть муниципалитеты, где таких организаций не одна и они продолжают открываться, а есть районы, в которых запросы на обучение есть, но организаций, занимающихся подготовкой водителей, нет. Поэтому в таких районах необходимо принимать конкретные меры. Надо помнить и о том, что практически везде обучение водителей – это платная услуга».
Учтена ли в новых программах цифровизация транспорта?
«Сегодня в полный голос уже заговорили об Автонете. Это одно из направлений Национальной технологической инициативы, фактически сеть управления автотранспорта без водителя. Проще говоря, это цифровизация автотранспорта. Вот поэтому программы дополнены изучением особенностей устройства автоматизированных систем вождения и эксплуатации электромобилей, управления транспортным средством с высокой степенью автоматизации.
Благодаря этому кандидаты в водители смогут изучить работу автопилота и адаптивного круиз-контроля. Новые программы сокращают время на переподготовку водителей с категории на категорию. К примеру, сейчас владельцам прав категорий А, А1 и М для переобучения на категорию необходимо пройти полный курс теории, который составляет 134 часа. А нововведения позволяют сократить теорию до 50 часов за счёт исключения отдельных тем».
Какие изменения коснутся практической части обучения водителей?
«Именно в практическую часть и внесено больше всего изменений. К примеру, действующим сейчас документом установлено, что для получения прав категории В кандидатам в водители необходимо пройти 56 часов практического обучения вождению, из которых 24 часа – на площадке и 32 – в городе. Однако с 1 апреля 2021 года практический экзамен на площадке отменён. Поэтому по новым учебным программам 38 часов будущие водители проведут в городе и 18 часов – на площадке. А при обучении на категорию С общее количество часов практического обучения вождению равно 72 часам: раньше 30 из них ученики проводили на площадке и 42 – в условиях движения по дорогам в городе.
Теперь же кандидаты в водители на площадке будут проводить всего 24 часа, а 48 часов – в городе. Практический экзамен будут проводить только в условиях реальной дорожной обстановки, то есть в городе, а ранее проходил и на площадке, и в городе.
На тех, кто начал обучение до 1 сентября, действие обновлённых и новых программ не распространяется».
Что должны сделать организации, которые ведут подготовку водителей?
«Во‑первых, разработать и утвердить свои образовательные программы в соответствии с утверждёнными Минпросвещения. Во‑вторых, согласовать эти программы с ГИБДД области. В‑третьих, утверждённые и согласованные программы разместить на своих официальных сайтах. Всё это нужно сделать до 1 сентября.
Тот, кто хочет получить права, прежде чем выбрать для обучения ту или иную организацию, в первую очередь должен зайти на её сайт и убедиться, всё ли в порядке с программой (то есть указано ли в документе, что он согласован с ГИБДД). А ещё нужно удостовериться в наличии лицензии. И вот тогда можно поступать на обучение.
Специалисты регионального министерства образования отправили письма-уведомления о введении новых программ в каждую из 73 организаций, которые готовят водителей. В сентябре мы проведём мониторинг сайтов этих организаций, чтобы выяснить, согласованы ли образовательные программы с Госавтоинспекцией.
В целом же сентябрьское введение новых программ – это очень повод всё проанализировать, пересмотреть и, если есть необходимость, организовать подготовку водителей на качественно ином уровне».
Елена Мельникова