«Земля тёплая, звёзды ледяные». О чём космонавт Токарев рассказал белгородским студентам
Герой России, лётчик-испытатель и космонавт Валерий Токарев приехал в Белгород накануне Дня космонавтики, который в России отмечают 12 апреля
-
Статья
-
Статья
Валерий Токарев побывал в музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление», в прохоровских музеях – бронетанковой техники и «Битва за оружие Великой Победы», встретился с белгородскими школьниками и кадетами, а также пообщался со студентами БГТУ им. В. Г. Шухова.
На встрече в «технологе» Валерий Иванович рассказал о своей работе в качестве лётчика-испытателя и поделился впечатлениями от полётов в космос.
О космической гонке
«О чём вы должны знать и детям своим рассказывать: первый космонавт – наш соотечественник Гагарин, первый выход в космос – Леонов, первая женщина-космонавт – Терешкова, первая стыковка на орбите – тоже наша, как и первая станция в космосе. Соревнование шло параллельно с США, и мы в своё время во многом выигрывали. Благодаря чему? Как признал сам президент Кеннеди, мы выиграли за партой. То есть Америка проиграла Советскому Союзу в образовании. А ваша задача, когда вы окончите вуз, – соревноваться с Западом, Востоком, европейскими странами. Задач у вас много. Поэтому не растрачивайте жизнь на мелочи, ставьте перед собой цели и идите к ним».
О полёте Гагарина
«50 на 50 в то время была успешность и неуспешность старта. Но борьба за первенство в космосе стояла очень остро – не только технологическая, но и политическая, и мы оказались первыми. Старт корабля «Восток» – один виток вокруг Земли – 108 минут, которыми гордится наше поколение и должно гордиться ваше и ваших детей. Потому что мы были и остаёмся первыми в космосе».
О любимой профессии
«Я окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей и участвовал в испытаниях четвёртого поколения самолётов. «Сухие», МиГи, Ил 76, Ил 18, Ан 12, Ан 26, вертолёты Ми – всё это я реально осваивал. Ну и самолёты палубного базирования на авианосцах, начиная от самолётов вертикального взлёта – Яки, МиГи и Су корабельные.
И реально горжусь тем, что они сейчас летают, охраняют наши воздушные рубежи и во всём мире признаны передовыми: Су 30, Су 35, Ту 127, МиГ 29 и штурмовики Су 25. Я в области авиации продолжаю работать, несмотря на то что занимаюсь воспитанием новых космонавтов в центре подготовки Роскосмоса. Но и продолжаю летать, поскольку выбрал для себя эту профессию и считаю её основной».
О работе на МКС
«На самом деле 75 % времени уходило на эксплуатацию и содержание станции. Потому что она большая, модули наукоёмкие – что‑то постоянно приходилось менять. Суббота – хозяйственный день, потому что станцию тоже надо в чистоте содержать, пылесосить, пыль протирать. 7,5 часа на сон, а остальное время – работа. Я проводил эксперимент в нашем командном модуле – выращивал горох. Стручки собрали, высушили и попробовали с Биллом (Уилльямом МакАртуром – прим. авт.).
Выращивали и пшеницу на борту – это тоже был эксперимент. Мы тогда 190 суток находились на станции. После катастрофы шаттла (по всей видимости, «Колумбии» в 2003 году – прим. авт.) не хватало воды, и экипаж был всего два человека. Многого недоставало, поскольку «грузовичок» летал только наш небольшой – «Прогресс-Союз». А вообще, экипаж международной станции – шесть человек. Потому что задач много. Сейчас и побольше собирают – до девяти человек».
О туристах
«Каждый турист платил больше стоимости корабля – полёт отбивался за неделю. То же самое было раньше с астронавтами NASA. Это сейчас американцы летают на своих кораблях, а тогда NASA платило по 60 миллионов долларов за доставку и спуск с орбиты одного астронавта. Достаточно неплохая была статья заработка для нашего космического агентства».
О лучшем отдыхе
«Самым хорошим и приятным отдыхом было посмотреть за Землёй. Смотришь и ищешь там родные места: где жил, служил, летал – аэродромы хорошо видны с помощью специальной оптики. Я сделал 20 тысяч фотографий и послал в наше космическое агентство и в NASA – в те времена мы дружили больше и делились».
О космических красках
«Ни одна камера не может передать той яркости и контрастности цветов в космосе. Полутонов там нет – всё настолько яркое и контрастное, голубизна ослепительная, что человек незащищённым глазом не может наблюдать за такими красками. Но из всего огромного космоса наша планета такая красивая и по внутреннему восприятию родная, тёплая. А всё остальное – холодное. Луна просто ядовитая – кажется, рукой можно достать до неё, хотя там 370 тысяч километров от орбиты. Если смотреть на звёзды с Земли – они весёлые, а с корабля – ледяные, холодные. Потому что космос – среда агрессивная».
