Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 февраля 2022,  11:30

С любимой «Аннушкой». Почему мужчин тянет в небо

В преддверии Дня защитника Отечества «Белгородские известия» заглянули в авиационно-спортивный клуб ДОСААФ

С любимой «Аннушкой». Почему мужчин тянет в небоФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

В кабинете его начальника Виктора Бобыренко на столе фигурки десантников, на стене большой плакат с любимой «Аннушкой» – самолётом Ан-2. Авиационно-спортивный клуб занимает весь этаж в здании ДОСААФ, и «Аннушка» тут повсюду – с любого ракурса и положения.

Когда кто‑то идёт за тобой

Клуб организовали в январе 1964 года, Виктор Викторович пришёл в 1973 году заниматься парашютным спортом. Всю зиму изучали теорию и ждали погоды, но зима оказалась совершенно нелётной, и прыжок состоялся только в апреле. За первый год получилось всего 6 прыжков, а на второй уже 100. Потом была армия и опять прыжки до мастеров спорта. В 1983 году Виктор Бобыренко начал работать инструктором парашютно-десантной подготовки, потом летал на планере, а затем и на самолёте.

«Я доморощенный лётчик, вся моя жизнь здесь», – говорит он.

Паутина ДОСААФ оплетала весь Союз.

В 1980-е – это такая армия для армии, куда принимали с 14 лет. Мальчишки могли попробовать себя в любом военном направлении: моряки, водители, мотористы, лётчики. В парке лётной техники было всё: от безмоторных планеров до реактивных Л-29. Тогда было централизованное финансирование и на аэродроме в Томаровке не скучали Ан-2, Як-12, 16 планеров и 9 буксировщиков. А в 1993 году финансирование прекратили.

— Мы тогда сделали упор на перворазников: ходили по институтам и школам. Народ пошёл, мы их обучали и так выживали. Зарплаты не было, я открыл точки на рынке, чтобы зарабатывать и удержаться на любимой работе. В то время все трудились на двух работах, – вспоминает Виктор Викторович. – В 1999 году началась программа военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к армии, открывали ставки преподавателей и техников. Сейчас нас область хорошо поддерживает.

— Почему вас так тянет в небо?

— Понимаете, это стиль жизни. Когда просыпаешься и с удовольствием идёшь на работу, занимаешься любимым делом, летаешь на самолёте и получаешь радость. Я благодарен судьбе за то, что моя молодость связана с аэродромом и парашютами, за эти чувства в полёте, за эмоции, когда держишь самолёт, когда видишь, как парашютисты садятся туда, куда и должны были сесть. Доставляет удовольствие, когда кто‑то идёт за тобой тем же путём и испытывает такую же радость. Да и вообще это красиво и интересно.

 

Класс неземной подготовки

Тем же путём пошёл Алексей Никифоров – инструктор, лётчик-парашютист, пилот Ан-2. Как говорит Виктор Викторович, его затянули с улицы, понимая, что нужна свежая кровь.

«Мы уйдём – и что? Кто станет командиром звена, начальником клуба? Те, кто сейчас учится, хотят летать на белой технике и зарабатывать, а в малой авиации много не заработаешь», – говорит он.

«Вообще не заработаешь», – поправляет его Алексей и улыбается.

Его рабочее место – кабинет, где будущие парашютисты проходят наземную подготовку. Над ученической доской портрет Глеба Котельникова – офицера Русской императорской армии, создавшего в 1912 году первый авиационный ранцевый парашют. С потолка свисают несколько парашютов, на столе два десятка часовых механизмов в железных коробочках – приборы, чувствующие высоту.

 

«ППК-У – полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный, предназначен для раскрытия ранца парашюта через определённое время на нужной высоте», – поясняет Алексей.

В ДОСААФ он пришёл, чтобы прыгнуть с парашютом в 18 лет. Прыгнул, захотелось ещё. Когда количество прыжков перевалило за 150, позвали работать.

— Что держит молодого человека в сфере, где нет денег?

— Где я могу ещё полетать бесплатно?

— На качелях.

— Это ж не то. Я без неба, без полётов уже не могу существовать, – отвечает он. – У меня с мая по октябрь все выходные на аэродроме, а сейчас, в несезон, подшиваю тут, что‑то ремонтирую, – рассказывает он, кивая на старенькую швейную машинку у окна. – Викторович из дома принёс.

В будни Алексей работает ещё и в торговой компании.

Планомерные полёты

Замначальника по инженерно-авиационной службе Сергей Беличенко за свою лётную жизнь поменял немало самолётов.

«Мой отец был лесником, и я рос на кордоне в Валуйском округе. Над нами часто пролетали самолёты, тогда было авиасообщение между Белгородом и Валуйками. И я так завидовал тем, кто в них!» – начинает он 
рассказ.

После 10-го класса, конечно, пошёл в лётное училище, но на медкомиссии зарубили, потом были ещё неудачные попытки. Только с четвёртой звёзды сошлись и он стал курсантом Волчанского авиационного училища лётчиков-инструкторов – единственного в СССР, где готовили лётно-инструкторский состав. За три года освоил все типы самолётов, что были в ДОСААФ, и напросился в Грозный, где были МиГ-15 и МиГ-17.

— Очень хотелось на них полетать, – продолжает Беличенко. – Это был 1979-й, а через год меня перевели в Вязьму. Там ДОСААФ готовил лётчиков запаса на этих же самолётах. За два года из человека с улицы мы делали пилота боевых МиГ 15 и МиГ 17.

