Андрей Малышенков: У учителя только обязанности
«Я всегда хотел работать либо переводчиком, либо преподавателем иностранного языка. Считал, что с педобразованием можно везде найти работу, поэтому поступил в пед. Однако уже на практике понял, что устроиться в школу не так‑то просто: многие пенсионеры держатся за свои места.
Чтобы получать достойную зарплату, молодому педагогу придётся попотеть не один год: чтобы дорасти до высокой категории, нужно, например, публиковать свои статьи в журналах. А за что жить до этого момента? От силы буду получать 15 тыс. рублей в месяц. А это только снять квартиру в Белгороде.
На зарплату белгородских учителей влияет количество учеников в классе, я считаю, что это не совсем правильно: например, учитель труда, у которого в классе 40 человек, получит за урок гораздо больше, чем учитель английского, у которого максимум 10 учеников. Я должен провести минимум четыре занятия при условии, что будет максимальное количество детей, чтобы получить столько же, сколько учитель труда за один урок.
За классное руководство платят 1 000 рублей в месяц. Но если в классе мало учеников, то размер вознаграждения уменьшается. И вот за эти деньги нужно работать с родителями, ходить к детям домой, проверять их жилищные условия и писать план работы на месяц: расписать классные часы, родительские собрания, проведение праздников, конкурсов и т. д. А потом о каждом из этих событий нужно написать отчёт.
Бумажная работа – ещё один минус в работе учителя. Не представляю, как справляется учитель. Это какая‑то нереальная миссия.
А что делать с теми, кто агрессивен и попросту не хочет учиться? Они знают, что в любом случае учитель им поставит оценку. Считается, если педагог их ставит, значит, он не профессионал.
Порой детям всё равно, какую оценку им поставят и что им за неё будет. А родители приходят и жалуются, что их ребёнка плохо учат или что на него повышают голос. В какой ситуации здесь находится учитель? Он не имеет никаких прав, у него есть только обязанности. Он должен уговаривать ребёнка, чтобы он учился, а тот просто скажет, что не будет и всё. Учительская профессия, на мой взгляд, давно перестала быть престижной».
Диана Нарыжная: Научить учиться
«Одна из причин, почему я не хочу работать в школе, – там многое не упорядочено. Куча лишней работы и бумаг. Сначала были папки классных руководителей, затем их упразднили, потом снова потребовали.
Я подрабатываю репетиторством на дому и, порой, сталкиваюсь с тем, что ребёнок точно не знает, что ему задали: в электронном журнале «Виртуальной школы» написано одно задание, но одноклассники его не делают, так как класс отстаёт от программы, поэтому нужно делать другое. Но какое – непонятно. «Виртуальная школа» призвана облегчить жизнь учителям и ученикам. Педагоги там ставят оценки, отмечают пропуски, записывают домашнее задание, мероприятия, составляют график питания… Но эти сведения не всегда соответствуют действительности.
Хоть и появляется много нововведений – ФГОСы, электронный журнал и прочее – система обучения остаётся старой. Есть учителя, которые совершенствуются, а есть те, кто стоит на месте и работает по старой программе.
По новым стандартам главный лозунг педагогики – научить учиться. А если посмотреть на детей: они не хотят ходить в школу, выполнять домашние задания. Детям неинтересно. А всё потому, что некоторые учителя работают по старым стандартам.
В классе может висеть проектор, электронная доска, но этим некоторые не пользуются. Молодые учителя стараются это изменить, внести в уроки что‑то интересное, но педагоги старой закалки это не приветствуют, для них главное – идти по программе и успевать выполнять задания в учебниках. На интерактив просто-напросто не хватает времени и особенно – желания. Они привыкли к одному образцу, и если ты делаешь не так, значит, ты делаешь неправильно. Другие точки зрения они не рассматривают. Поэтому молодым приходится делать так, как говорят».
Виктория Гребнева: Круглый стол для молодых
«У меня три высших образования: педагог-психолог, учитель изо и английского. Я работала в нескольких школах Белгорода, а сейчас – методист в выставочном зале «Родина».
Первая моя школа была очень маленькая, и учеников было мало. Это была работа мечты: я влюбилась в детей, мне нравилось преподавать. Конечно, были какие‑то изъяны в системе образования, но там они сильно не проявлялись из‑за маленькой занятости и небольших классов.
Затем мне предложили новое место, где около 1 000 учеников. И там я познала всю реальность. Мне сразу дали классное руководство, вести изо, дополнительные занятия, а ещё православие. Последнее меня очень удивило. По мнению некоторых руководителей, православие и ОБЖ может вести любой учитель. Мне кажется, что это серьёзные предметы, которым нужно уделять большее внимание.
