На предложение показать свою работу изнутри лучший директор 2018 года согласился: «А давайте попробуем!»
Двери настежь
Дверь кабинета директора 3-й гимназии всегда открыта настежь.
«Если закрыта – я себя некомфортно чувствую, как будто меня изолировали», – поясняет Мухартов.
Обычно его рабочий день начинается в 8 утра с обхода школы (по привычке в разговоре мы называем гимназию так). Проходит по всем этажам: всё ли в порядке?
На часах 8:30 – звенит звонок на первый урок, коридоры затихают. Директор смотрит в ежедневник: сегодня в списке, кроме текущих школьных дел, встречи и заседания по общественной линии. Ведь Андрей Мухартов – не только депутат горсовета, председатель совета городской территории № 2, но и член множества общественных советов различных учреждений и ведомств.
— Андрей Александрович, как вам удаётся совмещать столько дел? – удивляюсь я.
— Думаю, всё можно совместить, если грамотно планировать и распределять силы. Нельзя хвататься за всё сразу. Конечно, если я увижу, что где‑то загорелся костёр, – Мухартов кивает на монитор, где отображаются все школьные камеры видеонаблюдения, – то брошу всё и побегу туда. Но если где‑то могут обойтись без моего вмешательства, то график не буду ломать.
Гречка с поджаркой
Костра, слава богу, нет, но в кабинет, виновато улыбаясь, заглядывают две родительницы. Присутствие корреспондента их смущает, поэтому выхожу в приёмную.
— Два товарища у нас просимуляли урок, родителям что‑то насочиняли, – объясняет мне директор, когда мамы ушли. – Сейчас на перемене вызовем их, будем разбираться.
— Можно добиться дисциплины, не внушая детям страх? – вспоминаю я школьное детство, когда мимо кабинета директора проходила, затаив дыхание.
— Дисциплина достигается личным авторитетом. Меня не боятся дети. Мы разговариваем, я спокойно объясняю правила. Кто‑то слышит, кто‑то нет. Но кричать, создавать ситуацию страха – зачем? – отвечает Андрей Александрович. – Кстати, пора проверить бракераж (оценка качества пищи – прим. ред.), посмотреть, что дети сегодня едят.
В столовой уже снимают пробу с обеда завпроизводством Нина Азарова и медсестра Валентина Мишнева. Надеваю спецодежду: без неё на кухню заходить нельзя.
«Сегодня в меню огурцы свежие, поджарка из говядины, каша гречневая, компот», – перечисляет Нина Фёдоровна.
Выяснив, что мясо протушенное, а гречка рассыпчатая, и расписавшись в журнале, директор направляется в блок начальной школы.
Привет маме!
— Здравствуйте, мои хорошие! – Андрей Александрович входит в кабинет, где занимается 3-й класс. – Я зашёл узнать, как у вас дела. Молоко пили сегодня?
— Пили! – отвечают хором.
— Хорошего дня, не буду вам мешать!
Закрывая дверь, слышу быстрый детский шепоток: «Директор!»
— А вы директор? – интересуется одна из девчушек, когда мы заглядываем в гости к подготовишкам: в 3-й гимназии работают две дошкольные группы.
— Директор, – подтверждает Андрей Александрович.
— Вы были любимым учителем моей мамы! – обрадованно заявляет девочка.
— А как фамилия мамы? – спрашивает Мухартов и, получив ответ, говорит: – Передавай ей большой привет от меня!
Уроки – любимое время в течение рабочего дня: можно подойти к любой двери и услышать, как идёт работа. В пустой школе, когда все расходятся, не очень‑то комфортно, признаётся директор.
Не работа, а служение
Он передвигается довольно стремительно, успевая на ходу решать разные вопросы. Высыпавшая в коридоры на перемену детвора немного замедляет его движение. Вот подростки, приветствуя друг друга, обнимаются.
— Сейчас в моде обнимашки, – улыбается Мухартов. – Когда я учился, мы за руку здоровались.
— В какой школе учились?
— В начальной школе – в Соломино, а потом в 41-й в Белгороде. У нас был учитель истории, он и сейчас работает – Владимир Николаевич Гальцов, – очень интересный человек. Глядя на него, я и выбрал профессию. Главное качество педагога, я считаю, – умение заинтересовать предметом, независимо от технических средств. У меня есть учителя, которые успешно проведут урок в пещере. Дети выйдут счастливые и довольные.
А бывают такие учителя, по словам Мухартова, у которых есть компьютеры, принтеры, проекторы, а дети сидят и ждут, когда же закончится урок.
«Мы в коллективе придумали термин «школьный человек», – продолжает он. – Когда учитель приходит работать в школу, уже через полгода видно, школьный это человек или нет. Ведь, кроме уроков, у нас бурлит жизнь, которую многие не понимают. Есть много вещей, которые не входят в должностные обязанности. Есть работа классного руководителя, которая оценивается одной тысячей рублей в месяц. Но за эту тысячу человек выполняет такой объём работы, который трудно оценить. Если учитель помнит про эту тысячу, отработал и пошёл домой – толку не будет, это не школьный человек. А школьный не жалеет ни времени, ни сил. Потому что это не работа, а служение».
