Каждый предмет имеет ценность. Как в краеведческий музей Белгорода попадают экспонаты
О процессе поиска и передачи в музей значимых для истории предметов «БелПрессе» рассказала главный хранитель музея Елена Мишакина
-
Статья
-
Статья
В Белгородском государственном историко-краеведческом музее собраны экспонаты, связанные с историей региона с древнейших времён и до наших дней. Новые предметы и материалы здесь появляются регулярно, и для этого есть свой регламент.
Как комплектуют музейный фонд
В любом музее существует перспективный и выставочный планы комплектования, следуя которым специалисты находят нужные предметы и пополняют музейный фонд. Виды комплектования бывают разные: тематическое, коллекционное и стихийное.
Тематическое комплектование – это поиск предметов на определённую тему. Например, круглые даты исторических событий или юбилеи знаменитых земляков.
«Условно, выставка посвящена юбилею какого‑то предприятия. Нам необходимы материалы о людях, благодаря которым работает этот завод: первый директор, сотрудники-новаторы, заслуженные работники. Мы изучаем то, что у нас уже есть. Если понимаем, что для выставки вещей недостаточно, пытаемся их найти, например, обратившись к родственникам тех, кто там работал», – объясняет Елена Мишакина.
Коллекционное комплектование необходимо для пополнения уже существующих запасов. В белгородском музее собрано множество коллекций: нумизматики, редкой книги, филателии, крестьянской одежды и т. д. У каждой из них есть свой хранитель, который ведёт учёт экспонатов, следит за их сохранностью и выявляет то, чего не хватает. Например, это может быть крестьянский костюм из определённого района. Тогда для полноты коллекции необходимо найти этот костюм.
Нередко комплектовать фонд помогают коллекционеры, которые дарят свои находки музею.
«Это настоящие патриоты. Они понимают, что их коллекция бесценна. Её необходимо сохранить. Так к нам попала коллекция монет и банкнот, в которой свыше 12 тысяч денежных единиц разных исторических периодов из разных стран мира, в том числе России», – рассказывает главный хранитель.
Стихийное комплектование происходит, когда в регионе случается событие, непредусмотренное перспективным планом комплектования. Например, это может быть назначение нового губернатора, городской фестиваль или митинг. Тогда сотрудники музея собирают экспонаты в режиме реального времени, чтобы в будущем показать, что происходило.
«Например, прошёл митинг. Если он действительно значимый, то наши сотрудники идут наблюдать и собирать материалы: флаеры, флажки, фотографии. Этот миг – тоже история нашего края», – поясняет Мишакина.
Всего 15 % предметов музейного фонда находятся в постоянной экспозиции, остальные – в фондохранилище. Для их хранения предусмотрены особые условия: световой, температурный, влажностный режимы.
Например, бумага сильно подвержена влиянию света – она может находиться на свету не больше месяца. Поэтому в постоянной экспозиции фотографии и документы регулярно меняют. А вещи из ткани нужно постоянно перекладывать, чтобы не образовывались сгибы.
Какие предметы может принять музей
Часто экспонаты в музей приносят сами белгородцы, но не все предметы для этого подходят. Для будущих экспонатов есть два критерия: значимость и сохранность.
Нужен принесённый предмет или нет, решают руководители и сотрудники отделов. В первую очередь, предмет должен быть связан с Белгородской областью. Например, это могут быть вещи человека, который всю жизнь трудился на благо региона.
«В последнее время к нам обращается много людей, которые никак не были связаны с историей нашего края. Они приносят предметы, которые им жалко выбросить, – говорит главный хранитель. – Мы начинаем объяснять, что в фонды предмет не может попасть случайно. Владелец принесённой вещи должен быть связан с историей региона».
Сохранность поступающего предмета определяет экспертно-фондовая закупочная комиссия, куда входят реставраторы, аттестованные Министерством культуры РФ. Они определяют, насколько разрушен предмет, можно ли его сохранить. Особенно это актуально для предметов быта и одежды.
«Зачастую прялки или деревянная посуда хранились в ненадлежащих условиях: на чердаках, в сараях, – и в них есть жучки. Насекомых можно уничтожить, но это довольно длительный процесс. Если подобные предметы у нас уже есть в лучшем состоянии, то мы отказываемся от принесённых».
Если предмет подходит, то оформляется пакет документов.
Белгородцы не просто отдают вещи в музей, но и интересуются их дальнейшей судьбой. Они приходят в выставочный зал и показывают эти экспонаты своим родственникам.
Дарья Немцева