В поисках фишек. Как в Белгородской области развивают внутренний туризм
На заседании круглого стола на эту тему побывала «БелПресса»
-
Статья
-
Статья
Встречу в Белгороде организовало местное отделение общественной организации «Деловая Россия». Представители туристического рынка обсудили перспективы развития регионального туризма в 2024 году и возможные меры его поддержки.
Сельский, промышленный, железнодорожный
«Все мы надеемся, что СВО скоро закончится, жизнь перейдёт на мирные рельсы, – признался модератор круглого стола, председатель белгородского реготделения «Деловой России» Сергей Лисов. – И есть желание обсудить, какие меры поддержки могут получить предприниматели для привлечения гостей на Белгородчину».
Начальник областного управления по туризму Ия Подзолкова считает, что в изменившихся геополитических условиях для всей России открывается окно возможностей для развития внутреннего туризма. Это касается и Белгородской области, где, впрочем, пришлось немного скорректировать планы из‑за оперативной обстановки. Однако, несмотря на это, цель управления – постоянно присутствовать в информпространстве, напоминая о регионе и формируя интерес к нему у потенциальных гостей.
Традиционный приоритет в Белгородской области – развитый ещё с советских времён патриотический туризм. А также событийный, сельский и гастрономический виды туризма.
Среди новых развивающихся направлений – железнодорожный туризм – плод активного сотрудничества с РЖД. И промышленный, ставший для региона изюминкой года.
«Он появился у нас благодаря участию ряда наших горнорудных и пищевых предприятий во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, который инициировало Агентство стратегических инициатив, – пояснила Подзолкова. – Правительство области, холдинг «Металлоинвест», АСИ и университет МИСиС заключили соглашение по созданию в регионе Центра компетенций по промышленному туризму. Всем предприятиям, которые захотят открыть свои двери для гостей, там помогут разработать маршруты, расскажут обо всех подводных камнях этой деятельности».
Стандарт гостеприимства
Как минимум вдвое, по мнению начальника туруправления, к лету 2024 года в регионе должно вырасти число участников рынка промышленного туризма – их станет порядка 20. К тем, кто уже занят в нём сегодня: ГОКи, ОЭМК, предприятия «Горхлеб», «Старая крепость», «Борисовский сыр», могут присоединиться белгородский аквапарк, Белгородасбестоцемент, «Славянка», типография «Константа» и прочие компании.
Развитию турсферы способствует рост качества принимающих объектов. Для этого в регионе разработали Белгородский стандарт гостеприимства. Это свод методических рекомендаций для предприятий общепита, сельских усадеб – мест, которые посещают и где живут туристы.
«Те, кто ему соответствует, получают знак качества «Гостеприимное Белогорье». В этом году из 39 участников конкурса его получили только 25», – рассказала Подзолкова.
Туризм для аграриев
Сотрудничество с другими регионами, особенно с соседними, – естественный способ развития туротрасли. Так, с Курской областью у белгородцев разработаны по два патриотических и промышленных тура. Между Белгородом, Воронежем и Курском пустили туристические поезда.
Есть и бренд, способствующий росту узнаваемости региона, – «БелОГОрье». Под ним выпускают сувениры, путеводители и прочую продукцию.
Подзолкова говорила также о привлечении федерального финансирования по всем возможным каналам (в 2022 году удалось получить более 120 млн рублей), создании туристической инфраструктуры, участии предпринимателей в программах поддержки МСП. Все эти методы развития активно применяют.
Ещё один способ развития туризма – сотрудничество управления с министерствами другого профиля. О мерах поддержки со своей стороны на круглом столе рассказал замминистра сельского хозяйства Белгородской области – начальник департамента устойчивого развития сельских территорий Андрей Цапков.
«Мы можем предложить грантовую поддержку сельхозтоваропроизводителям, которые планируют развивать гастротуризм – направление, необходимое, чтобы увеличить объёмы реализации своей продукции, – сообщил он. – Есть поддержка в виде федеральных средств – до 10 млн рублей. Эти деньги помогут развивать имеющиеся туристические объекты».
В ногу с курянами
На круглом столе обсуждали, как предпринимателям грамотно оформить документы для участия в федеральных грантовых конкурсах, продвигать объекты индустриального туризма в СМИ, решать проблемы подключения туробъектов к инфраструктуре и пересмотра вопросов налогообложения.
Для тех, кто занят в турбизнесе, актуален и кадровый вопрос. Органы власти должны дать рекомендаций о том, с какими учебными заведениями региона стоит заключать договоры и организовывать совместные обучающие программы.
Профессор, доктор медицинских наук, завкафедрой фармакологии и клинической фармакологии БелГУ Михаил Покровский выступил на тему развития ампелографии (виноградства и виноделия) в Центрально-Чернозёмном регионе и Белгородской области.
В заседании участвовали коллеги из Курской области. Проблематика турсферы в этом приграничном регионе схожа с белгородской.
«Рад обсудить с белгородцами повышение привлекательности наших областей для туристов в сегодняшних непростых обстоятельствах, – признался «БелПрессе» председатель курского отделения «Деловой России» Олег Малахов. – Нам действительно необходимо находить те инструменты, которые окажутся реально полезными, помогут развиваться нашим областям. Привезти туристов в наши регионы сегодня – задача достаточно сложная. Поэтому я искренне надеюсь, что и предприниматели, и органы исполнительной власти будут находить какие‑то новые фишки, привлекательные моменты, которые позволят сделать поездки в наши регионы более интересными и желанными».
Олег Гончаренко