 

 

— Четыре попытки. Почему вам так хотелось в высоту?

— Я помнил эти самолёты, что надо мной в детстве летали. А потом уже сам управлял самолётом, который летел из Томаровки в Валуйки над тем самым кордоном. Помню, когда в Волчанске учился, мы в Валуйки летали, и тоже через мой кордон, моё детство. Я тогда уже был женат и над своей деревней хулиганил: снижался и выделывал фигуры высшего пилотажа. За такое могли даже выгнать из училища, – улыбается он.

Из Вязьмы переехал в Белгород и хотел стать гражданским пилотом. Кажется невероятным, но в 1980-е из Белгорода в Валуйки, Ракитное, Вейделевку, Ровеньки, как маршрутки, летали Ан 2. Билет до Валуек, кстати, стоил 3 рубля.

— В аэропорт не взяли, потому что на тот момент не было курсов переобучения. Я случайно проезжал мимо аэродрома в Томаровке, увидел парашютистов и заглянул туда. Так я стал лётчиком планерного звена и больше никуда не хотел уходить, – рассказывает Сергей Владимирович.

— Это шаг вниз после МиГов?

— Наоборот! Это освоение новой техники. С планерами я тогда столкнулся впервые и поразился, как молодые ребята и девчонки сажают их ровно на то место, откуда взлетели, – отвечает он.

 

С любимой «Аннушкой». Почему мужчин тянет в небо - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Планер – самолёт без двигателя. Его цепляют на стяжке к самолёту-буксировщику, который поднимается в воздух. Затем планер отцепляется и, как орёл, парит на воздушных потоках. Можно запустить его и с земли, с помощью лебёдки, как бумажный самолётик, только с человеком.

«Планеры оказались даже интереснее реактивной техники, на них тоже можно выполнять фигуры высшего пилотажа: петли, бочки, штопор», – продолжает пилот.

Планерное звено пережило 1990-е, но не пережило 2000-е. От мощного парка из 16 планеров и 10 буксировщиков ничего не осталось – прежнее руководство клуба решило передать планеры в Орёл и частично утилизировать. Лётчики и сейчас об этом говорят с болью. Сергей перешёл на Ан 2 и летал с парашютистами, работал на полях, пока область не отказалась от авиахимработ. Последние пять лет работает замначальником по инженерно-авиационной службе.

 

С любимой «Аннушкой». Почему мужчин тянет в небо - Изображение Фото: Павел Колядин

Из самолёта больше не выходил

Эти почти игрушечные самолётики открыли дорогу в небо многим нынешним лётчикам военных самолётов. В середине 1980-х была программа подготовки курсантов в Харьковское лётное училище. Дело в том, что и тогда, и сейчас курсанты начинают летать на третьем году обучения, и кто‑то только в этот момент понимает, что небо не для него. Чтобы исключить ошибки, через ДОСААФ набирали детей 14–15 лет в планерное звено и смотрели, годятся ли они в лётчики.

Однажды Сергей привёз на аэродром своего сына Алексея, ему было тогда четыре.

«Помню, как боялся за него, но всё же посадил с собой в полёт. Он слетал и из самолёта больше не выходил, – смеётся Сергей Владимирович. – Ручонками хватался за ручку на буксировщике и летел до аэродрома».

В 14 лет Алексей пошёл на парашютные прыжки, потом на планеры. Он всегда точно знал, что будет управлять истребителем. После школы поступил в лётное училище в Краснодаре. После первого полёта на Л 39 его забрали в лётное училище в Армавир – осваивать МиГ 29.

Красный диплом давал возможность выбрать город, и он уехал в Комсомольск-на-Амуре, чтобы летать на Су 27, Су 30.

 

С любимой «Аннушкой». Почему мужчин тянет в небо - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Там находится авиазавод, выпускающий в том числе гражданские «Суперджеты», в это время Алексей познакомился с лётчиками-испытателями и решил перейти в это звено. Он окончил школу лётчиков-испытателей в Ахтубинске. Был за штурвалом МиГ 31 с ракетой «Кинжал» и других самолётов, стоящих на вооружении.

В прошлом году на параде 9 Мая он возглавлял пилотажную группу, которая на МиГ 31 пролетела над Красной площадью.

— Лучшие времена авиационного клуба прошли? – спрашиваю Виктора Викторовича.

— Благодаря администрации области АСК работает, хотя того, что было раньше, конечно, нет, потому что нет того финансирования. Нужны средства на ремонт техники и приобретение парашютов – его ресурс 12 лет, и надо приобретать новый. «Юниор» стоит 170 тыс., учебно-тренировочный – 246 тыс. и 90 тыс. прибор, а спортивные парашюты вообще до полумиллиона рублей, – перечисляет он.

Сейчас в Томаровке пять самолётов Ан 2 и один «Вильга 35», но лётную годность имеет только один Ан 2. В 2017-м он прошёл капремонт двигателя и ещё не отлетал межремонтный ресурс в 800 часов. Следующий капремонт его ждёт в 2024 году.

Сейчас авиационно-спортивный клуб занимается только работой с парашютистами. Два года назад в нём было 123 спортсмена, в этом году пока 82. Планерное звено пытаются развить частным образом, но тут всё зависит от наличия финансов.

Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×