Уникальная культура. Как в Красногвардейском районе сохраняют традиции однодворцев
«Белгородская правда» узнала, какое наследие хранят и передают из поколения в поколение сотрудники краеведческого музея города Бирюча
-
Статья
-
Статья
Однодворцы Бирюченского края – это потомки служилых людей, воины-земледельцы, которых отправили на защиту южных границ. У них сформировалось особое мировоззрение и менталитет, своя культура и традиции, передававшиеся из поколения в поколение. До сих пор в районе остаются люди, хранящие и передающие свои знания потомкам.
Благодаря их усилиям вышел сборник «Культура однодворцев Бирюченского края», проиллюстрированный фотографиями из музеев и личных коллекций, а также QR-кодами, с помощью которых можно изучить видеоматериалы.
План на год вперёд
Директор Красногвардейского краеведческого музея Галина Ямпольская считает, что огромную роль в выпуске сборника сыграл Клуб хранителей культуры, созданный при учреждении в марте 2022 года.
«Все они связаны корнями и знаниями с однодворцами. И каждый хранитель написал статью по своему направлению. Я подготовила текст про символику наряда, Виктор Нечаев – про народные песни, Владимир Калуцкий – про язык и говор. Кстати, это его идея проекта: он опубликовал на одном из сайтов небольшой словарь про северский говор, мы его добавили в книгу, – рассказывает Галина Алексеевна. – Наталья Маняхина заведует музеем народной культуры в Нижней Покровке, своими руками она создала огромную коллекцию и написала для нас материал про одежду однодворцев. Она знает, из чего изготавливался каждый предмет и его предназначение. Так потихоньку мы всё собирали, записывали. Каждый из хранителей проводил мастер-классы по музыкальным инструментам, говору, вышивке. Итогом нашей работы стал выпуск сборника».
Клуб хранителей культуры не только продолжает свою деятельность, но и расширяет её. Проект Красногвардейского краеведческого музея «В гости к однодворцам. Усёрдская сторона» выиграл в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. В его рамках создадут аналогичные клубы в бывших однодворческих сёлах. Также в ходе реализации проекта подготовят и организуют работу передвижной выставки «Заселение Бирюченского края».
«В Большебыково, в Покровке, в Малобыково, в Стрелецком открылись клубы-спутники из 10 человек, и главные его участники – дети, которые поют в ансамбле или увлекаются краеведением. То есть напрямую заинтересованные темой. Мы одновременно расширяем своё присутствие и передаём традиции, знания молодому поколению», – объясняет директор музея.
Группы небольшие, но они будут взаимодействовать постоянно на протяжении года, подчёркивает собеседница. И продолжает:
«Сначала мы всех соберём в музее, а затем мероприятия будут проходить в сёлах. Например, в январе мы едем в Большебыково на колядки, затем в Покровке пройдёт мастер-класс по черноузорной вышивке. Уникальная техника, практически утерянная, очень сложная, но она исконно принадлежит нам. Все рубахи однодворцев так вышиты. Запланировано ещё мероприятие в Стрелецком, где раньше располагалась крепость Усёрд. Мы сделаем историческую реконструкцию, подготовим одежду, орудия и проведём интерактивную игру. А в Малобыково будем отмечать Троицу».
План мероприятий расписан на весь год.
Родовой узор
По словам Галины Алексеевны, необходимая база для создания сборника была заложена уже давно. Требовалась сложная техническая работа – переработать материал для читателя, проверить все данные, чтобы не было фактических или исторических ошибок, подобрать иллюстрации, сделать макет и многие другие вещи.
Отдельное внимание заслуживает обложка книги, украшенная вышивкой.
«Часть узора – как на моей родовой рубахе, другая – традиционный орнамент. Разные кусочки объединила моя дочь-архитектор. Она сделала макет, проконсультировавшись с воронежскими специалистами. Набросали несколько вариантов, один из них мы в итоге утвердили», – рассказала директор музея.
Каждая семья однодворцев имела свой уникальный родовой узор. В них часто встречалась символика растительно-геометрического мотива. Ромб – одна из самых распространённых и широко используемых в разных орнаментах фигура. Например, если крест делит его на части – это картина вспаханного поля. А если внутри каждой части находится точка, обозначающее зерно, то значит поле засеянное.
«Всё передавали из рода в род, в работах был заложен огромный смысл. Например, репей относили к символам матери-земли, и наши предки верили, что он притягивает удачу и успех, которые «липнут» к человеку как репей. У Виктора Ивановича на родовой рубахе изображён символ домового. Это сейчас он ассоциируется с мультфильмом, но его образ уходит корнями в древность. Наши предки верили, что домовой – это дух – покровитель рода, который заботился о благосостоянии семьи и домашнего хозяйства. Так как он жил под или за печкой, то часто изображался вместе со знаком огня. Сочетание знака домового и репья встречается почти на всех рубахах в черноузорной вышивке», – добавила Галина Алексеевна.
Большой раздел в книге занимает статья Владимира Калуцкого про северские говоры, опубликованная вместе со словарём. Он подчёркивает, что это лишь отголоски изначального звучания.
«В северском языке существует всего два рода – мужской и женский. Общепринятый средний род рассматривается во всех случаях как женский (сонца, калясо). Буква «о» во всех случаях, когда она безударная, произносится как «а» (акно, адияла). Поэтому мы можем отнести северские говоры к акающим языкам общерусского звучания», – пишет автор.
В словаре можно найти как знакомые для многих современных жителей, но немного изменённые слова: «калодизь» – колодец, «тарахтеть» – греметь, так и давно вышедшие из употребления: «сиверка» – северный ветер, «залеза» – железо, «став» – пруд и другие.
В Большебыково за калачами
Рассказали в книге и об особенностях проведения свадебного обряда. Любому торжеству предшествовал договор, где главной целью было заручиться согласием родителей невесты на приход сватов. День для сватовства выбирали непостный.
Особым смыслом обладал обряд выпечки свадебных караваев и девичьих каравайцев (маленьких круглых булочек). В каждом селе они назывались по‑разному: в Большебыково – калачи, в Казацком – птушки, в Стрелецком – шишки. Саму свадьбу обычно гуляли три дня.
«Мы издали книгу небольшим тиражом и раздали экземпляры в некоторые библиотеки и музеи района, области. Раньше к нам часто приезжали московские лингвисты и фольклористы, много здесь материала насобирали. Всё со временем забывается, сейчас уже никто не повторит те же вышитые рубахи. Например, одну понёву могли расшивать три года, они же ещё и разные были к определённым праздникам. И не каждая женщина могла носить все узоры, были разделения по возрастам», – отмечает Галина Алексеевна.
И добавляет, что сама начала интересоваться историей однодворцев только после прихода в музей и со временем с головой погрузилась в эту тему:
«У меня дома хранятся понёвы, рубахи, одну из них ещё моя бабушка сшила своими руками. Но сейчас мало кто оставляет вещи себе на память, ведь за ними нужно постоянно ухаживать, проветривать, следить, чтобы моль не съела. Это достаточно хлопотно. А некоторые вещи нужно реставрировать. Я как‑то пыталась найти нитки, чтобы починить рубаху, так уже овец нет таких, из шерсти которых они сделаны. Поэтому иногда нам родственники приносят вещи, годами хранившиеся в сундуке у бабушки. Пытаемся реставрировать, но это сложная и кропотливая работа».
Галина Алексеевна надеется, что расширение деятельности клуба поможет привлечь молодое поколение, которое не даст уникальной культуре и традициям исчезнуть. А сборник станет хорошим помощником при их изучении.
Маргарита Грачёва