Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 мая 2023,  14:50

Что пережила Анастасия Савченко из Алексеевки, работая на железной дороге во время войны

Накануне 9 Мая «Белгородская правда» приехала узнать, как досталась Победа этой самоотверженной женщине

Что пережила Анастасия Савченко из Алексеевки, работая на железной дороге во время войныАнастасия Алексеевна СавченкоФото: Валерия Шатько
  • Статья
  • Статья

На калитке во дворе её дома прикреплена металлическая табличка с георгиевской лентой «Здесь живёт ветеран Великой Отечественной войны». Сегодня Анастасия Алексеевна Савченко окружена любовью и заботой детей, внуков и правнуков.

Шпалы из винзили

Настя появилась на свет в 1921 году в большой многодетной семье. Из 11 детей в семье на начало войны осталось всего четверо, остальные умерли по разным причинам. Две сестры и два брата, она – самая младшая. За плечами всего четыре класса – читать-писать научилась, да и ладно. Мама‑то совсем была неграмотная, а папа для крестьян по тем временам учёный, семь классов окончил, газеты читал.

Беда пришла в их дом в 1938 году. В колхоз отец наотрез отказался вступать. К этому времени семья держала хозяйство: корову, лошадь, птицу. Против него сфабриковали дело, арестовали и осудили. Всё хозяйство отобрали. Старшим брату и сестре сразу пришлось уехать из Алексеевки. Мама осталась с младшими: Митрошей и Настей. Пришлось, недоучившись, идти работать, взяли её на железную дорогу укладчицей шпал.

 

Что пережила Анастасия Савченко из Алексеевки, работая на железной дороге во время войны - Изображение Фото: Валерия Шатько

«Нищета была непередаваемая, варили сахарную свёклу и ели. На работу я шла, по дороге набирала яблок и груш, сяду в обед на путях, кое‑как пообедаю. В лесополосе росла дикая маслина, сладкая, вкусная, настоящее лакомство», – рассказывает Анастасия Алексеевна.

В 1939 году шестерых девушек-железнодорожниц послали на три месяца заготавливать шпалы в Тюменскую область в посёлок Винзили. Она хорошо помнит, как это было. На станции Мотома под Алексеевкой собрали рабочих в вагон, прицепили к пустому составу. Ехали туда четверо суток. Трудились каждый день по 10–14 часов. Один выходной на постирушки давали.

«Заготовка – дело тяжёлое. Одну шпалу несли вшестером (мужики отдельно работали). Её очищали от коры, затем загружали в камеру с креозотом, потом доставали и сушили, а после – загружали на платформу, – вспоминает бабушка. – Но нетрудная работа казалась самой страшной. Недалеко были вышки – лагерь с заключёнными. Из‑за них никуда не ходили, тайга вокруг, если потеряешься – ищи-свищи человека. Хорошо, что из этой поездки вернулись домой все в целости и сохранности».

За невыполнение – расстрел

Война началась, когда ей исполнилось 20 лет. Настя всё так же трудилась на железной дороге. К этому времени уже числилась в опытных рабочих. Всех путейцев вызвали к начальству в Острогожск под Воронежем (тогда Алексеевка относилась к соседней области) и дали бронь. Работа на железнодорожных узлах возросла в разы и полностью перестроилась на военный лад, шли эшелоны с грузами и военной техникой. Начались бомбёжки и, как следствие, ремонт рельсов и шпал, которым занимались укладчицы. А вокзалы и станции – самые обстреливаемые объекты.

«Нас домой не отпускали. На станции поселили всех в барак, разделённый на маленькие комнаты, – рабочее общежитие. Рядом военные части Красной армии стояли. После работы ходили и помогали им грузить в вагоны ящики. С чем они были, мы не знали. А если начинался обстрел, то убегать нельзя, чтобы не привлекать внимание. Ложились на землю, голову руками закрывали, а сердце так стучало, что из груди выскакивало», – вспоминает ветеран.

Что пережила Анастасия Савченко из Алексеевки, работая на железной дороге во время войны - Изображение Фото: Валерия Шатько

 

Алексеевку фашисты заняли 5 июля 1942 года. В первый же день комендант издал приказ из 21 пункта. Каждый из них заканчивался словами «За невыполнение – расстрел». На третий день, будучи в городе, фашисты установили на площади виселицу и повесили пятерых алексеевцев.

«Когда немцы пришли, мы не хотели работать. Нас собрали и сказали, что расстреляют. Всех выгнали на пути, и мы их восстанавливали. Солдаты стояли над нами с плётками. Разогнуться и разговаривать нельзя, кричат «арбайтен» и хлещут куда попадут. Нас не кормили, что возьмёшь с собой, то и погрызёшь. Домой в посёлок не пускали, на пропитание давали килограмм пшеницы, мы её варили часа 4–5, чтобы поесть, – передаёт ужасы оккупации Анастасия Алексеевна. – Работать было страшно, потому что теперь над нами кружили уже советские самолёты. Фашисты использовали людей как защиту, не разрешали уходить с путей, когда начинали по ним стрелять».

Работали с сапёрами

На оккупированной территории захватчики издевались, убивали, грабили мирных людей. Вооружённые солдаты и офицеры тащили продукты питания из подвалов, кладовых, не брезговали ничем.

