Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 апреля 2023,  18:01

«Глаза пошире, губки бантиком». С какими куклами играли белгородки в советском детстве

О куклах времён СССР рассказывают «Белгородские известия»

«Глаза пошире, губки бантиком». С какими куклами играли белгородки в советском детствеКуклы детстваФото: Анастасия Писаревская
  • Статья
  • Статья

Почти у каждой женщины в детстве была кукла, которую она помнит всю жизнь. Эти игрушечные создания помогают развивать то, что заложено природой: стремление заботиться, любить, ухаживать и наряжать. Девочки во все времена доверяют своим неодушевлённым подружкам сердечные тайны, мечты, читают сказки и баюкают их. А те отвечают хозяйкам взаимностью, оставаясь преданными, молчаливыми слушательницами, которые всегда рядом.

Муси-пупси

«Кукол из моего детства можно разделить на две категории: те, с которыми действительно играли, и те, о которых только мечтали. Моё взросление пришлось на середину 1970-х. Мы жили в Старом Осколе, и выбор кукол в «Детском мире» был неважный, а цены – достаточно высокими. Какие‑то куклы, тем не менее, мне покупали, но запомнились только пупсики – пластмассовые младенцы, которых я обожала. Примерно с 1-го по 6-й класс я была их личной портнихой. Шила им всё – от шуб из старого песцового воротника до нижнего белья – обычно по примитивным выкройкам: в прямоугольниках делали вырезы для головы и рук, к которым притачивали рукава. Тогда многие мамы рукодельничали и найти кусочек ткани было легко, хотя всегда оставался соблазн взять для кукольного наряда что‑то эдакое из родительского комода. Так, однажды я раскромсала на свадебное платье тюль, и мама до сих пор вспоминает, как её чуть не хватил удар», – делится Алёна Баркова.

Мало у кого пупсы жили долго: они были своего рода бюджетными пластмассовыми «расходниками», но Интернет хранит даже ярлыки от этих незатейливых малышей. На них указывался пол игрушки (мальчик или девочка), для кого она предназначалась (обычно для детей дошкольного и младшего школьного возраста), имя куклы и номер варианта изделия – В 3, В 7 и так далее. 

 

Целлулоидный петушок и кукла Таня (СССР, 1950 - 1960-е гг.) Целлулоидный петушок и кукла Таня (СССР, 1950 - 1960-е гг.) / Фото: Анастасия Писаревская

 

Чем отличались эти варианты – можно было только догадываться. Рост пупсов варьировался от 7 до 12 см, как правило, они были безволосыми, с нарисованными глазками и крутящимися ручками-ножками. Особым счастьем было получить в подарок пупса в ванночке, решётчатом манеже или крошечной колясочке.

Дальше из доступных были куклы среднего размера – до 55 см. Их начали лить на многочисленных фабриках пластмассовых изделий с начала 1960-х, сделав акцент на количество, а не на эстетику. Заложницы валового производства выглядели неестественно: синтетические волосы быстро сваливались в мочалку, руки-ноги не гнулись, ресницы были пучками, а на лицах отпечаталась вселенская печаль. В глаза бросалось и несоответствие подросткового лица и младенческого пухленького тела. Имена у них были почти нарицательными: когда, например, говорили о кукле Тане, все понимали, о какой модели идёт речь.

«Одежда у этих Тань была такая же безликая и непрезентабельная, как они сами. Мне дарили несколько таких кукол, которых я ненавидела: кромсала им волосы, разрисовывала лицо, отрывала руки и ноги, лишь бы их быстрее выкинули», – рассказывает Екатерина Савченко, отметившая недавно 60-летие.

Поэтому, когда в середине 1970-х в Иваново начали выпускать индианок, они стали царицами девичьих мечтаний, в том числе из‑за цены: если обычные стоили 2–6 рублей, то индианки – около 11. 

«Это была настоящая загорелая принцесса – жгучие чёрные глаза с подведёнными стрелками и типично восточными бровями, яркое сари, огромные серьги, родинка на лбу, – вспоминает Елена Данилова. – Правда, у неё оказался один недостаток – голова была сделана из прессованных опилок, поэтому нос очень быстро облупился. Играть с этой куклой мне разрешали только по великим праздникам, и большую часть времени она проводила на шкафу. Наверное, поэтому и сохранилась и теперь перешла к внучке».

Почти одновременно шаблон этой куклы стали использовать для изготовления других национальных красоток: узбечек, грузинок, японок, кубинок, цыганочек. Менялись лишь наряды и аксессуары. Позже кукол выпускали в блондинистой версии и в русских народных костюмах с именами Варвара, Марья, Катюша.

Девочки 1980-х до сих пор ностальгируют по изящной и хрупкой Золушке, фигурка которой также стала основой для других игрушек – Мальвины и Красной Шапочки.