В этой школе я продержалась всего два месяца из‑за нервного перенапряжения: ты выходишь на перемену – кричишь на детей, а они кричат на тебя. Заходишь на урок – пять минут молчания, потом опять дети кричат, и ты кричишь на них. У меня появились постоянные головные боли. Однажды начала рыдать в школьном туалете. В какой‑то момент я осознала, что я не к этому шла, не об этом мечтала.
Многие проблемы, на мой взгляд, из‑за того, что детей в классах слишком много: до 30 человек. На уроках, объясняя тему, я старалась и шутить. Это работало, но дисциплину не держало: чтобы заставить замолчать всех, нужно быть жёстким и злым.
Решение есть: разделить класс на два небольших, по 15 человек. Я проводила исследование на эту тему и выяснила, что основная проблема у подростков – панические атаки, социофобии, культура «хикки» и так далее. Это всё развивается именно из‑за того, что их помещают в одно маленькое пространство с кучей людей. Никто не разбивает их на небольшие группы и лично ими не интересуется.
По‑моему мнению, учитель устаёт и эмоционально, и физически: после уроков он зависает на электронных ресурсах и в бумажках. Если он ещё и классный руководитель, то занят круглые сутки: звонит родителям, родители – ему, всё время решая какие‑то проблемы.
В школе часто молодые учителя теряют себя, и такое ощущение, будто они ощущают себя детьми: их постоянно ругают, от них вечно что‑то требуют, им устраивают постоянные взбучки.
Я заметила, что многие, кто идёт работать в школы, действительно сами ещё дети. Да, в классе ты главный, но стоит выйти за дверь – и ты ученик.
Руководство и другие учителя не относится к молодым специалистам серьёзно: «Ты ещё глупенький, мы тебя научим. Мы тут уже давно, и всё знаем лучше всех». Естественно, самооценка падает ниже плинтуса, потому что никто тебя не похвалит. И чтобы решить эту проблему, нужен круглый стол – общегородская встреча, на которую съезжались бы все молодые педагоги. Во‑первых, они смогут поделиться друг с другом своими проблемами, поддержать. Во‑вторых, выдвигать какие‑то идеи».
Александр Гончаров: С детьми, а не с бумагами
«Я учитель физкультуры в гимназии № 5 с 2011 года. В 2014-м после победы в конкурсе «Педагогический дебют» меня приглашали работать в фитнес-залы и в школы Москвы, но я отказался.
Когда начал работать в своей школе, как молодого специалиста меня поддерживали, давали советы. Мы с учителями и сейчас обмениваемся опытом: я смотрю, как они проводят уроки, а они учатся у меня. Если бы я пошёл в другую школу, возможно, я бы не работал учителем, потому что в тех местах, куда меня приглашали, много бумажек и проверок. А здесь у меня дети, которых я люблю. И мне важно как можно больше времени проводить с ними, а не с бумагами.
Достижения моих учеников – это главная мотивация работать дальше. У меня есть победители и призёры городских соревнований.
Примерно раз в месяц на пару дней я езжу на мастер-классы, курсы по повышению квалификации, конференции, а затем провожу в Белгороде семинары для учителей физкультуры со всей области.
В школе достойная зарплата: от 20 до 50 тыс. рублей. Она зависит от многих факторов: нагрузки, количества детей, руководства школы.
Недавно я встретил своего ученика, который теперь тоже работает учителем физкультуры. Как он сказал, он никогда бы не подумал, что у него в школе будет высокая заработная плата. Есть и другой пример: ещё один мой ученик получает на этой же должности менее 20 тыс. рублей. Всё потому, что нет уроков. Директор хочет ему дать часы, а не из чего.
А ещё у нас учителя получают баллы – стимулирующие выплаты. Один балл – 100 рублей. За олимпиадника, который победил на конкурсе, учителю дают, к примеру, 5 баллов. Повышает квалификацию – ещё баллы».
Как сообщили «БелПрессе» в департаменте образования, зарплата учителя зависит от стоимости бюджетнойуслуги, педагогической нагрузки учителя, квалификационной категории, а также специальных гарантированных доплат и стимулирующих выплат. А ещё доплачивают молодым учителям, которые обучают детей-аутистов и детей с ограниченными возможностями.
