Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 февраля 2020,  13:00

Классная работа. Как в жизни Валентины Гительман переплелись музыка и история

«Белгородские известия» рассказывают об учителе истории и обществознания Валуйской школы № 1

Классная работа. Как в жизни Валентины Гительман переплелись музыка и историяВалентина ГительманФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Валентина Гительман мечтала стать учительницей начальных классов, после – адвокатом. А в шестом классе, завидев пианино, выдала маме: «Хочу учиться музыке!»

Вечерами она таскала из родительской библиотеки книжки про исторических деятелей. С годами переменчивые детские мечты переплелись между собой: дипломированный специалист, около двух лет проработавшая учителем музыки, вдруг поступила на истфак Белгородского госуниверситета. С 2011 года она преподаёт историю и обществознание.

Игра в школу

Маленькая Валя допоздна засиживалась на продлёнке. Первая учительница – Зоя Ширикова – разрешала ответственной малышке разложить учебные пособия, аккуратно вывести на доске «Классная работа» и самое волнительное – проверить тетрадки. Правда, только карандашом.

«Дома моими учениками становились все и всё, что только попадалось под руку: игрушки, кот, собака, даже цветок. Обязательно была доска, в ход шла стена дома, кусочек найденной фанеры…» – вспоминает Валентина Гительман.

Шестиклассницу Валю взяли в первый класс музыкальной школы на отделение фортепиано.

«Я была самой взрослой. Уже на следующий год обучения педагоги, поняв, что у меня получится, предложили сразу окончить второй и третий. Я успела догнать своих сверстников и выпуститься вместе с ними».

После школы не раздумывая поступила в Валуйское педучилище (ныне педколледж) на музыкальное отделение.

«Я просто поступила, не преследуя далеко идущих целей. Вообще, мне кажется, профессия сама выбирает нас. Просто жизнь складывается так, что ты остаёшься в ней», – уверена педагог.

Классная работа. Как в жизни Валентины Гительман переплелись музыка и история - Изображение Фото: Павел Колядин

Незазорное «не знаю»

Первая практика. Ей ещё и 20 нет. Урок музыки. Класс в форме амфитеатра. Валентина Леонидовна, как назовут её уже через пять минут первые ученики, волнуется до дрожи в коленках. Заходит на свой первый урок, а там полный класс людей – пятиклашки, студенты, преподаватели.

«Когда через пять минут волнение прошло, я поняла: я в своей стихии, на своём месте», – говорит она.

Тогда начинающий педагог вынесла для себя немало важных уроков, которыми теперь сквозь призму опыта делится со своими молодыми коллегами. Первый – не смотри в конспект.

«Нужно суметь так подготовиться, чтобы в него не подглядывать. Он мешает ходу урока, общению с детьми, ставит между учителем и учениками стену, через которую сложно пробиться», – уверена Гительман.

Классная работа. Как в жизни Валентины Гительман переплелись музыка и история - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Второй – не бойся говорить «Я не знаю».

«Учителя – такие же люди, как и все. Да, у нас широкие знания, но и современные дети любят задать порой каверзные вопросы. И если в начале своей педагогической деятельности не знаешь на какой‑то ответ, нет ничего зазорного в том, что ты предложишь поискать его вместе с ребятами».

Третий – чтобы тебя услышали, совсем не нужно переходить на крик.

«Громким голосом, тем более криком, современных детей не запугаешь. Может, они успокоятся на одну минуту, но не более. Ребёнок должен услышать педагога. А для того чтобы он услышал, он должен уважать его и доверять. Когда получишь доверие – главным станет не обмануть его».

Классная работа. Как в жизни Валентины Гительман переплелись музыка и история - Изображение Фото: Павел Колядин

Мама, запевай!

Педагогический стаж Валентины Гительман – 21 год, из них треть преподавала музыку. На истфак Белгородского госуниверситета решила поступить, задумавшись о высшем образовании.

Вспомнила неугасающую любовь к папиной библиотеке и слова завуча родной школы, сетующей на школьников: «Почему вы так плохо знаете свою историю? История же – это сказка!»

Своё первое музыкально-педагогическое образование не забывала никогда. Поставленный голос, умение выступать на публике, а бонусом – завоёванное детское доверие.

«Так получилось, что ребята из моего предыдущего выпуска пришли ко мне, учась уже в 10-м классе. Как‑то, беседуя на одном из классных часов, я пропела им отрывок из песни, чем сразу вызвала у них интерес. На этой почве и сошлись. После, когда поехали на экскурсию в Прохоровку, мой класс сам предложил вместе по дороге спеть. И начали словами «Мама, запевай!»

Она никогда не боялась спросить совета у более опытных коллег. «Ты должна рассказывать так, чтобы ребёнку захотелось ещё раз почитать о том, о чём говоришь на уроке», – наставляли они. Сейчас победительница регионального этапа конкурса «Учитель года – 2016» и сама может поделиться формулой успешного урока.

«Пожалуй, это смена видов деятельности. Хочешь, чтобы у тебя на уроке была дисциплина и ребёнок не заскучал? Он должен быть всё время занят, он должен работать. Для этого и нужно экспериментировать с разнообразными формами урока. К примеру, я могу показать фрагменты советских фильмов. Казалось бы, разница в поколениях, но ценности‑то остаются вечными. Ввожу самооценивание, дети сами себе ставят отметку за проделанную работу, видят свои достоинства и недостатки. Многим школьникам нравится форма беседы. Но не стоит забывать, есть дети, которые любят говорить, а есть те, кто больше слушает. Поэтому, помимо беседы, можно предложить им высказать свои мысли на бумаге. Только тогда ребёнок не уйдёт с урока «пустым», а задумается о том, что узнал», – делится мастерством Валентина Леонидовна.

Классная работа. Как в жизни Валентины Гительман переплелись музыка и история - Изображение Фото: Павел Колядин

Не навреди

По мнению педагога, заповедь «Не навреди» не только для врачей, учёных, но и для учителей.

«Важно, что я говорю как историк. Сейчас огромное количество интерпретаций исторических событий. Порой правду хотят подменить вымыслом. Поэтому я должна научить детей критически оценивать информацию, делать выводы, опираясь на факты», – говорит она.

«Учитель – человек, который любит учиться! И учится непрерывно!» – уверена Валентина Гительман. 

Наверное, потому сама с нуля научилась монтажу и ведёт в школе видеокружок «Взгляд через объектив». Не пропускает семинары, курсы, знакомится с опытом коллег, раньше активно занималась разработкой интеллект-карт.

«Это особая подача материала, перегруженного информацией: датами, именами, событиями. Выделяется обобщающее понятие, далее элементы первого уровня, затем в зависимости от сложности материала элементы второго, третьего и т.  д.», – поясняет она.

Классная работа. Как в жизни Валентины Гительман переплелись музыка и история - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Для создания яркого ассоциативного ряда подбираются иллюстрации, графические объекты, между элементами карты устанавливаются логические связи. Изученный материал уместится на одном листочке, дети без труда восстановят всю информацию, составив связный рассказ, поясняет учитель. 

Сейчас она всерьёз заинтересовалась синектикой – методом, основанным на ассоциациях. 

«Нужно просто найти закономерность. К примеру, Фридрихсгамский мир. Возьмём букву Ф – получим присоединение Финляндии. Если её перевернуть, она похожа на цифру 8. Отсюда получаем дату начала войны – 1808 год. Всё просто», – улыбается педагог. 

Ольга Муштаева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×