Давайте жить дружно. Какое влияние на детей оказывали советские мультики
Почему поколение 30+ говорит о них с ностальгией, рассуждают «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Два года назад в интервью журналу «Огонёк» доктор психологических наук Надежда Мазурова рассказала, что количество неврозов разной степени у детей и нарушений произношения звуков за последние 10 лет выросло в несколько раз. По мнению специалиста, причина кроется в том числе в неконтролируемом просмотре мультфильмов с младенческого возраста, а также слабом качестве (или неподходящим для детей) современной мультпродукции.
С этим трудно не согласиться: мы воочию видим, что дети до 3 лет связно практически не говорят, а в стадии первых предложений во рту у них такая звуковая каша. И про истеричность, гиперактивность чад знаем, как и о тике, заикании, энурезе и прочих предвестниках серьёзных заболеваний. Конечно, дело не в одних только мультиках. Но искушение произнести сакраментальное «а вот в наше время» имеет под собой почву: перечисленные явления до вторжения в нашу жизнь планшетов и сотовых телефонов встречались реже.
От прогресса к регрессу
Для начала вспомним, что телепогружение народа вплоть до 1990-х было в разы меньше нынешнего. Первая причина – техническая. Телевизоры производили в стране ламповые, долгое время только чёрно-белые, в сетке телевещания – одна-две программы, сигнал – от общей антенны, а сами передачи годами шли в определённое время для каждой возрастной и социальной группы: утром – «Здоровье», «Сельский час», «Служу Советскому Союзу», «Утренняя почта», вечером – «Время» и «Спокойной ночи малыши», «Кабачок «13 стульев», спортивные трансляции и другие.
Мультфильмы длиною в 15–30 минут показывали раз в день. В праздничные дни добавляли детский фильм, еженедельно – передачу «В гостях у сказки», где показывали и фильмы и мультсказки. При таком режиме не было зависимости от телевизора. Захотел ребёнок засидеться у экрана – не получилось бы, как и взрослым, которые ждали конкретную передачу под свой вкус. Поэтому народ отдыхал вдалеке от диванов: осаждал кинотеатры, ходил в гости и на концерты, занимался в кружках художественной самодеятельности. Детвора же гуляла на улице от рассвета до заката.
Конечно же, советские граждане мечтали о новых цветных экранах, увеличении числа программ, позже – о видеомагнитофонах, не осознавая, как новации в ТВ-сфере повлияют на их культурные традиции и даже менталитет.
Такой вот парадокс: люди стремятся к техническому прогрессу, надеясь, что он облегчит или украсит их жизнь, совершенно не заботясь о негативных последствиях, к которым приведут эти достижения.
Всех жалко
Как ребёнок 1970-х расскажу, какие эмоции остались от мультипликации того времени. Сразу вспоминается чинность, неспешность в изложении сюжета, особенно в мультфильмах 1940–60-х годов. Скачков, неожиданностей и экстрима в них нет – всё вполне предсказуемо.
Мы, дети, за 5 минут до события догадывались, что лиса с хитрым прищуром должна что‑то выманить, украсть или подставить простаков, как и другие коварные персонажи. Наивные положительные герои верили злодеям до конца, и мы переживали за их беспомощность перед злобностью и бессовестностью негодяев.
И какое же было счастье, когда зайчики, белочки, обиженные мачехами дочки и прочие создания прозревали и спасали себя и друзей, получая справедливую награду за доброту. Уверена, «Серая Шейка», «Двенадцать месяцев» и прочие мультики сделали больше, чем нотации и наказания: благодаря им, корыстолюбие, снобизм, общественную и личную несправедливость, особенно в отношении безответных, слабых людей, душа моя не выносит. Также мультфильмы советского периода учили не хвастаться, а помогать просто так – это человечно и правильно. Как и стремлению не подводить тех, кто на тебя надеется. Ситуацию, когда самодовольный начальник орёт на подчинённого или взрослый на ребёнка, я лично проживаю на физическом уровне. У меня тут прямая ассоциация с сиротами-котятами из «Кошкиного дома», которым родная тётка жалела крошку хлеба, унижая за бедность. Важно, что понимание добра и зла совершенно чётко сформировалось и утвердились в детском сознании с 4–5 лет, когда по телевизору показывали эти мультфильмы.
Совпадение или нет, не знаю, но то, как я переживала за каждого из бедолаг, которым выпадало то или иное испытание, помню прекрасно.
Красота спасёт мир
Во многом этому способствовала совершенно потрясающая музыка, которая подогревала или придерживала эмоции в нужных, поворотных местах. Вообще, музыкальное и художественное оформление советских мультфильмов считаю огромным подспорьем к самым разным творческим увлечениям и воспитанию вкуса.
Во‑первых, потому что они по‑настоящему красивые, реалистичные, есть в их стилистике что‑то от Васнецова, Врубеля, Поленова – классиков русской живописи. В более поздних работах, типа «Ёжика в тумане», эффект движения, прозрачности воздуха достигался уже другими декоративными средствами. Важно, что мы с удовольствием копировали понятных, хорошо прорисованных мультгероев, самостоятельно постигая анатомию звериных тел, пропорции человека.