Валентина Можевитина, замдиректора лицея № 32: Нужно влюбиться в свою работу
«В нашем лицее действует программа «Школа молодого педагога»: к начинающим учителям прикрепляют опытного наставника, который помогает разрабатывать уроки, даёт рекомендации, в том числе и как держать дисциплину в классе. В лицее разработали дневник саморазвития педагога, который помогает добиться результатов. Кроме того, у нас есть психолог, вместе с которым специалисты анализируют ситуации и разбираются, как лучше поступить. Но не каждая школа располагает такими возможностями – это факт.
Молодые учителя приходят работать в 32-й лицей ежегодно, и, как правило, это выпускники БелГУ. Да, конечно, должна быть вакансия, но даже если её нет, лицей ищет возможности. Чаще всего, это внеурочная деятельность или замена уроков, где молодые могут себя зарекомендовать.
Студенты-практиканты уже с 1-го курса изнутри видят работу учителя: ответственность, объём документации, с которым он сталкивается, и в том числе заполнение «Виртуальной школы».
«Виртуальная школа» нацелена в первую очередь на быструю связь с родителями, чтобы они контролировали своих детей. Да, бывает такое, что пропадают уроки по объективным причинам и учебный план приходится нагонять. Но такого, что домашние задания отличаются от действительности, быть не должно – это вина конкретного учителя.
Документов у учителя действительно много: отчёт по итогам четверти, о прохождении программного материала, об успеваемости, количестве классных мероприятий… И, разумеется, поурочные планы.
Учитель не может прийти на урок неподготовленным: это моментально чувствуют дети. Он должен чётко знать, что делал на предыдущем уроке и что будет на следующем. Если он не будет готовиться к урокам, а просто придёт и скажет детям открыть параграф и читать его – грош цена этому занятию. Поэтому конспект урока – это святое.
Почему выпускники педфака не хотят работать в школах? Я считаю, проблема не на выходе из вузов, а во время поступления. Престижно учиться на юрфаке, медфаке, экономическом факультете. А с педагогическими специальностями часто поступают по остаточному принципу.
Но невозможно прийти к детям и не любить их. Нужно влюбиться в свою работу. Хочется, чтобы в школы приходили люди увлечённые, с горящими глазами и новыми идеями. Молодых учителей очень любят дети. Почему? Не только за молодость, но и за то, что они знают о современных трендах, владеют техникой. В этом у них преимущество над учителями, которые уже в возрасте. И ещё: если человек хочет работать и всё время работает над собой, то эти люди остаются в профессии и всегда дают положительные результаты».
Светлана Боруха, кандидат педагогических наук: Работать в будни и в выходные
«Действительно, в педвузы поступают не всегда те, кто стремится стать учителем. Но зачем идти в профессию, если тебя пугает большое или малое количество детей в классе, если вопрос зарплаты выходит на первый план?
Нужно понимать, что труд учителя состоит из нескольких обязательных составляющих. Чтобы выйти к классу, необходимо тщательно подготовиться к уроку: без плана и конспекта не обойтись. А после урока надо проверить тетради, провести внеклассные мероприятия, обсудить вопросы с коллегами и поговорить с родителями учеников.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс – это требование времени. «Виртуальная школа», электронная доска, мультимедийные устройства… Как ими воспользуется учитель, зависит от его мастерства и стремления к освоению нового.
Профессиональная усталость, профессиональное выгорание могут возникать у учителей, как и у людей других профессий.
Но учитель невозможен без саморазвития и самообразования. Меняются не только технические средства обучения, но и подходы к обучению и воспитанию школьников, меняется содержание образования. Работа над собой – обязательное условие сохранения профессионального долголетия педагога.
Особенная роль отводится классному руководителю. Оформление документов, посещение учащихся на дому или классные часы и родительские собрания – это лишь видимая часть его труда. Главное – создать коллектив в классе. Если учитель становится классным руководителем, только чтобы подзаработать, то, скорее всего, для него эта роль станет обузой.
Многие молодые учителя недопонимают систему подушевого финансирования школ. Между тем оно стимулирует педколлектив работать лучше: чем больше учеников, тем выше будет финансирование. При внутреннем распределении денег учитываются особенности преподавания различных предметов, их сложность. Для дисциплин, преподаваемых в группах, применяются выравнивающие коэффициенты.
И всё‑таки главной ценностью деятельности учителя остаются дети, ученики. То, что его жизнь и в будни, и в выходные неразрывно связана с их жизнью, – это правда. Если молодой человек хочет стать учителем, то он должен быть готов к тому, что каждый день его будет наполнен новыми задачами, преодолением себя, заботой о других».
Не забудьте почитать мнение Олега Шевцова о том, почему молодые учителя уходят из школы.