15 тысяч шагов до обеда. Почему Сейфидар Халилов никогда не сидит на уроке
«БелПресса» узнала об этом, познакомившись с учителем информатики, технологии и ОБЖ ракитянской школы № 2
-
Статья
-
Статья
Он не мечтал стать учителем и даже решил глотнуть дорожной пыли за рулём КамАЗа. Но вот уже почти семь лет как работает с детьми и уверен: останется в школе навсегда. О себе в профессии рассказывает призёр регионального этапа конкурса «Учитель года 2019» Сейфидар Халилов.
О первом дне
«Я окончил физмат БелГУ с красным дипломом по специальности «учитель информатики и иностранного языка». Никогда не хотел стать учителем, понимал, что работа сложная. Сидеть в одном кабинете и учить 20 детей, половина из которых не хотят тебя слушать?! Поэтому искал что‑то другое. Пошёл устраиваться в дорожную службу водителем КамАЗа. Даже пришёл в форме с рюкзаком, но люди из отдела кадров, взглянув на мой красный диплом, меня поругали и выгнали.
В школу пришёл в декабре 2012-го. В тот день проводили олимпиаду, поэтому первое знакомство с детьми прошло сумбурно. Мне достались старшеклассники, а ведь я был старше них всего на несколько лет: мне исполнилось 22. Когда представился, написал имя на доске, один из учеников попросил не стирать его в течение недели. Да, не обошлось без шуток над молодым учителем».
Об имени
«Я работаю с учениками с 5–11-х классов. Сначала дети часто ошибались, путали имя, но сейчас уже привыкли. Даже в начальных классах, в которых я не преподаю, знают, что меня зовут Сейфидар Исроилович. И всё равно нет-нет да кто‑то ошибётся. На днях назвали Измаилом Александровичем. Могут и как к даме обратиться, один школьник зарядил речь со словами: «Ольга Николаевна». Но у меня всегда хороший настрой: негатива в жизни и так хватает, поэтому ко всему отношусь с позитивом. Сейчас начали произносить имя с буквы «а» – Асейфидар Исроилович. Я шучу, что скоро поменяю паспорт, чтобы детям было удобнее произносить моё имя».
Об уроке
«На уроках информатики используем ментальную карту – эта схема делит большой объём информации на блоки. Чтобы ребёнок мог посмотреть на неё и вспомнить всё, что проходили. Например, из чего состоит компьютер. Задача – переработать информацию в схему с парой слов, а не переписывать символы из учебника в тетрадь, чтобы потом воспроизводить. Это пустая работа, информацию нужно переработать во что‑то новое и подстроить под себя.
Парадокс XXI века в том, что люди пользуются вещами, но даже не представляют, как они работают. Например, из чего состоит системный блок? Чтобы детям рассказать об этом, провожу квест прямо в кабинете. По условию игры две команды должны собрать системный блок, части которого разложил по комнате. Чтобы найти, нужно решить задания. Так я ещё проверяю их знания. Например, координаты одного из мест заданы в двоичной системе: чтобы понять, куда двигаться дальше, нужно перевести в десятеричную. Они не просто находят деталь, но и узнают о ней больше».
О баловстве
«Балованные дети есть в каждом классе, к ним нужно найти подход. Может, ребёнок так себя ведёт из‑за дефицита внимания. Пересадите с последней парты ближе к себе, завлеките, тогда проблема исчезнет. Побалуйтесь всем классом, проведите зарядку, походите по кабинету, покидайтесь бумажками, уделите этому несколько минут. Сделайте то, что баловник делал один, тогда ему не останется работы. Мой первый директор учил меня не сидеть на уроке. Когда семь уроков в день, шагомер зашкаливает, только до обеда – 15 тыс. шагов.
Не могу сказать, что меня все слушают, вытянув шеи. Но если ребёнок заговорил на уроке спустя полгода, уже прогресс. И такое бывает, ведь здесь учатся дети из социально-реабилитационного центра. Криком ничего от них не добьёшься. Самое приятное, когда они после уроков спрашивают совета не только по предмету, но и по каким‑то своим личным жизненным вопросам. Когда чувствуют в тебе человека, который может помочь, посоветовать, как лучше сделать».
О коллегах
«Мужчина-учитель – вымирающий вид. Он воспринимается как строгий, серьёзный человек, полная моя противоположность. Я строгим и серьёзным бываю, только когда необходимо. Меня трудно вывести из себя, а женщины всё близко к сердцу принимают, более эмоциональные. Из учителей в школе двое мужчин: я и физрук, который ещё моложе меня. Как можно не сделать комплимент, когда кругом одни женщины, где‑то пошучу, чтобы поднять настроение. И так не только по праздникам, а каждый день.
Часто помогаю разобраться с компьютером после фразы: «Ой, я не туда нажала, что‑то появилось». Никому не отказываю в помощи. Они также поступают. Вот вместе со мной готовились к конкурсу «Учитель года», иногда задерживаясь до поздней ночи».
О зарплате
«Первое, что мне сказали, когда я попал в школу: «Продержись хотя бы год». Я сначала не придал значения этому. Осознал, когда получил первую зарплату – 7,4 тыс. рублей. Этого катастрофически не хватало: у меня жена и ребёнок, хотел ещё детей. Сейчас получаю около 30 тыс., и обещают ещё повысить. При этом я полностью загружен, в субботу до двух часов занят. Есть дни, когда в четыре часа дня вспоминаю, что надо бы хоть перекусить».
