Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 октября 2023,  19:01

Крейду и Гринёвку не предлагать. Как в 1960–70-х годах белгородская молодёжь делила районы

«Белгородская правда» побывала на первой осенней лекции-дискуссии проекта «БелНаука» в культурном центре «Октябрь». Темой выбрали «Молодёжные войны 60–70-х в Белгороде»

Крейду и Гринёвку не предлагать. Как в 1960–70-х годах белгородская молодёжь делила районыФото: Маргарита Грачёва
  • Статья
  • Статья

Для зрителей выступили три спикера, которые проживали в разных районах города – Сергей Петров, Сергей Рудешко и Константин Терещенко.

Дурная слава

«Мы коренные белгородцы с дореволюционными корнями. В разговорах часто вспоминаем, как раньше люди знакомились. Приехал человек в пионерлагерь, и сразу его спрашивают: «Ты откуда?» Отвечает: «Я из Белгорода, с Харгоры». И начинают вспоминать общих знакомых. Сейчас в Интернете я видел много рассказов белгородцев, которые изначально здесь не жили, и в этих историях бывает много фантазий и выдумок», – рассказал Сергей Петров.

Он проживал на Старогородском переезде, Константин Терещенко с Савино, а Сергей Рудешко – с Супруновки.

«Особенно выраженная обособленность была в частном секторе. Все живущие в нём волей-неволей становились членами отдельного сообщества. Но это касалось только мальчиков», – добавил Сергей Петров.

Спикеры сразу обозначили, что в своих рассказах не будут ссылаться на какие‑то книги, а поделятся собственными воспоминаниями и историями, в которых участвовали.

«Раньше на Супруновском мосту, который сейчас возле диорамы, поджидали парочек. Ребята провожали девочек домой после танцев и свободно проходили по мосту. Никогда никто не трогал молодого человека, если он шёл с девушкой, это был закон. Но когда парень возвращался назад, ему давали коробок спичек и говорили, чтобы он ими померял мост. Если он отказывался, то могли и по шее дать. А если соглашался и выполнял всё, то проходил нормально», – поделился Сергей Рудешко.

На лекции мужчины вспомнили несколько публикаций в СМИ тех времён, в том числе и в «Белгородской правде», где осуждали хулиганов и перечисляли, куда ходить было крайне нежелательно.

 

Крейду и Гринёвку не предлагать. Как в 1960–70-х годах белгородская молодёжь делила районы - Изображение Фото: Маргарита Грачёва

«Раньше очень опасным районом считалась Крейда. Даже были объявления: «Меняю квартиру. Крейду и Гринёвку не предлагать», – сообщил Константин Терещенко.

А самым знаменитым местом был Горсад, где проходили танцы. По воспоминаниям, там постоянно случались драки и разборки, дежурили милиционеры.

«Но иногда там наказывали не только хулиганов. Моя мама в 50-е годы ходила на танцы и рассказала, что ей больше всего запомнилось, как её с подружками оттуда выводили. Они танцевали кукарачу, и их за это выгнали. Даже могли сообщить об этом в школу или на производство, – поделился Рудешко.

На нейтральной территории

Сергей Петров показал несколько фото периода 50–70-х годов. Район Савино тогда тоже пользовался дурной славой.

«Я в 1979 году поехал в Москву за покупками. Приехал обратно с тяжёлыми сумками. Никто из таксистов не согласился поехать на улицу Красных Партизан в Савино. Я предлагал одному 10 рублей, хотя в те времена проезд в такси в среднем стоил 3 рубля. Он ответил: «Я и за 25 не поеду в Савино. Ты хочешь, чтобы я оттуда вернулся без машины?» – поделился Константин Терещенко.

Похожее положение было и в Супруновке.

«Когда убрали переезды и перекрыли дорогу, которая вела на Харьковскую улицу, все стали сами по себе и делали что хотели, милиция приезжала редко. Но мои бабушка и дедушка отпускали меня гулять в любое время, потому что знали – чужие здесь не ходят. Дети свободно бегали все вместе, мы могли поссориться между собой, но никто другой нас обидеть не мог», – добавил Сергей Рудешко.

Все спикеры отметили, что в районах частного сектора не было никаких площадок. Если и были футбольные поля, то сами дети их разравнивали, ставили ворота и рисовали разметку. Сергей Петров рассказал, что на Старом городе в начале 60-х годов стали появляться агитплощадки – лавочки, эстрада и места для зрителей. Каждый праздник проходил по похожему сценарию, всё начиналось с небольшой речи, потом концерт и фильм.

 

«Это была целая традиция. Натягивали большое полотнище, сразу начинали вокруг бегать маленькие дети, ставили киноаппарат, и к вечеру уже вся улица знала о событии. Все потихоньку начинали собираться. Пацаны бегали, поджигали чижики от комаров. Женщины смотрели и лузгали семечки. А мужички сидели сзади, только и был слышен звон посуды», – рассказал Сергей Рудешко.

