Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 июля 2024,  18:00

С геройским именем Георгий. Какими подвигами знаменит лётчик-космонавт Береговой

Прославленный лётчик и будущий космонавт участвовал в Курской битве и в Белгородско-Харьковской наступательной операции проявил себя как настоящий герой

С геройским именем Георгий. Какими подвигами знаменит лётчик-космонавт БереговойНа холсте музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» можно увидеть изображение самолёта, пилотом которого был БереговойФото: Екатерина Алавердян
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

На холсте музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» значимое место занимает изображение наземной операции. Поэтому посетители выставки на полотне площадью более тысячи квадратных метров не сразу находят взглядом в небе самолёт под номером 22, пилотом которого был Георгий Береговой. За годы войны у Георгия Тимофеевича было 186 боевых вылетов. Трижды его сбивали противники, столько же раз горел его самолёт, но совсем ещё молодой лётчик — к окончанию войны ему исполнилось лишь 24 года — каждый раз бесстрашно возвращался в небо.

Комсомолец – на самолёт!

Родился Георгий в селе Федоровка Карловского района Полтавской области. Вскоре семья переехала в Енакиево Донецкой области. Как и большинство его сверстников, юноша мечтал летать – в школьные годы он посещал занятия в кружке авиамоделирования. Окончив восьмилетку, Георгий устроился работать слесарем на металлургический комбинат, параллельно поступил в аэроклуб и в 17 лет окончил его.

Вот как Береговой вспоминал то время:

«Авиацией в те годы бредили все. Над Военно-воздушными силами страны взял шефство комсомол, и одним из ведущих лозунгов того времени стал выдвинутый им призыв: «Комсомолец – на самолёт!».

Влюблённого в небо Берегового в 1938 году призвали в армию и направили в авиационную школу, которую Георгий Тимофеевич окончил 25 июня 1941 года. На фронт он попадёт лётчиком-штурмовиком, переучившись и освоив «летающий танк» Ил‑2 в его одноместном варианте.

Работа лётчиков-штурмовиков была одной из самых опасных – Илы атаковали наземные цели противника на максимально низкой высоте и были главной целью вражеских зениток. Но талантливый пилот смог быстро освоить прицельную стрельбу и бомбометание. Благодаря опытным наставникам, собственному упорству и выучке Георгий Береговой стал настоящим асом.

Первый боевой вылет старший сержант Береговой выполнил на Калининском фронте 13 июня 1942 года в составе 451-го штурмового авиаполка.

А уже через два месяца молодого лётчика представили к первому боевому ордену Красного Знамени – за отличное владение машиной и проявленное в боях мужество «пилот Береговой и его товарищи удостоились благодарностей командира полка, командующего 3-й воздушной армией, и зам. наркома обороны генерал-лейтенанта тов. Новикова».

 

Звание Героя Советского Союза Георгию Береговому было присвоено за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками Звание Героя Советского Союза Георгию Береговому было присвоено за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками / Фото: из архива музея

Грандиозная битва

В феврале 1943 года лейтенант Береговой продолжил борьбу с врагом на Воронежском фронте уже на двухместном штурмовике.

Как отмечают историки, советские лётчики к середине 1943 года приобрели большой опыт борьбы за господство в воздухе. Они активнее стали уничтожать авиацию противника и в воздушных боях, и на аэродромах. Истребители более организованно вели воздушные бои не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Авиационные командиры стали чётче управлять самолётами на поле боя.

Летом 43-го внимание всей страны было приковано к гигантской битве, развернувшейся в районе Курской дуги. Натиск танковых группировок врага был остановлен, теперь необходимо было разгромить и погнать противника на запад. Фашисты не смогли прорваться к Курску, немецкая операция «Цитадель» захлебнулась. Готовилось советское контрнаступление на Белгородско-Харьковском направлении.

В воздухе над Курской дугой развернулись ожесточённые бои, в которых было отмечено множество случаев геройства и самоотверженности лётчиков. Заместитель командира эскадрильи Береговой вступил в сражение в составе 5-го штурмового авиакорпуса.

За время Курской битвы эскадрилья Берегового совершила 182 боевых вылета (в том числе и сам Георгий Тимофеевич — 18), уничтожив 161 машину и 28 танков, 13 вагонов с боеприпасами, чем внесла существенный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и освобождение Белгородской области от немецкой оккупации.

«На Курской дуге работы нам было невпроворот. В иные дни эскадрильи штурмовиков делали по три-четыре боевых вылета. Удары наносились по скоплениям вражеской техники на дорогах, по отходящим войскам противника, по полевым аэродромам и складам боеприпасов, по железнодорожным узлам и станциям», – вспоминал Георгий Тимофеевич.

