Красота из‑за кулис. Зачем театральному костюмеру из Строителя высшее образование
«Белгородская правда» узнала тонкости работы художника по костюмам Марины Кужелевой
-
Статья
-
Статья
Культработников в России миллионы. На глазах у публики – актёры, музыканты, руководители творческих кружков в сельских ДК, к которым родители водят детей. Но есть и невидимая часть этого айсберга – труженики закулисья, которые обеспечивают работу культурного механизма. И создают красоту сами, как костюмер Центра культурного развития «Звёздный» в Строителе Марина Кужелева. Красочные костюмы артистов сцены – плод творения её рук и фантазии.
«Это ты сделала?»
Марина Химинец, в замужестве ставшая Кужелевой, родилась в Белгороде, отучилась в школе № 20. Окончила механико-технологический колледж по специальности «модельер-конструктор швейных изделий». Но швейное искусство пришло в её жизнь куда раньше.
«С детства одевала своих кукол, – говорит Марина Геннадьевна. – Всегда перед глазами был пример моей бабушки Александры Юрьевны Харламовой, которая прекрасно шила, брала заказы на дом. Я рассматривала с ней журналы мод «Бурда» – там помещались выкройки и ненавязчиво доводилась до читателей идея о том, что всё это каждый может сшить себе сам. Как‑то я решила смастерить себе кофту – она оказалась мала, но всё равно мне очень понравилось создавать уникальные вещи и удивлять ими других, когда спрашивают: «А это ты сама сделала?»
Видимо, под влиянием подросткового романтизма вначале Марина хотела пойти в институт культуры, чтобы стать актрисой. Мама удивилась: девочка никогда не участвовала даже в школьной самодеятельности. Предложила сделать более осознанный выбор, тем более что он сам собой напрашивался – швейное дело. Да и профессия эта из тех, которые, что называется, всегда прокормят.
«И я ничуть не пожалела! – констатирует Марина. – Учиться было интересно: преподавали и рисование, и живопись, и, естественно, проектирование одежды».
Леший для одного спектакля
Вторым человеком, определившим жизнь Марины Кужелевой, стала главный художник драмтеатра в Белгороде Марина Шепорнёва.
«После колледжа я пришла работать в ателье по пошиву спецодежды – камуфляж для милиции, охотников, рыболовов, – продолжает костюмер. – Это было не очень интересно: минимум творчества, даже напротив, строгое следование нормам, вплоть до миллиметра – расположение погон, разных клапанов, длина манжет и так далее. Зато получила громадный опыт в крое. Да и в колледже нас предупреждали, мол, никто из вас при выпуске сразу не станет знаменитым модельером, вначале придётся нарабатывать практику».
Затем она перешла работать в Белгородский детский музыкальный театр при ДШИ № 1. В этой среде познакомилась с Шепорнёвой. Та посоветовала девушке вакансию в Строителе. Попутно побудила окончить заочно БелГУ по специальности «изо», так что у Марины есть и высшее образование.
«Мои обязанности – ремонт костюмов для представлений, то есть починка и подгонка под фигуру артиста, – поясняет Кужелева. – Но главное – создание новых костюмов. Готовя спектакль, режиссёр описывает костюмеру будущих персонажей. Например: «У меня будут Петрушка, Чебурашка и Буратино». Выражает свои пожелания. И начинается разработка их облика, рисование эскизов, закупка нужных тканей – все этапы создания сценических костюмов».
Костюмера привлекают и в тех случаях, когда другие учреждения, вроде школ, детсадов, маленьких сельских ДК, арендуют в ЦКР костюмы для своих мероприятий – это обычная практика. Особые случаи – создание костюмов, реквизита и аксессуаров для разовых акций, представлений на День округа, каждый год уникальных и неповторяющихся. Но в гардеробе костюмера есть и вечно актуальные костюмы – белые, лазоревые и красные, в которых массовка создаёт флаг России.
«У меня тут есть персонаж Леший, – показывает Марина Геннадьевна. – Он был задействован всего лишь раз, в одном спектакле. Быть может, спустя годы он снова появится в какой‑то постановке, а может и нет. Но он всё равно будет храниться, его спишут, только если ткань совсем начнёт портиться или костюм решат перешить на что‑то другое».
Каждый костюмер – прекрасный знаток и ценитель тканей. Приятно работать с натуральными, они легко гладятся утюгом. Искусственные не мнутся, в этом их достоинство. Прекрасная ткань габардин: дешёвый, не мнётся, выпускается в разных расцветках, не теряет цвет при стирке. А кожу и толстую джинсу костюмеры не жалуют: швейная машинка с ними не всегда справляется.
Самое увлекательное
Работа костюмера одновременно и творческая, и механическая. Казалось бы, фантазийная часть интереснее возни со швейной машинкой.
«Я так не скажу. После того как нарисуешь эскиз и разработаешь крой, с трепетом приступаешь к воплощению своего труда: включаешь машинку и строчишь с большим удовольствием, возишься со всеми этими мелкими строчечками, воротничками и прочими детальками», – делится Марина Кужелева.
По словам костюмера, самое увлекательное для неё это создание первоначального варианта одежды:
«Смотришь на него и начинаешь улучшать. Видишь: здесь можно добавить тесьму, а этот шов направить иначе».
Бывают неприятные моменты, когда режиссёр, не зная особенностей работы костюмера, ставит нереальные задачи или когда не может толком объяснить, чего он хочет. Приходится спорить, идти на компромиссы.
«Так у меня было с костюмом девочки-розы, – смеётся Марина. – Режиссёру нужен был не только цвет, но и форма, даже с лепестками. А идеальное сотрудничество с режиссёром, когда он не только на словах, но и рисунками, фотографиями объясняет, чего хочет. Или сразу говорит, что полностью мне доверяет и на меня полагается»
Обрести вдохновение
Костюмер – это непрерывное самообразование, погружение в смежные сферы. Создавая костюмы для народных коллективов, нужно знать конструкцию элементов одежды: нижних рубашек, сарафанов, кокошников. Необходимо различать тканевые узоры, характерные для данной местности.
«Мы изучаем книги об истории костюмов: от Белгородчины до народов мира. Особо внимательно смотрим на экспонаты одежды в музеях, костюмы на старых картинах. Учимся на опыте коллег, посещая разные театры, особенно столичные. А о современной одежде и говорить нечего: мода всё время меняется – нужно смотреть на подиумы. Хотя это уже не про нашу работу: в ЦКР «Звёздный» доминируют традиционные народные выступления, детские сказочные постановки», – поясняет Марина Кужелева.
2023 год для Марины – особенный, она уже 15 лет в профессии. У неё много грамот от муниципалитета за плодотворный, добросовестный творческий труд. А мечтает она об… учёбе. По её словам, актёры БГАДТ им. М. С. Щепкина повышают квалификацию в Московском ГИТИСе:
«Я бы не отказалась тоже. Хочется получить высшее образование по специальности «художник театральных костюмов», изучить новые материалы и технологии, обрести вдохновение, получить новый опыт».
Олег Гончаренко