Переживаем вместе
Среди старшеклассников, столпившихся на перемене у расписания уроков, замечаю юношу с «гулькой» – пучком волос на макушке.
— А как вы относитесь к такой моде? – киваю на причёску.
— У нас есть несколько ребят, таких как Михаил, со своей жизненной позицией – их не переломить. Если ломать – будет война. Поэтому обсуждаем: если тебе можно это, то будь любезен, делай вот это и это. В принципе, он хороший парень. Наличие татуировки и серьги не запрещает его обучать. Может быть, таких ребят надо учить даже больше, – говорит директор.
— А гаджеты для гимназии – проблема? – задаю больной для некоторых школ вопрос.
— Не проблема. Если учитель себя грамотно ведёт, на уроке детям некогда играть. А в старших классах стараемся включать гаджеты в учебный процесс.
На перемене Андрей Александрович беседует со вчерашними симулянтами и их мамами. Следом в кабинет входит другая родительница – пришла записывать ребёнка в первый класс уже на следующий учебный год. Ещё две мамы – родительский комитет 3-го класса – обеспокоены тем, что их учитель по семейным обстоятельствам увольняется.
«Будем переживать по этому поводу вместе», – обещает им Мухартов.
Пироги с концертом
С началом второго урока поток людей в кабинет директора не уменьшается. Заглядывают с текущими вопросами завучи, входит завхоз: в вентиляционной системе бассейна полетел движок. Время от времени секретарь Марина Светашова приносит на подпись документы. Спокойная уверенность Андрея Мухартова в решении различных задач, кажется, передаётся подчинённым. Все заняты делом, никакой суеты.
— Мужчины идут работать в школу? – спрашиваю, заметив представителей сильной половины человечества среди завучей и педагогов гимназии.
— Идут. Зарплата сегодня стабильная. Вообще, на мой взгляд, мужчина-учитель может детям дать больше, чем женщина. Понимаю, что это спорный момент, но мужчины более харизматичные, настойчивые… Мужчина должен пройти весь путь осознания того, что он учитель.
В следующие два часа директор успевает встретить гостей – учителей рисования из других школ: они собрались в 3-й гимназии на семинар, А ещё побывать на празднике совета территории № 2 – рядом с гимназией, в управляющей компании ДРЭП ДСК-2005. Здесь в этот день поздравляют осенних именинников, жителей микрорайона. Школьники подготовили небольшой концерт, а бабушки напекли для них пирогов.
В поиске вариантов
На большой перемене к директору входят три мальчугана: пятиклассники пришли вернуть головоломки – кубики Рубика, змейки, пирамидки, которые брали у Андрея Александровича напрокат.
«У нас есть принцип: взял – не забудь отдать, – поясняет директор. – Потому что когда‑то этих игрушек было 50, а сейчас всё меньше и меньше. И на уроке играть нельзя».
Головоломок в его кабинете пока хватает на всех желающих. Думали что‑то вроде кружка организовать, но трудно найти специалиста, который бы занимался с детьми. Есть у Мухартова личный кубик Рубика, который он никому в руки не даёт. Когда‑то в детстве на спор собирал такой за минуту.
«Мне интересно покрутить, поискать варианты: здесь никогда не знаешь, какая ситуация получится в следующий момент», – Андрей Александрович берёт в руки кубик.
Среди его интересов – футбол, на который, увы, не хватает времени. Из доступных видов спорта – беготня по этажам для поддержания физической формы.
По этажам действительно приходится ходить немало, особенно в четверг – дежурный день директора. Нужно пройти по коридорам и холлам, заглянуть в туалеты.
«На переменах в коридоре должен быть учитель. Если кто из детей лоб разобьёт – нужно понимание ситуации: ребёнок просто бежал или его толкнули», – объясняет Мухартов.
Пусть всё получится
Он преподаёт право в 10–11-х классах, считая, что руководитель обязан оставаться учителем. Но сегодня уроков у него нет, и дежурства тоже. Сегодня пятница, а значит, после всех занятий коллектив гимназии собирается в актовом зале на еженедельное рабочее совещание. Затем Мухартов возвращается в кабинет обстоятельно обдумать, проанализировать день минувший и набросать план на следующую неделю. Такое личное время у него бывает не всегда.
Уходя, задаю Андрею Александровичу вопрос:
— Что вы пожелаете коллегам в День учителя?
— Не останавливаться на достигнутом – это и мой принцип тоже. Каждый день нужно ставить перед собой новые цели. Пусть это будут амбициозные, глобальные цели, но пусть они будут. Как только педагог остановится в своём развитии – его дети обгонят. Самообразование – одно из главных направлений работы учителя. Поэтому всем здоровья, творческих учеников, успехов, движения вперёд.