28 июля самолёт Берегового был сбит вражеским мессершмиттом. Береговой сумел спастись, воспользовавшись парашютом, и вернулся в строй. Позже во время одного из боевых вылетов был легко ранен в голень левой ноги. Всего за время Великой Отечественной войны Береговой совершил 186 боевых вылетов на штурмовике.

Вот как Георгий Береговой описывает свои полёты над белгородским небом во время Курской битвы:

«Теперь в небе, загаженном гарью и рукавами дыма, становилось тесно. Оно буквально кишело нашей и вражеской авиацией. То тут, то там стремительно проносились вниз факелы охваченных пламенем самолётов. Горели и фашисты, и наши. Рубка шла насмерть. Схватки протекали коротко, жёстко, дрались на встречных курсах, на крутых виражах, требовалось – шли на таран… Казалось, где‑то высоко, незримо для глаз, работала чудовищная гигантская мясорубка, которая быстро и неотвратимо перемалывала всё подряд: «юнкерсы», «мессершмитты», «фоккеры», «илы», «яки», «лавочкины»… И всё же основная масса наших штурмовиков, прижимаясь к земле, ныряя в нижние пласты дыма, продолжала делать своё дело, утюжа и перепахивая вражескую оборону.<…> Наш полк получил задание подавить крупную артиллерийскую часть противника в районе шоссе Белгород – Харьков, большую группу штурмовиков <…> немцам всё равно здорово досталось. Дали вы им в тот раз прикурить — один дым от их артиллерии тогда остался!»

А вот ещё одна яркая деталь боёв 1943 года:

«Однажды под Грайвороном, в восьмидесяти километрах от Белгорода, когда мы, отбомбившись над целью, повернули к своему аэродрому, зажала нас пятёрка «фоккеров». Деваться некуда, легли всей группой на брюхо так, что того и гляди в тамошние чернозёмы врежешься. А под нами поля подсолнухов. Оранжевые подсолнухи, как раз в самом цвету… Идём на бреющем, а сзади нас жёлтый шлейф стелется – срезанные пропеллерами, сорванные воздушной струёй лепестки. Немцы ослепли, не видно им, куда стрелять… Покрутились-покрутились, да и плюнули. Так мы и ушли без потерь…»

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии капитану Георгию Тимофеевичу Береговому присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Знаменитый лётчик-космонавт не раз бывал в Белгороде Знаменитый лётчик-космонавт не раз бывал в Белгороде / Фото: Валерия Шатько

Преданный небу и стране

В 1968 году в 47 лет Георгий Тимофеевич побывал в космосе и получил за это вторую звезду Героя. В истории советской авиации и космонавтики он навсегда остался единственным космонавтом, прошедшим войну. Береговой, биография которого может служить примером для многих поколений, прожил долгую и интересную жизнь. Никому не известный парень стал Героем, имя которого знал и знает почти весь мир.

Знаменитый лётчик-космонавт Георгий Тимофеевич несколько раз был в Белгородской области. О его посещении региона есть немало свидетельств, в том числе и фотоархив государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление».

Архивные фотографии рассказывают о приезде дважды Героя Советского Союза Берегового в регион в 1973 году на открытие мемориала «В честь героев Курской битвы». Тогда на поле у высоты 254,5  метра к мемориалу на бронетранспортёре с Мамаева кургана вместе со священной землёй города-героя Волгограда торжественно был доставлен Вечный огонь. А участники мероприятия возложили к памятнику павшим воинам венки и цветы. Среди них был и Георгий Тимофеевич.

Герой Советского Союза посещал музей-диораму, консультировал художников, отображающих на полотне воздушный бой над Прохоровским полем, общался с ветеранами у стен музея, встречался со строителями храма святых апостолов Петра и Павла в посёлке Прохоровка.

Лётчик неоднократно общался и с жителями Томаровки, Яковлево и других сёл. Жительница Ракитного, ныне заслуженный работник сельского хозяйства и ветеран труда, Вера Лубяная помнит, как встречалась с Георгием Береговым.

«Лётчик рассказывал о своём полёте в космос, о встречах с известными людьми. Георгий Тимофеевич был простым и общительным человеком. Он тогда подарил мне букет и сказал: «Засуши – потом вспоминать будешь!» – говорит Вера Павловна. – Долго у меня эти цветы стояли. Но со временем рассыпались  – более 50 лет уже прошло».

После полёта в космос Береговой работал в отряде космонавтов, а с 1972 по 1987 год был руководителем Центра подготовки космонавтов в Звёздном городке. В 1987 году в звании генерал-лейтенанта ушёл в отставку.

Умер Георгий Тимофеевич 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Екатерина Алавердян

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×