Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 июня 2023,  19:03

Царские образы Марины Высоцкой. Белгородка создала коллекцию исторических костюмов

Полгода назад Марина Высоцкая вернулась в родной Белгород из Риги, где прожила 42 года

Царские образы Марины Высоцкой. Белгородка создала коллекцию исторических костюмовМарина Высоцкая в образе Соньки Золотой РучкиФото: Елена Ховхун
  • Статья
  • Статья

Про её жизнь можно написать целую книгу: от первых воспоминаний двухлетней девочки, которая умудрилась утащить у модистки все попавшиеся под руку напёрстки в ожидании мамы после примерки, а в 15 лет уже шила потрясающие платья и костюмы своим подругам и их мамам, до международных наград и кубков за яркие, исторически выверенные, сделанные полностью вручную костюмы императриц, королей, герцогов и герцогинь.

Все эти образы – от идеи до воплощения, от кончиков изящных туфель до орденов и украшенных драгоценностями диадем и корон Марина Высоцкая не только создавала, но и демонстрировала сама. И все эти удивительные костюмы она привезла с собой, чтобы подарить родному городу и его жителям.

Напёрстки в карманах

Мы беседуем дома у Марины, рассматриваем фотографии, на которых она царствует в придуманных ею образах. Тяжеленные каркасные юбки, высокие парики, струящиеся ткани, 1 600 жемчужин, пришитых вручную, корона, которую нельзя носить дольше 15 минут из‑за непомерной тяжести. Каждый из костюмов создавался от трёх до девяти месяцев в зависимости от сложности замысла.

«Это как родить ребёнка, – улыбается их автор. – Но недостаточно просто сшить подобный костюм, нужно уметь его подать. Чтобы заявлять царский образ, ты должен ему соответствовать внутренним своим содержанием, духовностью, жизненной энергией, опытом».

Царские образы Марины Высоцкой. Белгородка создала коллекцию исторических костюмов - Изображение Фото: личный архив Марины Высоцкой

 

И этого опыта у Высоцкой хватает. Она родилась в Тайшете в 1960 году, куда её мама после окончания белгородского медучилища поехала на практику. В то время там шло строительство Байкало-Амурской магистрали. И там же она встретила будущего мужа и отца Марины.

«Я родилась в январе, мороз 50 градусов, – рассказывает Марина Высоцкая. – Уже двухмесячную меня привезли обратно в Белгород. Первые мои воспоминания – о походе к модистке, когда я под шумок набила все карманы своего пальтишка напёрстками. Я помню до мелочей мамино зимнее пальто, которое она шила себе тогда. Приталенное, с расклешённой юбкой и маленьким воротничком из кролика. Эти детали почему‑то отложились в голове. Напёрстки мама, конечно, вернула. А для меня это стало своего рода знаком, который я запомнила на всю жизнь».

Когда Марине исполнилось шесть, у неё появились братья-близнецы Сашка и Лёшка. Девочка сразу стала нянькой, говорит она про себя. И вспоминает, как ходила через площадь на молочную кухню за питанием для братиков.

«Маленькая девочка в пальтишке и мутоновой шапочке на шнурочках, – рассказывает она. – Зима. У меня авоська со стеклянными бутылочками, иду, колочу ими по ноге. Прихожу. Тётенька смотрит на меня: «Господи, деточка, кто ж тебя из дома выпустил?» А я говорю, больше некому, папа на работе, а мама с братиками».

Теперь братики, которых Высоцкая помогала растить маме, водила в садик и школу, стали врачами. Старшая сестра говорит про них с гордостью: спасают жизни. И сейчас собираются вместе, поют родительские и свои любимые песни, вспоминают детство и первую Мариночкину мечту стать певицей.

«Я очень хотела петь, – вспоминает она. – У меня был абсолютный слух, я прошла конкурс в музыкальную школу. Из 250 человек приняли только 20, в том числе меня. К нам приходили преподаватели, спрашивали, почему ребёнок не ходит на занятия. А мама отвечала: нет денег на фортепиано. Я слышала эти разговоры. Как учителя говорили, что мама совершает преступление. И это было для меня настоящей драмой. Но я всё равно всю жизнь пою».

