На «манной каше». Чем белгородцам запомнилась обувь советского периода
Что носили в советское время и сколько это стоило, выясняли «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Все мы прекрасно помним кадры из фильма «Служебный роман», где секретарша Верочка примеряет обновку и после того, как сапоги не понравились её начальнице Людмиле Прокофьевне, категорично заявляет: «Надо брать!» Тема с обувью не зря попала на экраны, так как в Советском Союзе была довольно злободневной. В стране работали десятки фабрик по производству туфель, валенок и сапог, но при этом сохранялся… дефицит! И всё потому, что советская обувь, как правило, была крепкой и добротной, но вот похвастать красотой и изяществом могла не всегда.
Только не «Скороход»
Обувь советского производства особым спросом не пользовалась. Практически все опрошенные белгородцы отмечают, что сапоги или туфли какой‑нибудь советской фабрики «Скороход» носить было невозможно. Потому большинство охотились за импортом или шили обувь на заказ.
«Модными были финские или австрийские сапоги, чёрные замшевые на небольшой пенной танкетке. В сапогах можно было сидеть в помещении: на работе, в институте. Если у женщины были хорошие сапоги, она не переобувалась на работе. Стоили они 100–150 рублей. Продавали их из‑под полы. Например, подъезжала машина к гастроному «Луч» на ул. Некрасова или к гастроному № 35 на ул. Мичурина (район Черёмушки), и тут же у неё собиралась километровая очередь», – говорит белгородка Ирина Попова.
Главное – не в магазине
Родители вспоминают, что хорошую обувь купить в магазине было практически невозможно. Советская хоть и была крепкой, отличалась крайним неудобством и неказистостью. Её надо было разнашивать, подгонять, мягчить… Но даже все эти процедуры не уберегали ноги от жутких мозолей.
В 70–80-е годы прошлого столетия женщины предпочитали итальянскую обувь. На втором месте была обувь из Польши и ГДР. Правда, в магазинах её нельзя было купить. Либо доставали через знакомых, либо приобретали на рынке, куда обувь эту изредка завозили.
«В середине 1970-х мужские кожаные остроносые (модные в то время) туфли привозили из Грузии или Армении. Сами кавказцы их шили и продавали. Приезжали они к нам на машинах с будочкой, становились возле базара в Алексеевке. И мы там покупали себе обувь», – предаются воспоминаниям местные жители.
Цены и качество
В 1970 году в кожевенно-обувной промышленности страны работали 43 тыс. инженерно-технических специалиста. Это принесло свои плоды: в 1971 году СССР вышел на первое место в мире по производству кожаной обуви (679,2 млн пар). Учитывая, что эта обувь наполовину состояла из искусственной кожи, ни о долговечности, ни об удобстве говорить не приходилось.
«За обувью раз в год ездила в Москву. Очередь в ЦУМе была огромная: петляла с верхнего этажа на первый. Как‑то провела в ней 4,5 часа – книжку дочитала. Студенткой ездила на Южно-Моравскую улицу в Воронеже, где стояла в длинных очередях в чешский магазин. Обувь была очень качественной и служила несколько лет. Под каждое пальто и шубу были отдельные сапоги. В холода надевала финские, а когда было тепло – итальянские. Любила из качественной кожи цветные сапоги: красные, тёмно-зелёные, синие. Отец зарабатывал много на шахте в Донбассе. Помню, как купила ему ботинки из тончайшей кожи за 60 рублей. Это было дорого. Обычно даже хорошая мужская обувь стоила 40–45 рублей. Мои туфли – от 35 до 50 рублей, босоножки – 25, сапоги – от 100 до 120 рублей. Но я носила только импортные. В магазине советские босоножки можно было купить за 12 рублей и даже дешевле, а страшненькие сапоги – за 40», – вспоминает Татьяна Позднякова.
Импорт из стран соцлагеря
К счастью, для советских людей даже во времена железного была обувь из стран социалистического лагеря (Польша, Чехия, ГДР и проч.).
«Крутой считалась обувь фирмы «Цебо» – она была красивая и удобная. Мне как‑то удалось купить сине-красные кроссовки, так я на них и дышать боялась. А в старших классах – это конец 1980-х – уже начала появляться кооперативная обувь. Мама купила полусапожки: рыжие остроносые, с кожаным коричневым кантом. Я чувствовала себя в них королевой. Это было так непохоже на то, что продавалось в магазинах. Урвать такую красотищу можно было на базаре. Торговали прямо с земли, а импровизированные прилавки были огорожены обычными верёвками», – вспоминает Лариса Ульяненко.
Об этом же говорит и Андрей Юдин:
«Были магазины в Белгороде, в том числе специализированные. Но хорошая обувь до прилавков не доходила. Разбирали по большому блату. Я чаще покупал в Москве. Был Дом обуви на Ленинском проспекте. Популярные соцстрановские магазины «София», «Лейпциг», «Будапешт»… Там постоянно что‑то выбрасывали. Как‑то финские зимние сапоги купил в универмаге «Молодёжный» в Кунцево. Знаю, что шишкам шили в ателье на заказ. Ценилась чешская обувь «Цебо». В Харьков ездил в магазин «Динамо» за кроссовками. Они были неказистые, но крепкие. Позже чуть покупали на ХТЗ там же, в Харькове. Носили разное, мода менялась. То платформа, то низкая подошва, то острый носок, то тупой. У женщин как, не знаю, но у мужчин было три пары: летние, осенние и зимние. Есть они – уже хорошо: год прожить можно».
Вспоминая Виктора Цоя
Поклонники творчества группы «Кино» прекрасно помнят строчку из песни: «Где твои туфли на «манной каше»… И это не поэтический образ и не какая‑то шутка музыканта. Обувь на «манной каше» в Советском Союзе была. Так называли туфли и сапоги на микропористой каучуковой подошве, действительно по внешнему виду очень напоминающую известную всем с детства манку. Производить такую обувь с микропористой подошвой стали в СССР ещё в середине 40-х годов XX века.
Почему‑то обувь на «манной каше» стала очень популярна у советских модников и стиляг. Может, потому, что её выпускали в небольших количествах и она была дефицитом. Особенно ценным продуктом считались сапоги на «манке» производства немецкой фабрики «Саламандер». За такими в Москве выстраивались гигантские очереди, в которых люди стояли часами. До провинциальных городов вроде Белгорода такую обувь практически не довозили.
Жёлтые полукеды и неудобные шпильки
Впрочем, хватало в нашей стране и тех, кого устраивала и советская обувь. Игорь Таран вспоминает:
«Да, была погоня за импортным. Но наша промышленность выпускала «ортопеды», которые носились вполне себе хорошо. Армяне шили сносные туфли, и люди раньше часто шили в частных лавочках. В 70–80-е форма была разнообразная: носы и закруглённые, и классика, и квадратные».
Но всё же обувь иностранного производства запоминалась людям больше.
«Помню, в мои школьные годы (это в 1980-х) тётя ездила в Москву и привозила нам всем обувь из каких‑то крутых магазинов. Покупала нам с двоюродным братом на вырост. Запомнились жёлтые чешские полукеды, носила их лет 15, кажется. Ещё помню, тогда были модные финские сапоги. Они были очень качественные. У мамы были на «манке» (стоили около 100 рублей при зарплате 70) и шпильке (120 рублей). Те, что на «манке», даже я успела поносить, когда выросла. А те, которые на шпильке (жутко красивые и неудобные из‑за высоченного каблука), мама долго хранила, но почти не носила», – говорит Наталья Бабинская.
Алексей Стопичев