Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет
Корреспондент «Белгородской правды» осваивает прялку и ткацкий станок
![Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/aa/a1/aaa1d80e-681e-46e0-8495-dd4ebd0d7ebd/nitki_na_tkatskom_stanke_dolzhny_byt_rovno_natianuty.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-464%2C264_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
«Прялка не бог, а рубаху даёт», – вспоминаю русскую пословицу, когда прохожу сквозь величественные бревенчатые ворота историко-культурного центра «Город-крепость «Яблонов».
Веретено на трёхлетие
Приехали мы в дождь, и от влаги в крепости разносится аромат древесины, переносящий в атмосферу XVII века. Стены крепости набегов татар, конечно, не видели, музей построили уже в наше время, но картины прошлого так и рисуются в сознании.
«Город-крепость «Яблонов» – одна из самых интересных туристических точек. Наши экскурсоводы знакомят посетителей с историей создания Белгородской черты и рассказывают о ремёслах. Большой интерес всегда возникает к ткацкой мастерской. Предметы там подлинные, и наши ткачихи могут показать, как работать на ткацком станке, прялке. Процесс изготовления нитки, заправка ткацкого станка, изготовление собственными руками коврика или браслета – это наша история», – рассказывает и. о. директора центра Ирина Гатилова.
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5e/fa/5efa2f2d-9aa5-474c-be0a-3ae7263a0b79/zv_0743_ya.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/be/39/be39d767-c97c-4be6-955b-b02dc533bd0b/zv_0763_ya.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![И.о. директора центра Ирина Гатилова / Фото: Вадим Заблоцкий И.о. директора центра Ирина Гатилова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/02/b7/02b79a32-333f-486a-a14c-00fa9d13371c/io_direktora_tsentra_irina_gotilova.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В мастерской просторно и светло. Мастер по ткачеству Полина Коваленко и руководитель студии декоративно-прикладного творчества Марина Нестерова выдают мне тёплый красный кафтан, чтобы согреться. В Древней Руси умение рукодельничать было обязательным для женщин и девочек. На трёхлетие малышке дарили веретено, в 6 лет она уже начинала прясть, а когда в XVII веке появилась ручная прялка, 10-летних девочек учили сразу работать на ней. В 13 лет садились за ткацкий станок. Сначала отроковицы должны были справиться с повседневными делами, а уже потом приступали к приданому.
Яблоновские мастерицы, хоть и не жили в те времена, но тоже воспитаны в атмосфере рукоделия. Полина – швея-закройщик, Марина – технолог шерстопрядильного производства.
Почётное место в мастерской занимает вологодский ткацкий станок с трёхсотлетней историей – сложное в управлении устройство. Станина, пришвица, бёрдо, ремиз, навой – название его частей наши прапрабабушки знали наизусть. Заправляли его обычно две-три ткачихи, поэтому Марина и Полина вместе осваивали новое для себя дело, перенимая опыт у старооскольских мастеров.
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/2a/22/2a224112-8842-4677-b086-273f8690697d/zv_0048_ya.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Марина Нестерова закрепляет нитку, ставит ногу на педаль, разгоняет колесо / Фото: Вадим Заблоцкий Марина Нестерова закрепляет нитку, ставит ногу на педаль, разгоняет колесо](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9e/ea/9eeac5f6-a832-434b-853d-e878c7c7372c/marina_nesterova_zakrepliaet_nitku_stavit_nogu_na_pedal_razgoniaet__koleso.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b3/28/b3284a3d-fb2d-4cb6-b39c-952a8b710ac3/zv_0057_ya.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Через каждый зубчик
«Процесс ткачества на станке нелёгкий, надо через каждый зубчик бёрда продеть нитку, – показывает Полина. – Потом два ремиза идут, в один нить надо продеть и протянуть на навой, потом вторую ниточку в другой ремиз. При этом обращать внимание, чтобы натяжение ниток было ровное, тогда изделие не собьётся».
Нитки берут льняные, полушерстяные и хлопчатобумажные. Причём нитка основы должна быть такая же, как у ткани, которая заправляется в челнок. Сажусь за станок, ставлю ногу на педаль. Челнок держу в руках, мне нужно пропустить его через чётные нити, потом отодвинуть и протянуть через зёв, и…
«Не сильно, – поправляют меня, – теперь прибейте бёрдой, и так несколько раз. Меняем. Теперь давайте опять проденем. Ниточка ослабла, снова натягивать надо».
