«Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов
«Белгородская правда» рассказывает о лётчике гражданской авиации Алексее Крупенко, который налетал 10 млн километров
![«Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов «Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d3/9c/d39c0174-1c5f-4919-a9d7-76410265a264/zv_7699.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Он пережил взлёты и падения гражданской авиации, активные 1980-е и трудные перестроечные, когда многим лётчикам пришлось проститься с любимым делом. Но высокий профессионализм позволял ему всегда оставаться на плаву, вернее, в воздухе. Как мечта сельского мальчишки о небе стала явью?
За безаварийный налёт Крупенко получил нагрудный знак отличия. В числе его наград также медаль «За заслуги перед Землёй Белгородской». Командир экипажа, лётчик первого класса, лётчик-инструктор – он летал около 45 лет, последний рейс совершил в 65, что редкость для представителей этой профессии.
Время первых
Жители одной из улиц Бирюча Красногвардейского района знали: если над домами, пугая врассыпную бегущих кур, низко пролетает кукурузник, то это бывшим соседям передаёт привет лётчик Алексей Крупенко.
«Опять ваш летал?» – утвердительно спрашивали они у родителей.
А бабушка Алексея, работая на огороде, каждому самолёту махала тяпкой на случай, если там внук, недавно окончивший лётное училище.
«Это время Юрия Гагарина, мы были молоды и одержимы полётами», – вспоминает школьные годы Алексей Викторович.
![Алексей Крупенко / Фото: Вадим Заблоцкий Алексей Крупенко](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b8/e4/b8e41441-ccf1-4fc5-af81-3af0d1add9c4/zv_7687.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Окончательную точку в выборе профессии поставил фильм «Неподсуден», он даже чётко увидел свою схожесть с главным героем – лётчиком Егоровым, которого сыграл Олег Стриженов. Фильм за свою жизнь Крупенко посмотрел раз десять. А тогда, после окончания школы, с дерматиновым чемоданом в руках и десятью рублями в кармане он, сельский мальчишка, не имеющий опыта передвижения ни на вокзалах, ни в чужих городах, самостоятельно отправился поступать в Оренбургское высшее военное авиационное училище.
С вступительными испытаниями справился успешно, но не прошёл по конкурсу:
«Видел, как генералы и полковники приводили на экзамены сыновей, а тут простой провинциальный паренёк решил покорить небо своими силами… Но я оптимист, твёрдо был уверен, что авиация от меня не уйдёт».
А пока пришло время служить в армии – артиллеристом в Группе советских войск в Германии.
![Фото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко «Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f2/79/f279bd69-594b-4416-8250-01f572e9e0e5/zv_7701.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Незабываемый полёт
«Из армии я вернулся другим человеком, набрался ума и решил идти в гражданскую авиацию», – говорит Крупенко.
Конкурс в Сасовское лётное училище был десять человек на место, но отслужившие в армии – в приоритете, плюс год работы инструктором в райкоме комсомола, да и экзамены молодой человек сдал без проблем.
«В сочинении на тему «Почему я хочу стать лётчиком?» я накатал листа три: слова о профессии шли от души. Только предложения выбирал попроще, чтобы поменьше запятых», – улыбается Алексей Викторович.
![Фото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко «Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1d/1c/1d1c5b84-6237-49bc-94e4-04813f65d92b/zv_7708.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Сасовское лётное училище считалось лучшим в стране:
«Главное, что нам доносили преподаватели: авиация – очень серьёзное дело, заниматься нужно основательно, ведь от этого зависит жизнь людей».
Практике предшествовал глубокий курс теоретической подготовки, в том числе высшая математика, физика, термодинамика и даже сопромат. Госэкзамены он сдал на отлично. А ещё в училище состоялся первый полёт.
«Он незабываем, душу распирало от восторга, – вспоминает лётчик. – Я был готов день и ночь из кабины не вылезать. Если случалось заменить заболевшего, делал это с огромной радостью, так мне хотелось летать».
С любимой «Аннушкой». Почему мужчин тянет в небо
Другая география
Белгородцам 1980-х можно только позавидовать: в течение часа местная авиация на Ан-2 доставляла пассажиров в Валуйки и Старый Оскол, Алексеевку и Бирюч. Причём разница в стоимости билета с автобусом составляла всего рубль – полтора. В белгородском лётном отряде работали около 80 пилотов.
«Здесь и проходила основная практическая учёба после училища», – говорит Крупенко, который и пассажиров к месту доставлял, и поля химпрепаратами обрабатывал.