Об угрозах
«Для меня все ученики – дети, независимо от возраста, роста, веса. Понимал, что буду сталкиваться с разным отношением: с симпатией и агрессией. Некоторые ученики выше меня, таких я в шутку называю дядями. Они хорошо на это реагируют. Когда только пришёл в школу, старшеклассники предлагали «выйти за школу» и разобраться. На физкультуре показал им несколько приёмов борьбы, и они успокоились. Но и сейчас слышу угрозы.
Один мальчик обещал вырастить собаку, которая меня съест. Я не виню его: ребёнок рос в плохих условиях. Как классный руководитель выезжал в семьи. Был ученик, к которому моё отношение кардинально изменилось после визита домой. Он жил в таких условиях, что сложно даже выживать, не то что учиться. Но он окончил девятый класс всего с несколькими тройками».
О современных школьниках
«Дети всё глубже уходят в виртуальное пространство. Недавно в наш общий диалог ребёнок написал, что он сейчас на улице играет и костёр палит. На следующий день я поговорил с ним о технике безопасности. Он рассказал, что они картошку пекли в костре. Я не слышал этого от детей уже давно и очень удивился. Это дико звучит, потому что все погружаются в телефоны. Пытаюсь отвлечь школьников от этого, провожу турниры в школе по 3D-моделированию, играем на переменах в настольный теннис и футбол.
Сегодня школьники интеллектуально развиты, хорошо разбираются в современных технологиях, хоть и мало двигаются из‑за этого же. Они не ходят по струнке, это живые и активные дети, которые иногда балуются, весёлятся, суетятся».
О развитии
«Дети многому меня научили. Первое – как общаться с молодёжью. Строгий и официальный стиль не каждому подходит. Чтобы подобрать ключик, надо услышать, как они разговаривают. Мне 30 лет, и иногда я не понимаю новые вещи, поэтому дети объясняют. Для меня было проблемно подключить очки виртуальной реальности, для них – просто и быстро. Учитель – профессия, в которой учишься всю жизнь. Я не ограничиваюсь уроком и развиваюсь. Хожу на курсы повышения квалификации, осваиваю новые учебные программы, участвую в семинарах-практиках. Если учитель стоит на месте, то он и детей тормозит».
О труде
«Сегодня хотят объединить три предмета: ОБЖ, технологию и информатику в один блок, где дети будут не строгать стулья и указки, а создавать новые проекты, роботов. Понимаю, это связано с автоматизацией процессов в нашей жизни, и ручной труд уходит на второй план. Но у каждого ли из нас есть робот в квартире, который повесит полку, забьёт гвоздь? Поэтому неправильно полностью отказываться от работы руками, лучше совместить её с новыми технологиями. В будущем человек станет оператором – ему достаточно будет дать команду, чтобы робот точно всё сделал. Но пока мы не готовы к резкому переходу и отказу от ручного труда».
О семье
«Жена Лейла оканчивала школу, в которой теперь работаю. Когда только устраивался, она говорила: «Да иди, попробуй», – но не представляла, что работа учителя круглосуточная. Домочадцы меня поддерживают, понимают: когда прошу не шуметь, в доме полная тишина. Они помогают мне – я репетировал открытый урок перед своими детьми. Дочь Мелек и сын Самир сидели, а младшая Замира лежала, потому что сидеть ещё не умела. Хоть они ничего не понимали, но слушали внимательно».
Об отдыхе
«Во время каникул учителя тоже отдыхают, по крайней мере стараются. Невозможно полностью отстраниться от школы. Я вижу по коллегам, как они скучают без школы. Мы же даже болеть не умеем нормально.
Лучший отдых для меня – провести время с семьёй, выехать на природу. Мы часто ездим в Белгород на фестивали, праздники, просто в торговые центры, где дети играют. Очень люблю работать руками. Создавать то, что могу увидеть, потрогать. На весенних каникулах сделал забор и уже счастлив. Увидел в Интернете приспособление, которое облегчит жизнь, и сделал, например, стол для болгарки, какую‑то катушку».
Об отговорках
«В школе я был ботаном, но с характером. Всё выполнял, прочитал всю классическую литературу. Однажды директор подумал, что мы ругаемся с учителем литературы, а мы просто эмоционально обсуждали произведение. Бывало, опаздывал на уроки и сбегал с них.
Современные школьники ленятся и ничего не придумывают для оправдания. Считают, что словосочетание «Я не готов» достаточно. Иногда сам им подсказываю отговорку и заставляю повторить: «Ну скажи, что свет отключили, водой тетрадь залил, ручка кончилась, а было поздно и магазин закрыт, а гусиного пера с чернилами под рукой не оказалось». Однажды парень сказал, что его диск с заданием съела собака утром, а он не уследил».
О шпаргалках
«Когда списывал в школе, казалось, что я гений, теперь понимаю: учителя просто закрывали на это глаза. Сначала прятал шпаргалку в учебник или портфель. Но в старших классах переделал наручные часы так, чтобы в просверленной щёлочке на циферблате появлялся заготовленный текст, если повернуть крутушку.
Мои ученики даже не пытаются ничего сделать. Максимум, на что способны, – оставить учебник раскрытым, якобы забыл убрать. Если знаю, что школьник будет списывать, сажусь с ним и подсказываю ради шутки. Но на самом деле мы вместе разбираемся с заданиями, я подталкиваю к размышлению. Если бы ребёнок сделал хорошую шпаргалку, я уже за это поставил пятёрку. Но они настолько ленивые, что ничего не делают».
О судьбе
«Думаю, что в школе задерживаются те, кто действительно могут здесь работать. Мой учитель, когда увидел, что я преподаю в школе, покивал головой и сказал: «У тебя есть полгода, чтобы найти другую профессию или остаться в этой на всю жизнь». Теперь я уверен, что это моя судьба».
Записала Анастасия Писаревская