Классный Сан Саныч. На что потратил молодой педагог Красненской школы свои подъёмные
Об этом 26-летний учитель физкультуры Александр Бутенко рассказал «Белгородским известиям»
-
Статья
-
Статья
«Сан Саныч классный, дети его любят» – такую характеристику о герое интервью я услышала ещё до знакомства с ним. Он встретил нас в холле Красненской школы № 1 им. М. И. Светличной и повёл в спортзал. После капремонта здесь обновили не только стены и разметку на полу, но и весь спортинвентарь. Заниматься и работать стало приятнее.
— Как 26-летний парень оказался в сельской школе?
— У нас большая семья, много родственников: сестёр, братьев, племянников – в общем, я всю жизнь среди детей. Я их люблю, и они – меня, поэтому после школы я решил поступать в педуниверситет в Воронеже. Будущая профессия понравилась ещё во время практики, мне было легко с детьми. После окончания вуза стал искать работу. Я сам из алексеевского Матрёно-Гезово. Мне предложили полставки в школе в Варваровке – 8 тыс. рублей. Это был мой чёрный день. Потом узнал, что в Красное требуется учитель физкультуры. 22 августа приехал на собеседование, а 27-го меня уже официально оформили на работу.
— Помните ваш первый рабочий день?
— 1 сентября 2017 года, мне было 24 года. Я сидел на линейке и сильно волновался, понимая, что это теперь моя работа. А 2 сентября уже начались полноценные уроки по расписанию.
— Дети хорошо приняли?
— Старшеклассники, с которыми мы почти ровесники, пытались найти мои слабые стороны, а начальное и среднее звено сразу приняли меня как обычного учителя. Сейчас у меня со всеми детьми хорошие отношения. Со старшеклассниками играем в баскетбол, в игре могу себе позволить быть свободнее и общаться почти на равных.
Начальная школа любит поиграть. Стоит им дать такую возможность – и всё, их любовь завоёвана. Первоклашки на мне виснут, чтобы в спортзал сходить. Я беру за руку того, у кого нет пары, так они теперь договариваются, кто пойдёт со мной.
Я смотрю на детей и сразу понимаю, как с ними работать. Опыт это, интуиция или влияние моего постоянного общения с сёстрами и братьями, я не знаю.
— Старшеклассницы глазки строят?
— Да я этого не замечаю! Я же учитель и смотрю на них как на учеников, а все спрашивают про глазки. Хотите, приходите в зал, садитесь и смотрите за ними, а у меня – урок.
— У учителя могут быть любимчики?
— Я никого не выделяю. Если вижу, что у кого‑то получается лучше, а у кого‑то хуже, больше внимания уделю тому, кто хуже справляется. Выделять любимчиков непедагогично.
— С теми, кто балуется, как разговариваете? Можете накричать?
— Нет, не повышаю голос.
— А если специально выводят?
— «Вывожусь» я дома. Не в том плане, что ору. Я анализирую, почему так происходит, и как заинтересовать ребёнка. Мне все говорят, что у меня стальные нервы. Меня действительно трудно вывести из себя.
— Несколько лет идёт дискуссия, должна ли школа воспитывать или её задача – только учить. Что вы думаете?
— Воспитание складывается из трёх равных составляющих: учитель – ученик – родитель.
— Чем современных детей можно отвлечь от гаджетов?
— Это проблема не детей, а родителей. Им лень или некогда, дети предоставлены сами себе. Моё детство проходило весело. Мы с родителями, с соседями катались зимой на горке, жарили хлеб на костре. Это было так здорово! А с конкурса «Мама, папа я – спортивная семья» такие фотографии эмоциональные! Сейчас такого всё меньше. Родители должны участвовать в жизни ребёнка. Забрали гаджет – погоняйте вместе мяч, устройте поход.
— Вы два года в школе, и вас уже можно поздравить с победой в первом этапе конкурса «Учитель года России – 2020» в номинации «Педагогический дебют». Как вам дебют?
— Не думал, что займу какое‑то место. Мне просто было интересно дать первый открытый урок. Увидев баллы, удивился. Неужели я, учитель физкультуры, настолько интересно провёл занятие? Там не было шоу – я считаю, что полноценным должен быть каждый урок, чтобы детям было интересно. У меня получилось их заинтересовать. Тяжеловато было с публичным выступлением. Для обсуждения я выбрал тему «Учитель – мужчина или женщина?»
— И к какому выводу пришли?
— До 1931 года в школах преподавали только мужчины. Но потом была война, и с того времени профессия перешла в разряд женских. В обществе возник стереотип о том, что она не мужская. Мужчинам нужен карьерный рост, большая зарплата, мужчина должен быть кормильцем семьи…
— Всё это как‑то не вяжется с профессией учителя…
— Поэтому и мужчин сейчас в школах единицы. У меня было трое преподавателей-мужчин, из 50 моих однокурсников в школу пошли человек пять, остальные кто куда: от силовых структур до магазинов и кол-центров. Здесь у нас коллектив 40 человек, из них пять мужчин.
На самом деле возможности для карьеры в школе есть, но они в детях. Обучая их, учитель видит, каких высот они достигают, и он вместе с ними. Конечно, испытывает гордость за своих учеников.
— Вы приехали сюда из другого района. Здесь не было знакомых?
— Ничего и никого. И сейчас ничего нет, я дом снимаю.
— Молодого специалиста на селе как‑то поддержали финансово?
— Дали подъёмные.
— На что потратили?
— Купил принтер и канцтовары. Я устроился в школу ещё до капремонта, и у меня не было принтера, а он очень нужен.
— Вы приехали в незнакомое село, где потратили подъёмные на принтер для работы, и утверждаете, что у вас классная работа…
— Поначалу была мысль: не зря ли я отучился на учителя? Потом понял, что не зря. Мне здесь нравится всё: график, коллектив, то, как меня тут встретили и помогли найти жильё, моя зарплата. Мне хватает на жизнь. Первый год как молодому специалисту платили надбавку 30 %, и выходило больше 30 тысяч. Для сельской местности это неплохо. Сейчас зарплата зависит от стимулирующих надбавок. Для этого я сам должен заработать баллы, например, готовить детей на олимпиады – в этом году у меня два призёра. Так что маленькие зарплаты учителей – это тоже стереотип. Кроме того, мне через отдел образования компенсируют сумму за аренду жилья.
— Тем вашим одногруппникам, кто пошёл продавать телефоны, что можете сказать?
— Мне их жаль. Пять лет учиться в университете, чтобы продавать телефоны?! Есть знакомые, которые до сих пор не нашли постоянную работу, переходят с одной на другую.
— Посоветовали бы идти работать в сельскую школу?
— Конечно! Тут другое отношение у людей друг к другу, добродушнее, я это на себе ощутил.
— Какая у вас мечта?
— Семью создать.
— Я в газете напишу, глазки начнут со всей области строить.
— Ой, не надо, у меня уже есть кому.
Беседовала Ирина Дудка