Александр Мисуркин: «Космонавтами не рождаются, а становятся»
Российский космонавт выступил в Белгороде с лекцией «Правила космоса – правила успеха»
-
Статья
-
Статья
Мисуркин поделился с белгородцами опытом работы в невесомости, рассказал о космосе и о том, почему важно ставить перед собой смелые амбициозные цели и не бояться воплощать их в жизнь.
Идти вперёд
В зал зашёл человек невысокого роста. Окинув взором всех, кто пришёл вживую увидеть настоящего космонавта, он взял микрофон в руки и начал говорить:
«Мне трижды посчастливилось слетать в космос. И знаете, какой самый популярный вопрос мне задают до сих пор? «Ну и как там, Александр?»
В зале раздался хохот.
«Четыре раза, – продолжает Александр Мисуркин, – мне доводилось работать в открытом космосе, с внешней стороны станции. С уверенностью могу сказать, что это самый тяжёлый физический труд, который я когда‑либо выполнял в жизни. И самая интересная часть моей работы».
На специальном экране появляется фантастическая фотография: космонавт в скафандре в открытом космосе держит флаг России, а Мисуркин объясняет, что третий его выход в открытый космос совпал с Днём флага России.
«Самое главное – идти вперёд, выбрать свою вершину, свой путь. Я в какой‑то момент очень хорошо понял разницу между академическими знаниями и тем опытом, который получаешь в процессе работы. Но я не всегда так рассуждал, думал: ты парень из деревни, разве ты можешь стать космонавтом? Космонавты, они же в скафандрах рождаются, – шутит Александр. – Но я не обрезал себе горизонты доступного. И всем говорю то же самое: дерзайте! Важно ставить перед собой смелые и амбициозные цели».
Джедай не вариант
«В 12 лет я сидел на уроке по профориентации и думал, что пора бы уже определяться, кем хочу стать. Внутренний голос говорит мне: «Саша, ну ты же понимаешь, что джедай не вариант». А что остаётся? Только на низкую околоземную орбиту слетать! – смеётся Мисуркин. – И я решил, что хочу стать космонавтом. Но что для этого делать, я, конечно же, не знал. После урока подошёл к своей учительнице и сказал: «Наталья Владимировна, я хочу стать космонавтом. Что мне для этого нужно сделать?»
Её значение и роль в жизни Александра Александровича, по его словам, огромны, и степень благодарности ей только растёт. Он вообще считает, что педагоги и доктора – самые важные профессии для государства и общества. И главное, во что нужно вкладывать, – в своё образование, образование своих детей и образование своей команды.
«Учительница ответила: «Если хочешь стать космонавтом, то сначала нужно стать лётчиком. Начни заниматься в аэроклубе». То есть она поверила в меня, не высмеяла, не сделала вид, что не услышала, а действительно поверила, что я смогу стать космонавтом! – продолжает Александр Мисуркин. – Но по возрасту меня в аэроклуб не взяли, сказали, будет 15, вернёшься, и, может быть, возьмём тебя в парашютисты. Я тогда решил схитрить. Приду, думаю, через три месяца, вряд ли попадётся тот же самый инструктор, а если и попадётся, вряд ли он вспомнит меня и сколько мне лет. Пришёл, и мне повезло. Я всё‑таки попал в этот аэроклуб! Потом уже было поступление в лëтное училище, авиационный институт, и всё это вело меня к моей мечте. Очень важно понимать риск и уметь нести за это ответственность. Рисковать и ошибаться – это нормально».
Мисуркин продолжал двигаться к своей цели и всё так же мечтал стать космонавтом. С Интернетом в 2000-х ещё были проблемы, кому и куда писать рапорт о переводе из авиационного института, он не знал.
Однажды в отпуске с друзьями услышал передачу по радио, в которой в прямом эфире говорил руководитель Центра подготовки космонавтов. С трёх мобильных телефонов они пытались дозвониться, чтобы задать интересующий их вопрос.
«После эфира я дозвонился, и ведущие мне очень помогли. Я узнал, что вышла очередная директива о наборе людей в Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина и что я действительно имею право туда перевестись, – рассказывает космонавт. – Из лётного меня не хотели отпускать, потому что выучить лётчика дорого и сложно. Но мне опять повезло. К счастью, удалось сохранить со всеми тёплые отношения. И у меня началась уже другая жизнь…»
Самый молодой
Мисуркин вспоминает ещё одну историю:
«В 2013 году мы были на МКС, подлетает ко мне итальянский астронавт Лука Пармитано и говорит: «Саша, а ты вообще в курсе, что ты самый молодой астронавт и космонавт из всех, которые были на борту МКС?» Нет, говорю, не в курсе. Потом задумался и понял, что мне фантастически везёт. Я сдал госэкзамен и получил удостоверение космонавта под номером 203, а в космос полетел 116-м. То есть примерно половина обладателей таких же удостоверений, которые получили их раньше, в космос так и не слетали. Среднестатистическое время подготовки к первому полёту – 10 лет. А у меня 6,5. Опять везёт».
После посадки он понял, что это не везение, а дисциплина и следование определённым правилам, работа над собой, ежедневный труд. Но помимо этого, ещё раз подчёркивает Мисуркин, надо быть готовым к любым рискам, к тому, что придётся нести за них ответственность.
И рассказывает невероятную историю про великого Сергея Павловича Королёва:
«Однажды в его конструкторском бюро разрабатывали аппарат для полёта и осуществления посадки на Луну. Конструкторы начали спорить о посадочном устройстве: чтобы его сделать, нужно было понимать, на какую поверхность будет осуществляться посадка. Когда споры вышли за пределы конструктивной плоскости, Сергей Павлович взял лист бумаги, ручку и написал: «Луна твёрдая. Подпись Королёв».
3 февраля 1966 года автоматическая межпланетная станция Луна-9 совершила первую в истории человечества мягкую посадку на твёрдую поверхность Луны. Королёв не дожил 2 недели до очередного триумфа.
«Именно та ответственность, которую он на свой страх и риск на себя взял, и помогла добиться и таких высот», – считает Александр Мисуркин.
Ксения Медведева