В конце 70-х Марина Высоцкая часто выступала на сцене ДК «Энергомаш». Солировала в нескольких ВИА, была дипломантом музыкальных фестивалей «Весна». Но шитьё не бросала.

Билет в один конец

«Когда я была ребёнком, у нас дома появилась швейная машинка, немецкая «Кёллер», – вспоминает Марина. – Я сама себе шила одежду, строчила на ней юбки, кофты, костюмы, потому что носить было нечего. Выкройки брала из журналов «Мода», «Работница», «Крестьянка». Сама научилась подгонять их по фигуре. В школе была самой модной».

Самые лучшие ткани юная швея доставала из дедовского чемодана, который долгие годы лежал без дела на шкафу. В своё время дедушка работал на железной дороге машинистом, возил зерно и уголь. А из командировок привозил необычные обновки для бабушки и своих детей.

«Я вот эти пальто, плащи, платья из натуральных шелков, шифонов все перерезала, – говорит Высоцкая, – себе на модные, как мне казалось, юбки и сарафаны. Теперь жалею. Жили‑то мы небогато, папа трудился слесарем, а мама – аппаратчиком на витаминном комбинате. Но я всегда умудрялась одеваться красиво. А к окончанию школы фактически имела профессию и сама себя обеспечивала».

Царские образы Марины Высоцкой. Белгородка создала коллекцию исторических костюмов - Изображение Фото: личный архив Марины Высоцкой

 

Была у неё ещё одна мечта – уехать учиться в Ленинград в институт лёгкой промышленности. Но в самый ответственный момент от этой идеи отказалась, поняла, что родители не смогут её содержать во время учёбы. И устроилась в ателье «Снежинка»:

«Меня сразу посадили за машину. Я уже всё знала. Даже вносила рационализаторские предложения, чтобы оптимизировать работу. И через три месяца меня отправили в Кемерово в Международную школу по подготовке высокопрофессиональных специалистов редких профессий».

Учёба длилась полтора года. Изучали основы моделирования, конструирования, дизайна, рисование и политэкономию. И в 1979 году, сразу после возвращения в Белгород, Марина Высоцкая выиграла областной конкурс закройщиков-модельеров. Предложила на суд жюри демисезонный трикотажный костюм с муфтой и вышивкой на деталях.

«Я открою вам тайну, – улыбается мастерица. – Вы у меня четвёртый корреспондент газеты «Белгородская правда». С первым мы общались как раз после этого конкурса. И я рассказывала о своей победе и своей работе. После этого я прожила в Белгороде недолго. В один прекрасный день получила расчёт, собрала чемодан, добралась до столицы, села в поезд Москва–Рига и уехала в никуда».

Царские образы Марины Высоцкой. Белгородка создала коллекцию исторических костюмов - Изображение Фото: личный архив Марины Высоцкой

От челнока до дизайнера ногтей

До этого Марина была в Риге дважды. Первый раз по школьной туристической путёвке, второй – во время небольшого отпуска. Город понравился, а потому вернулась туда уже с серьёзными целями. Поначалу жила на съёмной квартире, объехала все фабрики Латвии в поисках работы и в итоге устроилась мастером производственного обучения на «Сарканайс Ритс».

«Зарабатывала я хорошо, – делится Марина Высоцкая. – Познакомилась с курсантом мореходного училища и вышла замуж. Свадьба была в Белгороде, потом мы вернулись обратно в Ригу. Шитьём я занималась постоянно, зарабатывала, пока не наступили весёлые 90-е. Тогда пришлось искать что‑то новое. Свою машинку я закрыла до 2012 года».

Непростые постсоветские годы Марина Высоцкая сегодня вспоминает с улыбкой. И чем она только тогда не занималась! Торговала на рынке, была владелицей бистро и киоска, который потом ограбили, челночила по всем странам СНГ, перегоняла машины из Латвии в Россию, но не шила.

 

«Неинтересно людям стало шить себе одежду, – замечает она. – Потому что пошёл поток дешёвых вещей из Турции, Европы. И в этот период я нашла себя в нейл-арте, стала одной из первых в Латвии, кто занялся дизайном и наращиванием ногтей».