Благодаря мультяшным деталям понимали, как выглядела крестьянская изба и царские хоромы, сады, леса и морские глубины.
Музыка из мультфильмов заполняла нашу жизнь на 100 %. Помню, как выезжая осенью на уборку свёклы, мы с удовольствием пели в автобусе песни из «Крокодила Гены», «Бременских музыкантов», «Кота Леопольда», «Летучего корабля», которые все знали наизусть. Звучали они и на утренниках, днях рождения, в походах у костра. И остаются любимыми до сих пор.
Тут добавлю, что скромный ассортимент мультиков нам с успехом заменяли радиоспектакли, грампластинки со сказками и стихами. По‑моему, сила их влияния была даже больше, поскольку рассказанные дикторами истории нужно было представить и додумать, отчего фантазирование было совершенно естественной вещью нашей детской жизни. Наверное, поэтому сегодня я на «ты» с самыми разными видами творчества, где требуется воображение.
Старые мультфильмы я пересматриваю теперь вместе со своими внуками. Заметила, что современным детям нужно к ним привыкать: в них нужно вдумываться, следить за сюжетом, сопереживать, к чему младое племя, растущее на скачущих бесформенных мультсозданиях (как бы развивающих), совершенно не приучено. И всё‑таки уверена, что мы, взрослые, просто не имеем права идти на поводу эфимерной моды на мультфильмы, и должны показывать самые разные произведения, в том числе те, на которых росли сами, которые отложились в наших головах и сердцах.
Мнение эксперта
Анна Киреева, детский и семейный психолог, специалист в области детско-родительских отношений:
«Мультфильмы широко и прочно вошли в жизнь практически каждой семьи, в которой есть дети. Для родителей зачастую мультики являются некоей «палочкой-выручалочкой», когда ребёнка нужно чем‑то занять, отвлечь, чтобы сделать какие‑то свои дела, а иногда – просто передохнуть.
Но при этом каждому родителю важно помнить, что мультфильмы являются в своём роде информационной пищей для головного мозга и психики. И здесь важен и размер порции и её качественное наполнение. Иными словами, важно то, что именно и сколько по времени смотрит ваш ребёнок.
Чем ребёнок младше, тем больше его нервная система уязвима перед информационным «перегрузом». Родители маленьких детей замечают, как 2–3-летний малыш может без видимых причин впасть в истерику, если просмотр любимых мультиков затянулся. На это также способна повлиять и сенсорная перегруженность мультфильма – быстрая смена кадров, чрезмерно яркая цветовая насыщенность, большое количество героев и пр. Существуют рекомендации ВОЗ, согласно которым для сохранения здоровья детей, в том числе психического, до 1 года запрещено смотреть что‑либо в принципе, для малышей в возрасте от 2 до 4 лет экранное время допустимо в пределах одного часа.
Если говорить о мультфильмах советского времени, важно отметить атмосферу, темп той жизни, которые, безусловно, были более степенными, неспешными. Что, соответственно, сказалось и на мультфильмах того времени. Посылы о нормах поведения, отношения к дружбе, труду, состраданию, добру и злу были очень чёткими. За счёт неторопливости развития сюжета у ребёнка есть возможность прочувствовать характер, позицию героев, понять настроение.
С героями любимых мультфильмов ребёнок неосознанно идентифицируется, хочет быть на них похожим. Именно поэтому развёрнутость внутреннего мира героя мультфильма необычайно важна. Поскольку способствует пониманию ребёнком и своих переживаний.
Я не могу сказать, что современные мультфильмы – абсолютное зло. Среди них есть очень удачные, добрые, которые так же учат взаимопомощи, любви и заботе к животным, ближнему.
Задача родителей – подбирать мультфильмы разных периодов времени и производителей по их качеству, ориентируясь на то, чему они могут научить ребёнка, а не на происхождение. Кроме этого, персонажи любимых мультфильмов могут становиться предметом сюжетно-ролевых игр детей. Или предметом общения, обсуждения у более старших детей. И если ребёнок, к примеру, смотрит исключительно мультфильмы советского периода, то не исключена вероятность того, что ему будет неловко или некомфортно среди более «современных» сверстников.
Родителю важно с определённой долей критичности относиться к содержанию мультфильма и принимать в расчёт возраст своего ребёнка. К примеру, для дошкольника «Маша и Медведь» – образец для подражания безбашенности и безответственности, отсутствия авторитета родителя. Для подростка же – просто повод для смеха.
К слову, мультфильмы с главным героем-хулиганом были всегда. У нас – «Ну, погоди!», в Америке – «Том и Джерри». В каждом из них есть моменты конкуренции, мести, непреднамеренной жестокости, которую сегодня осуждают. Но, повторю, реакция и влияние этих мультфильмов на детей разного возраста отличается в силу физиологических и психических особенностей.
Дорогие родители, помните, что мультфильмы могут стать вашими помощниками в воспитании ребёнка. Для этого важно, чтобы вы в первую очередь интересовались тем, что смотрит ваш ребёнок. Обсуждали с ним героев после просмотра, объясняя их поведение, ситуацию в целом».
Ольга Бондарева