Практичные технологии: как под Белгородом соревнуются школьники-агрономы со всей России
Финал конкурса «АгроНТИ» проходит в агроуниверситете имени Горина в посёлке Майском
-
Статья
-
Статья
Из Саратовской, Амурской, Вологодской областей, Приморского и Ставропольского края и Якутии съехались в наш регион ученики 5–10-х классов сельских школ, увлечённые передовыми технологиями.
Мы были первыми
Конкурс «АгроНТИ» родился чуть более года назад в нашем регионе. Его создатели и не предполагали, что он моментально станет популярным. Однако оказалось, что тема инноваций в сельском хозяйстве интересует ребят из разных регионов.
В этом году на заочный этап конкурса подали 18 тыс. заявок. Участников очных отборочных туров принимали аграрные университеты Белгорода, Новосибирска, Казани, Кемерово, Саратова, Вологды, Волгограда, Ставрополя и Уссурийска.
До заключительного этапа дошло всего 200 человек – лучшие из лучших. Финалы прошли на двух площадках: в технопарке «Кванториум» Альметьевска и в Белгородском аграрном университете.
«Вы сделали очень правильный выбор – сельское хозяйство. Нет другого научного, исследовательского направления более интересного, многомерного и панорамного», – обратился к финалистам конкурса губернатор Евгений Савченко.
Создаём проекты
Соревнования предваряла выставка умных технологий, которые так или иначе могут пригодиться в сельском хозяйстве. Современные беспилотники, 3D-принтеры, интерактивные доски и рядом с ними – это разработки белгородских школьников.
Владислав Ильницкий и Александр Лазовский – ученики Великомихайловской школы Новооскольского округа. Ребята привезли свою работу – макет умной теплицы.
«Эта технология очень практична. Изначально такая теплица требует затрат, потому что надо купить материалы и оборудование, но окупится очень быстро, практически с первым же урожаем, потому что в такой теплице не нужно платить зарплату сотрудникам», – говорит семиклассник Владислав.
А его товарищ – шестиклассник Александр – добавляет:
«Она всё делает сама: автоматически поливает, контролирует температуру, влажность, уровень освещения».
Закончив краткое представление, парни демонстрируют возможности своего проекта: Владислав достаёт телефон, запускает приложение и одним нажатием включает в теплице свет и запускает полив.
«Мы начали заниматься этим направлением совсем недавно, весной, – рассказывает заместитель директора Великомихайловской школы, учитель информатики Игорь Ерошенко, – и сразу вышли на БелГАУ. Здесь нам предоставили для сбора эту теплицу. Дети быстро увлеклись, легко разобрались и корпели над проектом все каникулы».
Ученица белгородского лицея № 9 тоже делится своей разработкой. На первый взгляд кажется, что перед девушкой лежит плюшевая игрушка, на деле же это – современный тренажёр, необходимый для гуманного образования.
«По задумке школьники будут на уроках работать не с настоящими животными, а с муляжами. На них можно отрабатывать различные манипуляции: делать искусственную вентиляцию лёгких, ставить капельницы, для этого у муляжей есть вены. Так мы не будем эксплуатировать животных и, кроме того, избавим школьников от стресса», – поясняет Вероника Ушакова.
Работаем с картами
Тем временем начинаются первые состязания.
Десять мальчишек и девчонок сосредоточенно сидят перед мониторами, на экранах которых – карта страны с отметками и разноцветными разводами. На столах у участников – листочки с названиями регионов и какими‑то цифрами.
Здесь проходят соревнования по направлению «АгроКосмос». Название дано не просто так: ребята работают с космическими технологиями. Благодаря архивной и актуальной съёмке, сделанной со спутника, они анализируют годовой ход вегетации растений, выявляют очаги эрозии почв, плоскостные смывы, участки зарастания деревьями и кустарниками, могут находить очаги пожаров.
Изображения, полученные спутниками дистанционного зондирования земли, сейчас широко используются в различных отраслях: в сельском хозяйстве, геологических и гидрологических исследованиях, охране окружающей среды. И школьники тоже получили доступ ко всем этим данным благодаря геопорталу, созданному специально для «АгроНТИ».
Неподалёку в аудиториях ребята тоже работают с картами. Но задачи здесь совсем иные. Здесь проходят соревнования модуля «АгроЗащита». Агрономы работают в системе поддержки принятия решений по борьбе с заболеваниями растений «Агродозор». Дарья Алексенко из Веселовской школы Красногвардейского района, к примеру, исследует, как влияют фунгициды на выращивание картофеля. Защитить посевы от фитофторы благодаря анализу данных со спутника – звучит несколько фантастически. Однако это даже не будущее сельскохозяйственной отрасли, это её настоящее, и семиклассница Дарья с интересом в него погружается.
Бодаемся с коровами
Пожалуй, самый зрелищный модуль «АгроНТИ» – это «АгроРобот». Посреди ярко освещённого зала расположено поле с препятствиями. Поля, реки, холмы, мосты, и посреди всего этого – управляемые роботы-трактора.