По словам Марины, во всей Латвии этим мастерством тогда владели 14 человек. Она среди них – мастер международного класса, судья международных конкурсов, кто не только работал с клиентами, но и преподавал. Позднее Высоцкая открыла собственную школу нейл-арта и обучила сотни учеников, трое из которых сегодня достигли уровня платиновых мастеров Европы.

«С 1996-го по 1998 год я работала в Белгороде на центральном рынке, знакомила белгородцев с новыми технологиями, – улыбается Высоцкая. – У нас про наращивание вообще никто не знал. Работала на всё Черноземье и Харьков. Это было довольно интересное занятие, но я хотела найти себя в другом. И вот в 2012 году моя близкая подруга организовала в Риге конкурс исторических костюмов «Ренессанс», который помог мне реализоваться».

Ангелы нашёптывали

Прежде чем рассказать о сшитых ею первых костюмах, Марина Высоцкая делится давней историей, как ещё в юности она ездила в ГУМ в Москву за зимними сапогами. Там, за маленьким столиком в дальнем углу галереи, ей предложили узнать свою судьбу у нумеролога. Стоило это целых пять рублей.

«Нумеролог мне много наговорила, а в конце заявила, что моё предназначение дарить людям красоту, – вспоминает Марина. – Я ухмыльнулась, мол, я и так дарю, работаю закройщиком. А она: вы не дарите, а зарабатываете. А надо дарить. С тех пор я мучилась и каждый раз возвращалась к этому, чтобы понять, что же она имела в виду. И вот этот рижский конкурс костюмов расставил всё на свои места».

Тогда она сшила первый костюм и придумала свой первый образ Марии Каэтана де Альбы. И получила за него приз зрительских симпатий.

 

«Я тогда решила: ах так, держитесь, в следующем году я вам покажу, вспомню свою профессию, – улыбается мастерица. – Новый костюм Елизаветы Люксембургской из красной шерсти с отделкой синим бархатом и с серебряными аксессуарами я сшила очень быстро».

В последующие годы на рижском конкурсе «Ренессанс», переродившемся в фестиваль «Майский граф», Марина Высоцкая заняла все первые места, а потом стала председателем жюри. Её образы Марты Скавронской, Екатерины II, Елизаветы Петровны поражали публику не только в Латвии, но и в соседней Эстонии и Чехии, откуда она всегда привозила только первые места. Образы создавались сами собой, без эскиза, идеи приходили откуда‑то свыше.

«Ангелы на ухо нашёптывали, – улыбается Высоцкая. – Пока шился костюм, постепенно понимала, какие нужны материалы, аксессуары. Эти костюмы именно создавались. Поэтому они настолько дороги мне, что продать я их не могу. Хотя в петербургском институте международных отношений предлагали устроить аукцион. Но я отказалась. А вот дарить эту красоту я могу. И тогда меня осенило: это и есть моё предназначение».

Когда созрело решение вернуться в Белгород, она знала точно, что хочет подарить свои работы родному городу.

 

Подарить красоту

«Все эти 42 года меня тянуло домой, в Белгород, – рассказывает Марина Высоцкая. – Я знала, что вернусь в Россию, так как здесь у меня сын и внучка. И вот теперь я привезла все свои костюмы. Я не хочу считать, сколько их у меня. На самом деле около 20. Но когда считаешь, ставишь рамки, а я буду продолжать шить ещё».

Сейчас Марина Высоцкая готовится к персональной выставке, которая должна открыться в культурном центре «Октябрь». Там горожане смогут прикоснуться к удивительным образам, которые мастерица создала своими руками. Каждый костюм весит от 8 до 13 кг. Парики, ордена, ленты, регалии – всё это сделано с тщательностью мастера эпохи Возрождения. А комплект украшений для образа Марии Антуанетты был заказан у московского мастера сутажного искусства Елены Беловой. Сама Марина Высоцкая встретит гостей в образе Елизаветы Петровны (в голубом).

«Она – символ Российской империи, дочь Петра I. Дочь императора! Поэтому только этот образ. Но о каждом костюме у меня есть что рассказать, у каждого своя история и смысл. В конечном итоге я хотела бы создать музей исторического костюма, для которого продолжу шить и дальше. Чтобы выполнить своё предназначение – дарить людям красоту».

Анастасия Состина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×