Клуб анонимных походников, или Кто все эти люди с рюкзаками
Любители походов рассказали «Белгородским известиям», как в их жизни появилась страсть к туризму
-
Статья
-
Статья
Нехоженые леса под Старым Осколом не дают покоя. В 5:00 зазвонят будильники, в 6:30 отряд будет сонно приветствовать друг друга у перрона, чтобы на три дня забыть о работе, кухне, стирке, ремонте и раствориться в счастье странствий. Сегодня нас 24, включая детей. Они бегают под дождём, пачкаются по уши, едят немытыми руками, и – о ужас – носят в карманах складные ножи.
Двигательное беспокойство – первый синдром походника
Первый поход два года назад. Полночь, на диване горища вещей и один маленький городской рюкзачок. Глаза в ужасе расширяются, а мозг судорожно соображает, что брать, на чём спать, что надеть, а главное – как впихнуть невпихиваемое. Ответы надо найти до 7:00 – времени старта.
И вот впереди опять три выходных, или, на языке туристов, трек километров на 60 и две ночи в палатке. Горка туристических вещей быстро прячется в рюкзак. На всё про всё минут 20. Я точно знаю, что взять, что обуть, какие вещи для холодной ночи, и лицо расплывается в довольной улыбке – готова!
Такая же картина сейчас ещё в 20 квартирах.
Счастлив вне дома – зависимость прогрессирует
Первый день отмечен ливнями и грязевыми ваннами. Разбиваем лагерь на берегу пруда, развешиваем мокрое на деревьях и садимся вокруг костра. Обувь выстраиваем поближе к огню. Темнеет, умытый горизонт загорается ярко-оранжевым, отчаянно заливается какая‑то ночная птица.
У походной печи Максим и Женя – молодые, а уже туристы. Рядом уселась на брёвнышке худенькая Таня. Возле неё Наташа, и это её первый поход. К костру подходит со своим раскладным креслом Серёжа, прожжённый искрами, умудрённый походами, четыре года стажа. Вот Лена – степенная женщина, мать, уважаемый сотрудник бухгалтерии. Руководит всей авантюрой Андрей – историк и археолог. Вся его жизнь ещё со студенческих времён – сплошной палаточный лагерь, шансов соскочить с туризма никаких.
Кто‑то принёс мяту, кто‑то – вино, и по кругу идут чашки с мятным чаем и вином, поспевает каша с тушёнкой, девочки намалосолили огурцов. За долгими разговорами и песнями незаметно наступает полночь. Тучи открывают полную луну. Хочется, чтобы время остановилось и мы остались у костра навсегда, но сон неумолим.
Дождь мочит всех одинаково, и комары в равной степени беспощадны к нам, поэтому о профессиях и социальных статусах в отряде почти не говорят. Большинство взрослые, работающие разумные люди. Посмотришь на них – и в жизни не подумаешь, что подхватятся в выходной в 5:00, напялят рюкзаки по 15 кг и будут с ними лазить под дождём.
— Как сушиться? – трогает кто‑то мокрую обувь.
— Солнце высушит.
Народ разбредается по палаткам, чтобы завернуться в сухие спальники и сказать себе: «Какое счастье!». К 6:00 солнце превратит палатки в «микроволновки» и мы вывалимся из них отдохнувшие и довольные. То, что вчера не хотело высыхать у огня, уже сухое. Предстоит небольшой переход через поля, дачи и сёла к Шмарненской пещере. Пока идём, можно пооткровенничать.
Подсаживаешься с первого раза
«Я Андрей, и я турист», – признаётся приятный молодой человек 30 лет, в обычной жизни сотрудник архива.
Его походы начались ещё в студенчестве – на месяц он оказался в палаточном лагере на раскопках с археологами, и понеслось. В прошлом году нашёл в Интернете группу таких же, как он, неугомонных из туротряда имени Ивана Сусанина и ситуация заметно усугубилась. Он себе и рюкзак прикупил, пока только один.
«Отряд завлёк атмосферой, весёлой компанией, красивыми пейзажами. Приключения дают кучу положительных эмоций. Родители моё увлечение поддерживают», – улыбается он.
«Я Таня, и я туристка, – констатирует худенькая девушка. – В обычной жизни бухгалтер – банальщина, сидячая работа, а тут приключения! В октябре сходила в первый поход, дали, так сказать, попробовать всю прелесть – и всё, подсела! Купила рюкзак на 60 л и дочке на 40, но она пока не настолько прониклась. Ей больше нравится кемпинг, а мне подавай километры. Я готова каждые выходные ходить в глухомань Белгородской области, и чем глубже – тем лучше, ведь одна я никогда бы здесь не оказалась»!
— Что говорят друзья и родственники?
— Родственники завидуют молча, потому что много работают, а друзья все здесь! Осталась одна непривлечённая подруга, у которой просто нет рюкзака. Надеюсь по осени сманить её однодневной прогулкой.
«Я Максим, и я уже турист, – говорит молодой человек, он студент-заочник и в походе всего лишь четвёртый раз, даже рюкзака своего пока нет. – Это всё мой друг Женя – все выходные пропадает в походах, а потом хвастается, как там классно. Ну и я пошёл. Мне нравится. Как‑то был с девушкой на спортивном ориентировании в Безлюдовке – три дня жили в палатках. Я эту тему помню, захотелось ещё. С девушкой расстались, а с палаткой нет».