«У моей Золушки было голубое бальное платье, красивые туфельки и корона на голове. Длинные светлые волосы и голубые глаза казались мне эталоном неземной красоты, – делится Анна Кравец. – Я таскала её за собой повсюду, рисовала, как она живёт, её дом, детей, мужа-принца и сама старалась быть на неё похожей. Даже глаза открывала пошире, губы складывала бантиком, чтобы получалось такое же наивное и удивлённое выражение лица. Золушка была предметом зависти всех моих подружек, но однажды таинственно пропала. Это было настоящее горе, которое я переживала с большим трудом».

Именно небольших кукол золушкового типа прикрепляли на капот свадебных машин. Они стали своего рода символом прощания советских девчонок с детством и перехода на новую ступень – взросления и последующего материнства.

 

Кукла фирмы «Вернике» (Германия, 1950-е гг.) Кукла фирмы «Вернике» (Германия, 1950-е гг.) / Фото: Анастасия Писаревская

Ходит и разговаривает

Статичных и молчаливых кукол было много, а вот говорящих и тех, которые могли двигаться и ходить, – наперечёт. Шедевром конструкторской мысли многие называют большую шагающую куклу Нину ростом около 70 см.

«В Белгороде их продавали в конце 1960-х в первом гастрономе, где был отдел игрушек, – вспоминает Юлия Копелец. – Это было настоящее чудо: кукла, почти с меня ростом, ходила по полу, когда я держала её за руку, – в ней находился какой‑то особый толкающий механизм. А ещё она поворачивала голову, а на животе у неё была пищалка, которая при перевороте издавала «мама».

Признаться, эта игрушка была не самой удобной для игры: руки-ноги у неё не гнулись, для ребёнка она была довольно тяжёлая, да и шагающий механизм быстро выходил из строя.

«Как‑то из командировки папа привёз мне огромную куклу – Золушку. Сейчас выяснила, что её рост был 78 см. Она ходить не умела, но хорошо стояла на ножках. Личико у неё было очень милое: худенькое, глазки голубые, волосы тёмно-пепельные. Мне она казалась хрупкой и нежной. Когда я уехала учиться, мама её передарила, как тогда было принято. До сих пор очень об этом жалею», – поделилась своей историей бывшая хозяйка самой большой куклы в СССР Светлана Черных.

Эта большая Золушка тоже имела сестричек в других нарядах: двух Наташ – в русском и украинском народных костюмах.

 

«Глаза пошире, губки бантиком». С какими куклами играли белгородки в советском детстве - Изображение Фото: Анастасия Писаревская

Заграничная штучка

И всё‑таки, какими бы прекрасными ни были отечественные игрушки, заветной мечтой каждой девочки была кукла из ГДР. Сегодня их называют «черепашками» из‑за особого клейма завода-изготовителя на спине изделия.

«Я думаю, их популярность строилась на том, что они очень напоминали живых людей, хотя некоторым казались немного глуповатыми. Было у немок и чисто конструктивное преимущество – мягкие послушные волосы, которые не высыпались во время расчёсывания. Фигурки делали из резины, тактильно они были тёплыми, мягкими, брать их в руки было намного приятнее после твёрдых пластмассовых», – считает коллекционер игрушек Альбина Суворовцева.

В маленьких городах купить такую куклу можно было только по великому блату, поэтому везли их из столицы (в магазинах они появились во время Олимпиады 80 – прим. авт.) или напрямую из ГДР.

«Мой дядя служил в группе советских войск в Германии. Возвращаясь домой в 1987 году, он привёз мне такую куклу, – рассказывает Галина Дровникова. – У неё были роскошные длинные волосы, красивая блузка, сарафан, белые носочки, туфельки. И она говорила почти человеческим голосом».

Удивительно, что эксклюзивность и дороговизна кукол не делали их неприкосновенными: они легко исчезали в неизвестном направлении, лишь только девочки подрастали. Наверное, поэтому многие пытаются разыскать ту самую детскую «подружку». И даже если это не удаётся, её облик остаётся в памяти до мелких деталей, как бывает со всем, что проходит через наше детство.

В тему

До Великой Отечественной войны и после в СССР на фабриках производили кукол премиум-класса, которых не стыдно было показать за границей. Пухлые, улыбающиеся круглолицые малыши из прессованных опилок в очень красивых нарядах из дорогих тканей были мало кому доступны: стоили они больше 50 рублей при средней зарплате в стране 60 рублей. Однако на снимках тех времён попадается много детей с узнаваемыми куклами в обнимку. Видимо, дорогие игрушки покупали для фотосалонов.

Автором сих шедевров была Мария Киселёва, ученица художника и скульптора Сергея Конёнкова. Одна из самых знаменитых и ценных её работ – кукла Ляля, за которой сегодня охотятся коллекционеры.

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×