Перспективного лётчика заметили, и когда отряд получил двухмоторные чехословацкие самолёты L-410, Алексей Викторович стал летать на них:
«Если сравнивать Ан-2, то это как запорожец и мерседес: чистый, удобный, другая скорость и другая география полётов – Москва, Одесса, Симферополь…»
![Фото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко «Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/19/fd/19fdf183-51a8-4d31-ab0d-e58bcd581cc1/zv_7705.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Но уже и другие лётные ситуации:
«Я завидовал лётчикам первого класса, хотел стать таким же, как они. Садиться в туман, грозу, с честью выходить из любой ситуации».
И десятки лет безаварийного стажа подтверждают: Крупенко это удалось, хотя случались непростые моменты, когда сам себе говорил: «Молодец, ты это сделал». Чего стоит полёт на Як-40, когда на высоте восемь километров отказали рули.
Самолёт на земле облили тёплой водой без жидкости от обледенения, и потому на высоте заклинило замёрзший штурвал. Пришлось совершить определённые манёвры, чтобы преодолеть критическую ситуацию. Летевшие тем рейсом работники аэропорта, выйдя из салона, увидели на хвосте огромные сосульки.
![Фото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко «Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/38/e0/38e03197-8623-4e04-a5aa-b68af1e17cc5/zv_7712.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Лёха, это что, мы могли погибнуть?» – они, в отличие от пассажиров, оценили произошедшее.
«У меня такой склад характера, что чем ситуация сложнее, тем я спокойнее, – говорит Алексей Викторович. – Без самообладания и уверенности в себе лётчику не обойтись. Будешь дёргаться – твой настрой перейдёт экипажу».
Об этом он всегда как инструктор говорил ученикам: «Когда научитесь чувствовать самолёт и себя как единое целое, тогда и сложится полёт».
Его лётная судьба складывалась удачно: в 31 год Крупенко стал командиром экипажа на Як-40.
![Фото: Вадим Заблоцкий «Авиация от меня не уйдёт». Белгородский лётчик провёл в небе 20 тысяч часов - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/fd/71/fd71b7cd-1c92-4e9c-95b5-19e6150e6290/zv_7772.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Знаменитые пассажиры
Перестроечные времена подкосили гражданскую авиацию, но люди искали пути, чтобы остаться в профессии. С 1996 года Крупенко как лётный директор компании «Центр-Юг» от белгородского авиаотряда занимался чартерными перевозками. Это время лёгких денег: они возили так называемых новых коммерсантов, политиков, бизнесменов.
«Отношения с пассажирами стали совсем иными, ведь мы были заинтересованы, чтобы они обращались с заказами, – вспоминает лётчик. – Многие заходили в кабину, им хотелось сесть на место бортмеханика, выпить кофе, закурить, показывая всем своим видом, что жизнь удалась».
В то время он познакомился со многими популярными артистами, которые выбирали для гастролей коммерческие рейсы. С ним летали Пугачёва, Антонов, Газманов, Лещенко, Винокур, Абдулов, Ярмольник и другие знаменитости. Многие приглашали на свои концерты.
«Помню концерт Стаса Михайлова в одной из восточных республик. Зал полон скромных женщин в платочках. В тот день шёл футбол, и мне казалось, что из мужчин, кроме музыкантов, мы одни. Прошло полчаса концерта, и зрительницы разительно изменились: они отплясывали в проходах, размахивая снятыми платками», – рассказывает Алексей Викторович.
![С Александром Панкратовым-Чёрным / Фото: Вадим Заблоцкий/ архив Алексея Крупенко С Александром Панкратовым-Чёрным](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5f/47/5f47f99e-9a40-4085-99e7-f57f27ece8c6/zv_7703.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Во сне и наяву
В 2000-е набирала силу волейбольная команда «Белогорье». Постоянные разъезды, в том числе и за границу – дело очень хлопотное, и клуб решил на своей базе организовать лётную компанию, в которую пригласили Крупенко. Приобретённый Як-40 переоборудовали под международные стандарты, под рост волейболистов поставили кресла.
«Экипаж проникся волейболом, на матчах голос срывали. А что делать, если порой, кроме нас, не было болельщиков за любимую команду? Со спортсменами жили одной семьёй: вместе в гостинице, приходили на тренировки, даже спортивная форма как у них».
Незаметно прошло 10 лет, но наступило время, когда клуб отказался от самолёта, да и лётчику исполнилось 65.
…Ему часто снится, что он по‑прежнему в кабине самолёта, и эти сны как наяву. В прошлом году Алексей Викторович решил подняться в воздух на планере, однако привычного чувства полёта, к сожалению, не испытал. Но он не унывает: заядлому грибнику, рыболову, огороднику есть чем заняться. Да и почти 45 лет в небе навсегда с ним.
Елена Мирошниченко