Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 декабря 2022,  18:15

«Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов

«Белгородская правда» рассказывает о лётчике гражданской авиации Алексее Крупенко, который налетал 10 млн километров

«Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часовФото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко
  • Статья
  • Статья

Он пережил взлёты и падения гражданской авиации, активные 1980-е и трудные перестроечные, когда многим лётчикам пришлось проститься с любимым делом. Но высокий профессионализм позволял ему всегда оставаться на плаву, вернее, в воздухе. Как мечта сельского мальчишки о небе стала явью?

За безаварийный налёт Крупенко получил нагрудный знак отличия. В числе его наград также медаль «За заслуги перед Землёй Белгородской». Командир экипажа, лётчик первого класса, лётчик-инструктор – он летал около 45 лет, последний рейс совершил в 65, что редкость для представителей этой профессии. 

Время первых

Жители одной из улиц Бирюча Красногвардейского района знали: если над домами, пугая врассыпную бегущих кур, низко пролетает кукурузник, то это бывшим соседям передаёт привет лётчик Алексей Крупенко.

«Опять ваш летал?» – утвердительно спрашивали они у родителей.

А бабушка Алексея, работая на огороде, каждому самолёту махала тяпкой на случай, если там внук, недавно окончивший лётное училище.

«Это время Юрия Гагарина, мы были молоды и одержимы полётами», – вспоминает школьные годы Алексей Викторович.

Алексей Крупенко Алексей Крупенко / Фото: Вадим Заблоцкий

 

Окончательную точку в выборе профессии поставил фильм «Неподсуден», он даже чётко увидел свою схожесть с главным героем – лётчиком Егоровым, которого сыграл Олег Стриженов. Фильм за свою жизнь Крупенко посмотрел раз десять. А тогда, после окончания школы, с дерматиновым чемоданом в руках и десятью рублями в кармане он, сельский мальчишка, не имеющий опыта передвижения ни на вокзалах, ни в чужих городах, самостоятельно отправился поступать в Оренбургское высшее военное авиационное училище.

С вступительными испытаниями справился успешно, но не прошёл по конкурсу:

«Видел, как генералы и полковники приводили на экзамены сыновей, а тут простой провинциальный паренёк решил покорить небо своими силами… Но я оптимист, твёрдо был уверен, что авиация от меня не уйдёт».

А пока пришло время служить в армии – артиллеристом в Группе советских войск в Германии.

 

«Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко

Незабываемый полёт

«Из армии я вернулся другим человеком, набрался ума и решил идти в гражданскую авиацию», – говорит Крупенко.

Конкурс в Сасовское лётное училище был десять человек на место, но отслужившие в армии – в приоритете, плюс год работы инструктором в райкоме комсомола, да и экзамены молодой человек сдал без проблем.

«В сочинении на тему «Почему я хочу стать лётчиком?» я накатал листа три: слова о профессии шли от души. Только предложения выбирал попроще, чтобы поменьше запятых», – улыбается Алексей Викторович.

«Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко

 

Сасовское лётное училище считалось лучшим в стране:

«Главное, что нам доносили преподаватели: авиация – очень серьёзное дело, заниматься нужно основательно, ведь от этого зависит жизнь людей».

Практике предшествовал глубокий курс теоретической подготовки, в том числе высшая математика, физика, термодинамика и даже сопромат. Госэкзамены он сдал на отлично. А ещё в училище состоялся первый полёт.

«Он незабываем, душу распирало от восторга, – вспоминает лётчик. – Я был готов день и ночь из кабины не вылезать. Если случалось заменить заболевшего, делал это с огромной радостью, так мне хотелось летать».

Другая география

Белгородцам 1980-х можно только позавидовать: в течение часа местная авиация на Ан-2 доставляла пассажиров в Валуйки и Старый Оскол, Алексеевку и Бирюч. Причём разница в стоимости билета с автобусом составляла всего рубль – полтора. В белгородском лётном отряде работали около 80 пилотов.

«Здесь и проходила основная практическая учёба после училища», – говорит Крупенко, который и пассажиров к месту доставлял, и поля химпрепаратами обрабатывал.