Об ощущении невесомости
«Первые мгновения, когда спадает перегрузка, – самые яркие. Корабль – что американский шаттл, что наш «Союз» – выводят на орбиту в течение работы двигателя – за 526 секунд. То есть 8,5 минуты на тебя воздействует перегрузка. А до этого ещё где‑то 3,5 часа лежишь на Земле в корабле на жёстком ложементе – дискомфорт накапливается. Плюс ещё эти 8,5 минуты. И вдруг отключаются двигатели и наступает невесомость. Это лёгкость в сочетании с эйфорией. Потому что самый критичный этап – вывод корабля на орбиту – пройден успешно. Хочется сразу отстегнуть ремни, снять перчатки, шлем, потому что ты в герметичном костюме, который ограничивает возможности. Такое ощущение лёгкости, что хочется кувыркаться. Но есть задачи. Потом, когда все их решишь, перед сном кувыркайся сколько хочешь, но тогда уже и желания особого нет. Потому что первые часы идёт перестройка вестибулярного аппарата, а она у многих вызывает негативные ощущения».
О выходе в открытый космос и политике
«По программе строительства станции мы с Биллом выходили в американских скафандрах, по нашей программе – в российских. Потому что нельзя каждому в своём: выходишь либо в двух американских, либо в двух наших. И, кстати, сейчас американцы в своих отдельно выходят. Нет уже такого, чтобы русский и американец вместе выходили. Но, к слову, они хорошие профессионалы. Проблем с коммуникацией у нас с Биллом никаких не было: два полковника, подготовка и профессионализм были всегда на виду. Жизнь от каждого зависит, поэтому делить нечего, ни о какой политике мы никогда не говорили. И до сих пор экипаж нормально общается – профессионалы делают своё дело».
О своём главном страхе
«Я в космос полетел состоявшимся лётчиком, взрослым человеком – мне уже 40 лет исполнилось. Самое страшное тогда было – допустить ошибку. Эта ответственность давит постоянно, потому что цена ошибки очень высока. Задач было много, а нас всего двое: я там и пилот, и командир, и бортинженер. Некоторые перестыковки надо было делать вручную. Их редко кто в космосе так проводит – люди по шесть раз летают, но порой ни разу при этом не стыкуются и не перестыковываются вручную – всё в автомате.
А здесь мне пришлось все узлы облетать – это было надо конструкторам. Кораблик маленький, у тебя всего 800 килограммов топлива изначально, дозаправить негде. Всё дозировано, просчитано: когда подходишь к станции, надо потратить 250 килограммов и не больше, на спуск оставить – на импульс, чтобы на землю вернуться – ещё 260 примерно. А остальное – на перестыковки и манёвры. Поэтому буквально по граммам считаешь, чтобы хватило облететь и состыковаться с другим узлом. Страха за жизнь не было – боялся допустить ошибку в своей деятельности, потому что их очень трудно исправлять».
Справка. Валерий Токарев – российский космонавт-испытатель Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, полковник ВВС.Окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов, позже – Военно-воздушную академию. С 1982 года – лётчик-испытатель,имеет опыт полётов на 56 видах самолётов и вертолётов.
Дважды летал и дважды выходил в открытый космос. Стал вторым российским космонавтом, побывавшим на Международной космической станции. В 2000 году получил звание Героя РФ – за мужество и героизм, проявленные во время международного космического полёта.
Несколько лет был командиром группы космонавтов в отряде Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. В 2009 году, после увольнения из ВС РФ, стал инструктором –космонавтом-испытателем. В 2018-м участвовал в российской авиационной кругосветной арктической экспедиции «Север Ваш» как пилот самолёта-амфибии «Борей».
10 интересных фактов о космосе
1. Космос беззвучен
В космическом пространстве царит абсолютная тишина. Звуков там нет из‑за отсутствия воздуха. Поэтому даже самые мощные галактические взрывы в космосе можно только увидеть, но не услышать.
2. Солнце – звезда-тяжеловес
Его масса составляет более 99 % массы всей Солнечной системы. Солнце весит в 750 раз больше, чем все планеты Солнечной системы, вместе взятые.
3. Земля вращается и летит
За минуту наша планета пролетает 19 300км, а вращение вокруг своей оси совершает за 23 часа 56 минут.
4. На Венере время идёт медленнее
Одни сутки на этой планете продолжаются почти семь земных месяцев. Происходит это потому, что собственное вращение Венеры противоположно её обращению вокруг Солнца. Так что за один венерианский год солнце встаёт и садится на этой планете всего два раза.
5. Солнечная система полна сюрпризов
В 2014 году у астрофизиков возникла догадка о существовании ещё одной, девятой планеты Солнечной системы – помимо восьми известных ранее. Предположительно её масса в 10 раз больше массы Земли. Косвенно наличие новой планеты подтверждают результаты компьютерного моделирования.
6. Галактики меняются
Например, наш Млечный Путь – это большая спиральная галактика, которая постоянно растёт: в ней ежегодно появляются около 40 новых звёзд.
7. Метеориты постоянно падают на Землю
За сутки на нашу планету падает около 200 тысяч метеоритов, но большинство из них сгорает в атмосфере Земли.
8. Земля набирает вес
На поверхность нашей планеты регулярно выпадает космическая пыль. В итоге каждую тысячу лет Земля прибавляет в массе около 2 млрд тонн.
9. В космосе нельзя вскипятить воду
В этом виновата гравитация, а точнее её отсутствие. Если попытаться вскипятить воду в космосе, она превратится в пузырь в виде движущейся волны.
10. Космонавты не могут плакать
На самом деле могут, но не так, как на Земле. В невесомости слёзы не стекают по щекам людей, а остаются на глазах или, если их много, скапливаются перед ними в виде водяных пузырей.
Тамара Акиньшина