![«Процесс ткачества на станке нелёгкий», – говорит Полина Коваленко / Фото: Вадим Заблоцкий «Процесс ткачества на станке нелёгкий», – говорит Полина Коваленко](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/12/eb/12eb8e19-4011-4ad6-beee-c1f4252130af/protsess_tkachestva_na_stanke_neliogkii_-_govorit_polina_kovalenko.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/cf/77/cf773448-77da-48a3-a503-b9b73a5b5e28/zv_0041_ya.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Челнок нужно пропустить через чётные нити / Фото: Вадим Заблоцкий Челнок нужно пропустить через чётные нити](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1b/b6/1bb6f9ac-1ed5-4229-adcf-8f17d42de79e/chelnok_nuzhno_propustit_cherez_chiotnye_niti.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![А вот так гладили полотенца / Фото: Вадим Заблоцкий А вот так гладили полотенца](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/af/bb/afbb2db4-b95e-4883-97e1-6c8b44d57091/a_vot_tak_gladili_polotentsy.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Через 10 минут упорного труда мысленно благодарю изобретателя силового ткацкого станка Эдмунда Картрайта. Ещё через пять вспоминаю фильм «Светлый путь», в котором героиня Любови Орловой управлялась сразу со 150 ткацкими станками. А ещё через 20 – уверенно прибиваю ткань и любуюсь результатом.
Марина Николаевна рассказывает об овечьей шерсти: чтобы она дошла до ручной прялки с веретеном, её нужно постирать, хорошо вычесать, потом закрепить кудель.
«Прялка состоит из колеса, вьюнка, педали, – объясняет она. – У каждой женщины была личная прялка, ведь когда садишься за чужую, чувствуешь, что она к тебе не приработана. Все детали этого процесса влияют на конечное качество пряжи».
Мастерица закрепляет нитку, ставит ногу на педаль, разгоняет колесо – вьётся нитка одинаковой толщины. Потом наматывает её на вьюнок. Теперь присаживаюсь я и сразу понимаю, почему прялка должна быть индивидуальной. Эта меня не слушается: колесо крутится в разные стороны, педаль не качается равномерно, нитка закручивается и эх… полное фиаско.
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/7d/01/7d010b2c-2ac2-473f-80ff-31d8be2577bb/zv_0030_ya.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/20/fa/20fa4696-cbbc-4434-b4e1-7f0498bdd1e3/prialka_kak_zhivoe_sushchestvo_vse_detali_protsessa_vliiaiut_na_kachestvo_priazhi.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/50/36/5036c3a3-dc84-4837-b639-911ae44b81e7/u_kazhdoi_zhenshchiny_zholzhna_byt_lichnaia_prialka.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Так вычёсывали лён и коноплю / Фото: Вадим Заблоцкий Так вычёсывали лён и коноплю](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f1/49/f1494eb3-bad4-4928-a9a7-877f49dae6ec/tak_vychiosyvali_lion_i_konopliu.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Плавно нужно ногой качать, – подсказывает наш фотограф, – это же не тормоз в автомобиле».
Ещё две неудачные попытки, и я с облегчением принимаю предложение попробовать свалять из овечьей шерсти брелок «Яблочко». Марина Николаевна подбадривает:
«Учиться прясть очень трудно. В молодости у меня быстро получилось. Шли 90-е, нужно было как‑то выживать, когда закрывали предприятия. Муж сделал мне ткацкий станок, мы пряли шерсть и вязали шарфы. До этого я работала на ковровом комбинате, потому процесс прядения и плетения знала. Мы начёсывали и продавали модные на тот момент аксессуары».
Она протягивает мне небольшой комочек красивой, ярко окрашенной шерсти и длинную толстую иглу для валяния с насечками. Наставляет:
«Иголку нужно держать только прямо и сминать острым концом иглы кудельную заготовку».
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/bb/d2/bbd21656-caa9-451b-8a8a-674d4a629bbe/zv_0387_ya.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/fe/b8/feb8b6b4-0708-4d10-b4ee-ab2f168726e3/zv_0390_ya.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий Ремиз, пришвица и бёрдо. Как я пряла на станке, которому 300 лет - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/10/59/105947ff-1e2b-4bd3-b5e8-2cb943fd4248/chtoby_sdelat_takoi_brelok_nuzhno_40_minut.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Делаем прокол в яблоке, чтобы закрепить кольцо, прикрепляем зелёные листики из фетра. Вуаля, готово!
«Такие мастер-классы очень нравятся и детям, и взрослым. Большие ценители – иностранные гости, которые задерживаются здесь надолго», – подытоживает Полина.
Уезжаю домой с новыми эмоциями, ведь сегодня за ткацким станком я не просто переплетала нити и ленты, а странствовала по волнам времени. Пожалуй, вернусь сюда ещё, чтобы всё же освоить магию веретена.
Елена Ховхун