«У них одна присказка была, – вздыхает моя собеседница. – Зайдут в хату и «…Яйки, млеко, курка».

По её словам, девушек-железнодорожниц не трогали: кто же тогда будет восстанавливать пути. А чтобы были под контролем и не сбежали к партизанам, не выпускали из барака. Один человек от коллектива мог сходить в посёлок и попросить еды у родных.

19 января 1943 года Алексеевку освободили от немецко-фашистских захватчиков. По воспоминаниям героини, сражения были страшными: шли танки, слышался лязг гусениц, рвались снаряды, везде строчили пулемёты. В первые дни, как выгнали немцев, по посёлку ходить было опасно: они заминировали алексеевский вокзал, станцию Мотома, колодец, дороги и уцелевшие здания.

«Как‑то я вышла за водой, а военный-сапёр стоит на улице. Холодно, мороз. Он мне говорит: «В колодце нельзя воду набирать, пойдём, я тебя к реке провожу». Там была полынья. Когда шли назад, он заметил установленную мину недалеко от нашей тропинки, по его приказу я ушла, а он остался», – объясняет Анастасия Алексеевна.

В дни восстановления железной дороги путейцев делили на бригады и направляли в разные места. Девушке досталась непростая задача – с другими разбирать доты в воронежских Лисках. Работали с сапёрами. Из сводок знали, что Красная армия гнала немецкие войска дальше и дальше. Мимо Алексеевки чаще проходили литерные поезда (поезда высокой важности, перевозящие ценные грузы или первых лиц государства, если на пути их следования случалась диверсия, то пути срочно восстанавливали), тогда женщины даже ночью не уходили с путей, ночевали в бараке.

«Живый в помощи»

День Победы запомнился 24-летней Анастасии на всю жизнь. На станции и в эшелонах люди кричали от радости, обнимались, говорили, что война закончилась. Отец вернулся из заключения, братья – с фронта. Старший брат, Григорий Алексеевич, был шофёром, исколесил много фронтовых дорог, но Ленинград запомнился навсегда. По Дороге жизни через Ладожское озеро в город возил продукты, а оттуда измождённых от голода людей. После войны своим детям рассказывал, как шли колонны машин, начиналась бомбёжка или проваливался лёд под полуторкой, а останавливаться нельзя, патрульные кричали: «Вперёд, вперёд!», иначе смерть всем, настигнет снаряд или остановившиеся машины не выдержит лёд. Война закончилась, а ветеран дожил до 97 лет, ушёл из жизни в 2011 году.

По рассказам родственников, у младшего брата Митрофана Алексеевича история сложнее. Гитлеровцы принуждали к вступлению в полицию. Он бежал, попал к немцам по дороге в Подмосковье, и его взяли шофёром. Там он познакомился с девушкой-партизанкой. Во время поездки завладел секретными сведениями, что на станции стоит вагон с людьми, которых должны казнить. Он рассказал о людях и помог взять в плен немецкого офицера. Его поймали и приговорили к расстрелу вместе с четырьмя партизанами, но он выжил. После войны рассказал, что был обвязан лентой с молитвой «Живый в помощи», и это уберегло его. Тяжелораненый выбрался из оврага, дополз до своих, лежал в госпитале в Москве. Умер в мирное время в возрасте 92 лет.

 

Что пережила Анастасия Савченко из Алексеевки, работая на железной дороге во время войны - Изображение Фото: Валерия Шатько

В честь прабабушки

В послевоенные годы Анастасии Алексеевне запомнился голод. На полях неурожай, сеять нечего. На станции работали без выходных. Молодая женщина о развлечениях и не думала. Ходить было некуда, да и не в чем. Весь гардероб – два платья из ситца.

«Замуж мама долго не выходила. Одногодок не было, виной тому война. И только в 32 года на железной дороге встретила она папу, он был на девять лет моложе, но это не помешало им пожениться. Ей с ним очень повезло, он был добрый и хороший человек», – рассказывает дочь ветерана Нина Владимировна.

Молодая семья так и жила в бараке на станции Мотома. Там выросли и две дочки. Только в 1962 году вернулись они в отчий дом на окраину города Алексеевка. Нина Владимировна до сих пор помнит, как мама со станции возила её в городскую восьмилетнюю школу и как папа нежно к ним относился:

 

Нина Владимировна Нина Владимировна / Фото: Валерия Шатько

«Отец был большой души человек. Себе ничего не позволял. Подошва на сапоге оторвётся, скрутит проволокой и говорит: «Ничего мне не надо, дочечкам с зарплаты купи, что необходимо».

Трудилась Анастасия Алексеевна на сахарном заводе. Проработала там 11 лет и вышла на пенсию. Когда её провожали, наградили государственной наградой Советского Союза «Ветеран труда».

Дочка и внучка работали, а она помогала воспитывать правнучку, которую назвали в её честь Анастасией. Девочку и в сад, и по врачам, и в музыкальную школу водила Анастасия Алексеевна.

«Она была до четвёртого класса со мной и в горе и в радости, – говорит правнучка Настя, показывая нам послевоенные семейные фотографии. – Рассказывала мне о войне и о своей трудной жизни».

После тяжёлого разговора захотелось низко поклониться этой маленькой женщине – Анастасии Алексеевне Савченко – за её трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны и мирное советское время.

Елена Ховхун

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×