Другая женщина говорит:
«Я Лена, и я туристка, и дочь подсадила. Мне в лес ходить нравится, тем более таких, как я, много, хочется присоединиться к коллективу, и я его нашла. До знакомства с туротрядом имени Ивана Сусанина тоже был туризм, но он выглядел как поездка с дочкой на машине на море, номер и пара экскурсий. А тут есть возможность по области ходить. Это же очень интересно! Сейчас бы дочка сидела в пыльном помещении, а тут мы дышим полной грудью».
Она связалась с походниками в прошлом году и перестала ночевать дома, спуская заработанное на снарягу. Началось с рюкзаков, затем понадобились спальники и карематы, а потом какая‑то трясина: всё надо и надо. Но пока остановились, потому что для коротких походов на 4–5 дней всё куплено.
— Что думают о тебе в твоём рабочем коллективе?
— Мнение однозначное: Елена Анатольевна совсем чокнулась после 45 лет. Мало того, что сама лазит, так ещё и ребёнка таскает с рюкзаками пешком. Хотя на день рождения мне сказали, что задора и энергии мне не занимать. Пока дальних походов не было, тренируемся по области, но есть у меня туристическая мечта – Архыз. Брат мой сначала не поддерживал, а потом начал качаться в другую сторону – купил горнолыжное снаряжение, и в этом году всей семьёй ездили кататься. Совместное увлечение очень объединяет.
«Я Владимир, и я турист. Походы в моей жизни давно, уж и не помню, сколько лет. Очень горы люблю, путешествий было много и каждое особенное. Это отдушина, новые эмоции, смена декораций, – говорит мужчина, в повседневной жизни он таксист. – Жена в походы не ходит, но разделяет мой интерес – не сопротивляется. Дней на 7–10 я могу уезжать из дома, и это вполне нормально. Дети пока маленькие, подрастут – буду привлекать».
За спиной у Владимира рюкзак на 95 л и готовность лезть в любую глушь. Он бывал в Крыму, на Кавказе, в Адыгее. С отрядом второй год изучает область – вместе бывали на старинном сахарном заводе в Новой Таволжанке, на акведуке в Гостищево.
«Из близких друзей никто не рвётся в походы, я долго этим тяготился: есть желание, но нет компании, и вот нашёл. Ребята всегда придумывают что‑то интересное, и это очень здорово! В отряде все хорошие позитивные люди».
— Я Светлана, и я туристка, мой муж Юра тоже, и дети с нами ходят, – признаётся многодетная мать и начальник отдела маркетинга.
— Как же так вышло?
— Папа – заядлый рыбак, поэтому с детства с родителями постоянно катались по области и ближайшим регионам. С тех пор не сидится дома. Незабываемые ощущения – ползти с рюкзаком под дождём в мокрых и грязных кроссовках.
Свою первую дозу походства она подхватила в Карелии. Погода подкинула снегопад и минус два градуса. Промёрзли до костей, Светина сестра плакала и просилась в Белгород, охоту к походам отбила напрочь. А Света подсела.
«Я всё время искала таких людей, с которыми вот так бы ходить, и пожалуйста – нас сегодня 24 человека. Хорошо с ними», – улыбается она солнцу.
Другой мужчина Сергей лет за 40 – мебельщик:
«Я турист до мозга костей. Внутренний зов куда‑то отправиться зрел во мне давно, а в 2018-м увидел от знакомого сообщение про поход в Крым, 2 человека есть. Я тут же решил – буду 3-м! Ничего для похода не было, но я быстро нашёл спальник, каремат, рюкзак. Тогда было моё первое восхождение на Чатыр-Даг. Увидел эти тропки, маршруты, пейзажи – затянуло сразу и наглухо. Пляжный отдых забыт, только активность, движение, смена ландшафтов. Это тебе и кардио, и тренировка на все группы мышц. А люди какие встречаются! Влюбляются, женятся…»
У Сергея пока три рюкзака – велосипедный, на 60 и 85 л – два каремата, два спальника, две палатки.
— Какая у тебя туристическая мечта?
— Незавершённый гештальт на Эльбрусе. Поднялся до седловины – мне мало, надо дойти до вершины.
«Я Люда, турист с детства, родители подсадили, – признаётся она. Вне походов Люда дизайнер мебели. – Я выросла в посёлке на Севере, туда одна дорога, и мы с родителями всё время в лесу и в лесу. Отец – охотник и рыбак, мама ягоду собирала. Получается, речка и лес – моя жизнь».
В 1990-е она объездила всю центральную Россию, пока была открыта Европа, облазила с рюкзаком всю Италию, из неисполненного осталась Испания и Карелия.
«Люблю природу, она меня заряжает, даже сейчас, когда гремит гром и вот-вот ливанёт, я счастлива. Вчера мы шли мокрые, по колено в грязи – вот это кайф. Почему так? Наверное, потому что движение – это жизнь. За отрядом полтора года наблюдала, а потом сказала себе: «Иду», и с зимы хожу. Мы разные, но все на одной волне. Отряд замечательный!»
Как и положено, говорю клубу большое спасибо за то, что походы круто изменили мою жизнь, оставили в ней яркие воспоминания и истории из каждого приключения, подарили надёжных друзей и много незабываемых моментов. Как и положено, клуб бесплатный, единственное условие для вступления в него – жгучая тяга узнавать свой край и проводить выходные у костра.
Ирина Дудка