Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 августа 2023,  19:17

«Землю с песком подносили». Как Мария Нечёса строила железную дорогу Старый Оскол – Ржава

«Белгородские известия» пообщались со свидетельницей событий 1943 года

«Землю с песком подносили». Как Мария Нечёса строила железную дорогу Старый Оскол – РжаваМария НечёсаФото: Валерия Шатько
  • Статья
  • Статья

С войны отец Марии Сергеевны не вернулся – в 1942 году матери пришло извещение о том, что он пропал без вести. Семья даже не знает, где он погиб и похоронен. Так что троих детей, из которых Маруся была самой старшей, мать – рядовая колхозница – поднимала одна.

Под немцами

«По нашей улице Красовке – она самая длинная была – ехали подводы, на которые мужчины положили вещи, а сами они шли за ними пешком. А рядом – жёны, дети их провожали. Ох и плакали все», – вздыхает Мария Сергеевна.

Жила семья Гниповых в хате, изъятой колхозом у раскулаченного односельчанина. А как случилась оккупация, бывший хозяин вернулся и стал всех выгонять, хотя они и так к тому времени ютились вчетвером в одной комнатушке. Остальную часть дома занимали немецкий комендант с секретарём. Всю живность, что у них была: корову, тёлку и 30 гусей, – немцы забрали без разговоров, так как и воевавший отец, и оставшаяся с детьми мать были партийными. Ничего у них не осталось, кроме картошки в погребе, да и той чуть не лишились, когда бывший хозяин дома нагрянул.

Приютили Гниповых сперва одни родственники, потом другие. В 1942 году Мария Сергеевна окончила большовскую школу-семилетку. А после снятия оккупации послали её строить железную дорогу Старый Оскол – Ржава.

«Мы и до этого тут в деревне окопы рыли и под речкой в Чернянке. Босиком, по колено в воде», – говорит женщина.

Но как ни трудно было на строительстве железной дороги, у неугомонной молодёжи после работы находились силы на активный отдых.

«Как вечер, так гармошка, танцы до упаду. Ракета пролетит – разбегаемся, но через 20 минут опять собираемся», – улыбается Мария Сергеевна.

Кричали «ура» и плакали

Несмотря на налёты вражеской авиации и тяжёлые условия труда, строительство дороги не останавливалось ни на один день.

«Спешили построить, потому что она нужна была. Молодёжь и женщины землю с песком подносили для насыпи, мужчины шпалы клали, а потом и рельсы. Через 32 дня, когда закончили, по дороге, чтобы проверить, прошёл паровоз. А следом ехал товарняк с боеприпасами… (Мария Сергеевна начинает всхлипывать). Видите, столько лет прошло, а я никак не забуду. Мы и «ура» кричали, и руками махали, и плакали тогда», – вспоминает она.

Тогда никто из строителей даже не думал, что совершил что‑то героическое. Просто радовались, что смогли помочь своей армии и дальше бить и гнать врага с родной земли. А между тем новая железнодорожная ветка существенно ускорила доставку боеприпасов и других военных грузов к линии фронта, что в конечном итоге сыграло большую роль в победоносном исходе битвы на Курской дуге.

После того как железную дорогу достроили, Маруся Гнипова вернулась в родное село, где работала учётчицей в колхозе. Все дни в ожидании победы честно трудилась на земле, а по вечерам перед сном читала письма от Вани, который писал ей почти каждый день, обещая вернуться и жениться на ней. И хоть слово своё он сдержал, вернулся нескоро – лишь в 1947 году. Во время войны попал в плен, сбежал и пока пробирался к своим, отморозил ноги. А потому долго лежал в госпитале. 

Свататься к Марии пришёл в сельсовет, где она тогда работала секретарём, с двумя палочками. Поженились они в том же 1947-м, на Покров. Ивана назначили заведующим клубом, где он проработал 19 лет, а Мария Сергеевна доросла до председателя сельсовета. Больше всего карьере внучки радовалась её бабушка, которая в своё время работала председателем сельсоветов в Бородино и Андреевке, была народным депутатом и ездила на заседания в Москву.

 

«Землю с песком подносили». Как Мария Нечёса строила железную дорогу Старый Оскол – Ржава - Изображение Фото: Валерия Шатько

Хочу дожить до 100

Семь лет прожила молодая семья Нечёса в доме вместе со свекровью. Потом купили хату в Малом хуторе, разобрали её и перевезли в Большое. Один за другим родились трое детей. Совмещать материнство с постом председателя сельсовета оказалось нелегко: постоянно вызывали на собрания в Чернянку, а машин не было. Приходилось добираться пешком. Поэтому когда в 1954 году объединили большовский и бородинский сельсоветы, во главе поставили председателя последнего, который, к тому же, был партийным. 

А Мария Сергеевна перешла на другую работу. Сперва добросовестно трудилась звеньевой в колхозе (о чём свидетельствуют многочисленные грамоты и благодарности), потом заведовала колхозным складом, работала бригадиром. В 1982 году, даже выйдя по возрасту на пенсию, женщина продолжала работать в колхозе, а потом несколько лет была активисткой в обществе взаимоподдержки пенсионеров: поздравляла пожилых односельчан с праздниками, организовывала с ними встречи, беседовала по душам.

«Если бы ноги ходили, я бы и дальше работала. Ноги вот сейчас не ходят, а язык и голова работают», – смеётся женщина.

В тёплое время года она ещё кое‑как ходит: выбирается на лавочку у дома или с поддержкой потихоньку идёт в гости к младшей дочери ,Татьяне, которая живёт по соседству. Та помогает ей по дому и готовит. А кроме того, Марию Сергеевну регулярно посещает соцработник.

Дни женщина коротает за просмотром телевизора. Особенно любит программу Малахова, с удовольствием смотрит концерты.

«Я ни разу не просила смерти. И не прошу. Хочу дожить до 100 лет. Как доживу, приезжайте в гости», – приглашает Мария Нечёса.

«Землю с песком подносили». Как Мария Нечёса строила железную дорогу Старый Оскол – Ржава - Изображение Фото: Валерия Шатько

 

И когда этот день наступит, за большим столом в её доме соберётся вся семья: дочь, два внука и внучка, трое правнуков. Ради такого случая именинница – ветеран труда и труженица тыла – наденет праздничный платок и увешанный медалями пиджак. Есть там значок за строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава. Займёт на нём своё место и новая медаль «В память 80-летия Прохоровского сражения 12 июля 1943 года», которую женщине вручили накануне её 96-летия.

Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×