Роботы у всех участников одинаковые: организаторы конкурса решили, что далеко не у всех школ есть надлежащее оснащение, и если разрешить выступать каждому со своим роботом, условия будут не равные. Поэтому на предыдущих этапах участникам раздали наборы, из которых они создали свои машины, а здесь, на финале, они должны продемонстрировать умение таким роботом управлять. А ещё – планировать на несколько шагов вперёд, почти как в шахматах.
«Эту трассу надо пройти, выполнив определённые задачи: не сбивать коров, посадить картошку, накрыть поле, проехать воду, выехать из гаража, удалить сорняки. По сути, для человека, участвовавшего в любых робосоревнованиях, здесь нет ничего сложного, это просто оболочка», – говорит семиклассник Майской гимназии Даниил Павленко.
Даниил увлекается робототехникой, ездит на занятия в Белгород и делает в этой области серьёзные успехи. Как и многие ребята, он в ожидании своей очереди ходит вокруг поля размышляя, куда лучше поехать, чтобы набрать наибольшее количество баллов.
Организаторы этой площадки сделали из конкурса настоящее шоу: выступление каждого участника в микрофон комментирует ведущий, зрители переживают и отзываются громкими аплодисментами на успешные решения.
Управляем дронами
В соседнем помещении зрители помалкивают и даже, кажется, лишний раз дышать боятся: здесь соревнуются операторы квадрокоптеров. Машиной надо управлять максимально быстро и точно, без труда преодолевать препятствия, выполнять задания, вроде захвата и переноса груза с места на место.
«Квадрокоптеры сейчас активно применяются в агропромышленности, например для мониторинга посевов, оценки плодородности почвы, сбора урожая, опыления. Это очень перспективное направление, и профессия оператора дрона становится всё более востребованной», – рассказывает организатор площадки Андрей Плотавец.
Как и в случае с роботами, участники здесь поставлены в одинаковые условия: все выступают на дронах «Клевер 4».
Девятиклассник Сергеевской общеобразовательной школы Губкинского округа Матвей Иванов машиной доволен. Говорит, это достаточно быстрый и манёвренный коптер, хорошо поддающийся умелому пилоту. Сам Матвей относится именно к таким: в прошлом году на этих соревнованиях он занял первое место, сейчас нацелен на то, чтобы повторить свой успех.
«У нас в школе есть кружок робототехники, где в том числе учат управлять коптерами. Я выбрал для себя это направление два года назад, подумав, что это достаточно интересно. И ничуть не пожалел: мы постоянно развиваемся и показываем хорошие результаты на соревнованиях. Например, недавно я выступал за сборную области в Новосибирске», – рассказывает Матвей.
Предсказываем погоду
И последняя площадка – «АгроМетео», где школьники с помощью современного оборудования предсказывают погоду.
При агроуниверситете есть несколько своих мобильных станций, которые, к слову, появились здесь именно благодаря «АгроНТИ»: по условиям соорганизатора конкурса – Фонда поддержки инновациям – всё оборудование и программное обеспечение, необходимое для обучения детей работе с цифровыми технологиями, остаётся у агроуниверситетов как научно-технологическая база.
Участники уже познакомились с этим оборудованием на очных этапах, и теперь им предстоит серьёзное, почти взрослое задание: принять управленческое решение по метеоданным, снятым на станциях накануне. От их решения зависит выполнение сельхозпредприятием определённого задания. Организаторы дают на первый взгляд забавное условие: минута работы метеоролога стоит 1 млн рублей, минутная ошибка – тоже миллион. В конце соревнований жюри оценивает миллионеров и выбирает самых успешных.
«Агрометеорология сейчас только начинает развиваться. Предприятия по большей части ориентируются на общие гидрометеопрогнозы, но ведь погода может отличаться чуть ли не с каждым километром! Поэтому ошибок много. А эти метеостанции очень ценны для агрономии, они могут давать максимально точные прогнозы для конкретных полей», – рассказал организатор площадки Михаил Юриков.
Будущие агрономы
Победители финального этапа «АгроНТИ» получат ценные призы и возможность участвовать в Российской агропромышленной выставке «Золотая осень 2019» в Москве. Но самое ценное, что останется у них после конкурса, – знания.
«Сейчас, пожалуй, в каждой Белгородской области знают об «АгроНТИ» и готовят своих учеников к региональным этапам. Это замечательно, потому что благодаря этому в школах развиваются новые направления, кроме того, у нас появились спонсоры, которые подарили каждой школе по квадрокоптеру и роботу», – рассказал организатор конкурса Юрий Бреславец.
Создатели и организаторы уверены, что конкурс поможет сократить дефицит кадров в аграрной отрасли, вовлечь молодёжь села в проектно-исследовательскую работу по инновационным технологиям и сократить утечку кадров из аграрных регионов.
Алина Михайлова