Конфетка из башмака. Почему белгородке Нине Васильевой обувь на починку везут из Москвы
В Международный день сапожника – 26 ноября – «Белгородская правда» рассказывает о работе опытного мастера по ремонту обуви
-
Статья
-
Статья
Профессия сапожника существует с тех времён, когда люди перестали ходить босиком. Только название специальности теперь звучит иначе – мастер по пошиву и ремонту обуви. В наше время каблуки и подошвы чинят не только мужчины. Например, белгородка Нина Васильева знает ремесло от и до, так как уже полвека дарит вторую жизнь ботинкам и туфелькам.
По стопам дедушки
Родом Нина Семёновна из валуйского села Шелаево. После школы получать профессию она отправилась в Старый Оскол.
«В 1972 году отец повëз меня поступать. Только вот приехали мы, когда набор уже практически везде закончился. Хотела я бухгалтерское образование, да не получилось. Думала отучиться на швею – тоже поздно», – рассказывает Васильева.
Решили Нина с папой зайти в Старооскольское профтехучилище № 2, вдруг тут повезёт. И не зря – оказалось, что ещё есть места на «специалистов по пошиву и ремонту обуви». Вот и стала девушка обувное ремесло постигать.
«Через две недели поступило предложение всё‑таки перейти учиться на швею, но я отказалась, – вспоминает Нина Семёновна. – Мне и правда повезло с местом – обувное дело понравилось. Может, это наследственное, потому как дедушка мой тоже обувью занимался. Помню, когда была маленькой, видела у нас дома колодки».
Девушка с хорошими оценками окончила училище, и её в числе лучших выпускников оставили работать в Старом Осколе, в филиале Белгородской обувной фабрики, которая располагалась на улице Садовой. Кстати, остановка рядом с этим зданием и сейчас носит название «Обувная фабрика».
От каблуков до кроссовок
«В те годы мы активно шили модные мужские «армянские» туфли с острыми носами, на кожаной подошве и наборных каблуках», – рассказывает Нина Семёновна.
Тогда, 45 лет назад, высокие каблуки считались нормой мужской моды. Примерно с середины 1970-х годов и до начала 1980-х почти каждый молодой советский мужчина носил обувь на каблуке. Все хотели быть похожими на Высоцкого, Боярского, Магомаева, щеголявших в таких туфлях и ботинках. К тому же лишние 5 см к росту никому не вредили.
В Старом Осколе мастер проработала семь лет, потом вышла замуж и вернулась в Валуйский горокруг (тогда район), теперь уже в посёлок Уразово. В местной службе быта делала обувь и партиями, и на заказ:
«Служба быта в советское время – это расположенные в одном месте ремонт обуви, фотография, химчистка, парикмахерская, ателье. Так что мой профессиональный праздник не только День сапожника, но и День сотрудника бытового обслуживания населения (в России ежегодно отмечается в третье воскресенье марта)».
В то время популярность обрели кроссовки. Считается, что московская Олимпиада 1980 года сильно поспособствовала этой новой моде в СССР. Нина Васильева и её коллеги шили их массово. А ещё она изготавливала на заказ женскую обувь нестандартных размеров.
Особенный заказчик
Когда муж Нины Семёновны Борис Николаевич связал жизнь с военной службой, он забрал супругу в Астраханскую область, в закрытый город Знаменск – административно-жилой центр ракетного полигона Капустин Яр. Там они прожили с 1985-го по 2002 год.
Обувь нужна всем и всегда, будь то провинциальные модники или суровые вояки, так что и здесь для Нины Семёновны быстро нашлось дело. Мастер снова устроилась в службу быта, где за успехи в труде её портрет не раз вывешивали на Доску почёта:
«Я и гражданским, и военным сапоги ремонтировала, в том числе мужу. А ещё был особенный заказчик – ребёнок-инвалид, у которого одна нога была в три раза шире другой. Индивидуально для него шила летние сандалии. Остальную обувь ему делали на заказ специалисты в ортопедическом салоне. И себе сапоги я сама шила. Но полностью обеспечить себя обувью всё‑таки не могла. Для этого нужны разные колодки и материалы, которыми обычно снабжает заготовщик. Такого специалиста у нас не было».
Подбой и лапка
Когда Борис Николаевич вышел в отставку, супруги решили обосноваться в Белгороде и купили квартиру по военному сертификату. Здесь Нина Семёновна пришла на место мастера по ремонту обуви в Новый дом быта, и вот уже 20 лет клиенты сдают ей сапоги и босоножки в деревянное окошко маленькой мастерской на первом этаже.
Каждое утро в рабочие дни мастер первым делом переодевается в джинсы, которые не жалко запачкать. Без этого никак – как ни крути, работу чистой не назовёшь.
На столе у неё уже готовы все главные инструменты и материалы: молоточек, ножницы, обувной нож, крючки для прошива, отвёртки, щипчики, 15–25-миллиметровые гвоздики для набоек, нитки. Под столом – несколько бутылок с разными видами клея. Как опытный обувщик, она знает, какой лучше подходит к конкретной подошве.
Всегда под рукой и подбой – внушительный металлический столбик на подставке для устойчивости. На него мастер надевает ботинки, чтобы прибить набойки. У подбоя есть младшая сестра – лапка, тоже тяжёлая и металлическая. На неё обувь надевают, если подошва отстала и гвоздики нужно забить по кругу.
В углу – листы полиуретана, из которых Нина Васильева вырезает набойки на каблуки, и другой материал, из которого делается профилактика для передней части подошвы. В первую очередь эта процедура нужна для защиты дорогой обуви из кожи. Подошва в ней быстро стирается и очень чувствительна к плохим погодным условиям. Обувщик присоединяет к подошве заготовку из крепкого и надёжного материала, хорошо защищающего от влаги и грязи. То же самое мастер делает, если нужно привести в порядок обувь, которая уже протёрлась.
Рядом с материалами стоят тяжёлые агрегаты для обточки – на них Нина Семёновна обрабатывает набойки и профилактику. В том же ряду – специальная навесная швейная машина, на которой мастер пришивает к сапогам и сумкам молнии, вшивает заплатки и прострачивает прочие швы.
Сарафанное радио
Набойки, заплаточки, молнии, бегунки – постоянная забота обувщика. Приносят и кожу, и кожзам. Люди стараются как можно дольше сохранить всё – от зимних сапог и осенних ботинок до босоножек и шлёпанцев.
«Заказчики узнают обо мне через сарафанное радио, так как работаю я давно и, видимо, хорошо, – рассуждает Нина Васильева. – Постоянных клиентов много. Некоторые специально едут ко мне с Харгоры, из Разумного, Северного, Томаровки. Часто это люди, которые какое‑то время работали в Новом доме быта, потом уехали, но меня запомнили. А ещё есть у меня клиенты, дети которых уехали в Москву, но прохудившуюся обувь всё равно специально привозят в Белгород ко мне на починку».
Нина Семёновна может подарить вторую жизнь и чемодану, и сумочке:
«В ПТУ нас специально этому не обучали. На своём опыте до всего дошла. Суть‑то одна и та же. Если я могу поменять молнию в обуви, значит, могу сделать это и на сумке. Всё‑таки мне повезло с профессией. Сколько лет уже работаю, а всё не надоедает. Всегда приятно из старого башмака сделать конфетку».
Анна Емельянова