В 60-е годы молодёжь со Старогородского переезда собиралась в деревянном ангаре под названием «Алёнка». Он стоял на перекрёстке улиц Корочанской и Константина Заслонова, где располагалась остановка, с которой ехали деревенские в сторону Корочи. Часто там случались разборки. Сергей Петров показал два фото 60-х годов, где видно выбитые доски и следы драк. Также он продемонстрировал карту 70-х годов, поделённую на районы.

«В эти годы, помимо основных врагов белгородцев – Савино и жилой слободы, появились ещё Супруновка, Старый город, начали строить новые районы: Черёмушки, Сокольские, Заводские переулки, Павлово, Радужное, и каждый отстаивал свою территорию. Вот тут эти войны и развернулись. Как раз в конце 60-х – начале 70-х было огромное количество массовых драк. Никто не ходил драться к врагам на их территорию, всё происходило в нейтральном месте – Горсад, кинотеатр «Победа», танцплощадка или зимой каток», – поделился Рудешко.

Подробно про карту рассказал Сергей Петров:

«С севера шли районы Оскочное, Сокол (раньше назывался посёлок Октябрьский), южнее – Гринёвка, улица Привольная, Степная и Ячнево. Все парни учились в школах № 14 и № 17 и держались вместе. Я жил на Старогородском переезде, мы враждовали со Старым городом и к ним не совались. Дружили ещё с Песками, а с Крейдой была жуткая вражда, там был очень криминальный район. От Песок через реку было Пушкарное, с которым все песчане воевали. В центре располагался вокзал, где жили боевые ребята с уголовным оттенком. Севернее находилось Савино, затем шли Павловские переулки, ещё севернее – Черёмушки. А следом жили ждановские ребята, очень бойкие. Лихой район – Заводские переулки и следом за ним Болховец».

«Супруновка дружила с Савино, с вокзальскими и центром, но отношения с Пушкарным не складывались, а улица Жилая и посёлок Красное были врагами», – добавил Сергей Рудешко.

Крейду и Гринёвку не предлагать. Как в 1960–70-х годах белгородская молодёжь делила районы - Изображение Фото: Маргарита Грачёва

Столб от драки

Помимо деления на районы существовал ещё своеобразный конфликт поколений, и если «старички» 1954–1956 годов рождения не трогали тех, кто родился после 60-х годов, то люди 1957–1959 годов могли с ними повздорить.

«Я помню, у ребят с переезда выработалась своя собственная символика. Они кололи себе тату чайка, на ноге – крест, особо ретивые делали себе аббревиатуру ВСП – вооружённые силы переезда. В 1973 году ребята серьёзно враждовали с Крейдой, тогда объединился Старый город и переезд, и драки там были ужасные. Милицейские машины мотались одна за одной. Раз дошло до того, что во время потасовки ребята перевернули бобик, началась схватка с милицией», – поделился Сергей Петров.

А Сергей Рудешко вспомнил массовую драку возле ДК «Железнодорожников»:

«На одной стороне были Савино, Супруновка и вокзал, а на другой – краснянские, болховские и жиловские. Было человек 300, не меньше. Стоит огромная толпа, а начинать первым никто не хочет, кто‑то бегает туда-сюда. Затем зашли все в соседний двор, жильцы начали волноваться и звонить в милицию, приехало машин 10. Интересно, что драка никогда не проходила стенка на стенку, завязывались локальные конфликты, где видно было, кто за кого. Хорошо, что тогда обошлось без жертв. А чтобы не попасть в драку, мы с ребятами придумали носить деревянный телеграфный столб. Взваливаешь его на плечо, с одной стороны ребята и с другой, и вперёд. Нас человек 20 было. Приходим к танцплощадке, положим его, походим, узнаем все новости и идём назад со столбом на плече. Однажды нас милиция остановила: «Ребят, а зачем вы это делаете?» – «А это мы чтобы не подраться». – «Молодцы, носите».

Крейду и Гринёвку не предлагать. Как в 1960–70-х годах белгородская молодёжь делила районы - Изображение Фото: Маргарита Грачёва

 

Гости мероприятия тоже поделились своими воспоминаниями.

«Самый яркий момент из юности был, когда я учился в школе. На футбольном поле школы № 27 произошла крупнейшая драка. Толпа была огромная, нас, молодых, туда не пустили. Приехали около 10 машин милиции, но смогли всех разогнать, только когда подъехала пожарная машина и из брандспойта начала всех поливать водой», – рассказал краевед и историк Юрий Коннов.

Начиная с 80-х годов все молодёжные разборки постепенно стали сходить на нет.

«Начали ломать старые районы, стали переселять жителей. Некоторые родственные и школьные связи разорвались. У меня сейчас друзья и с Супруновки, и с Савино, и на Соколе, и на Харгоре. Мало кто помнит уже названия старых районов. Но на самом деле хорошо, что это всё закончилось, потому что были и трагические случаи», – заключил Сергей Рудешко.

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×