Перспективного лётчика заметили, и когда отряд получил двухмоторные чехословацкие самолёты L-410, Алексей Викторович стал летать на них:

«Если сравнивать Ан-2, то это как запорожец и мерседес: чистый, удобный, другая скорость и другая география полётов – Москва, Одесса, Симферополь…»

«Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко

 

Но уже и другие лётные ситуации:

«Я завидовал лётчикам первого класса, хотел стать таким же, как они. Садиться в туман, грозу, с честью выходить из любой ситуации».

И десятки лет безаварийного стажа подтверждают: Крупенко это удалось, хотя случались непростые моменты, когда сам себе говорил: «Молодец, ты это сделал». Чего стоит полёт на Як-40, когда на высоте восемь километров отказали рули.

Самолёт на земле облили тёплой водой без жидкости от обледенения, и потому на высоте заклинило замёрзший штурвал. Пришлось совершить определённые манёвры, чтобы преодолеть критическую ситуацию. Летевшие тем рейсом работники аэропорта, выйдя из салона, увидели на хвосте огромные сосульки.

 

«Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко

 

«Лёха, это что, мы могли погибнуть?» – они, в отличие от пассажиров, оценили произошедшее.

«У меня такой склад характера, что чем ситуация сложнее, тем я спокойнее, – говорит Алексей Викторович. – Без самообладания и уверенности в себе лётчику не обойтись. Будешь дёргаться – твой настрой перейдёт экипажу».

Об этом он всегда как инструктор говорил ученикам: «Когда научитесь чувствовать самолёт и себя как единое целое, тогда и сложится полёт».

Его лётная судьба складывалась удачно: в 31 год Крупенко стал командиром экипажа на Як-40.

 

«Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Знаменитые пассажиры

Перестроечные времена подкосили гражданскую авиацию, но люди искали пути, чтобы остаться в профессии. С 1996 года Крупенко как лётный директор компании «Центр-Юг» от белгородского авиаотряда занимался чартерными перевозками. Это время лёгких денег: они возили так называемых новых коммерсантов, политиков, бизнесменов.

«Отношения с пассажирами стали совсем иными, ведь мы были заинтересованы, чтобы они обращались с заказами, – вспоминает лётчик. – Многие заходили в кабину, им хотелось сесть на место бортмеханика, выпить кофе, закурить, показывая всем своим видом, что жизнь удалась».

В то время он познакомился со многими популярными артистами, которые выбирали для гастролей коммерческие рейсы. С ним летали Пугачёва, Антонов, Газманов, Лещенко, Винокур, Абдулов, Ярмольник и другие знаменитости. Многие приглашали на свои концерты.

«Помню концерт Стаса Михайлова в одной из восточных республик. Зал полон скромных женщин в платочках. В тот день шёл футбол, и мне казалось, что из мужчин, кроме музыкантов, мы одни. Прошло полчаса концерта, и зрительницы разительно изменились: они отплясывали в проходах, размахивая снятыми платками», – рассказывает Алексей Викторович.

С Александром Панкратовым-Чёрным С Александром Панкратовым-Чёрным / Фото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко

Во сне и наяву

В 2000-е набирала силу волейбольная команда «Белогорье». Постоянные разъезды, в том числе и за границу – дело очень хлопотное, и клуб решил на своей базе организовать лётную компанию, в которую пригласили Крупенко. Приобретённый Як-40 переоборудовали под международные стандарты, под рост волейболистов поставили кресла.

«Экипаж проникся волейболом, на матчах голос срывали. А что делать, если порой, кроме нас, не было болельщиков за любимую команду? Со спортсменами жили одной семьёй: вместе в гостинице, приходили на тренировки, даже спортивная форма как у них».

Незаметно прошло 10 лет, но наступило время, когда клуб отказался от самолёта, да и лётчику исполнилось 65.

…Ему часто снится, что он по‑прежнему в кабине самолёта, и эти сны как наяву. В прошлом году Алексей Викторович решил подняться в воздух на планере, однако привычного чувства полёта, к сожалению, не испытал. Но он не унывает: заядлому грибнику, рыболову, огороднику есть чем заняться. Да и почти 45 лет в небе навсегда с ним.

Елена Мирошниченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×