Патологическое накопительство. Почему людям сложно расставаться с вещами
О синдроме Плюшкина «Белгородской правде» рассказала психолог Руслана Тодорова
-
Статья
-
Статья
Фантики и коробки, тряпки и стёкла, сломанные куклы и изъеденные молью полушубки обязательно могут когда‑нибудь пригодиться. Так думает человек, который видит ценность в том, что все считают мусором.
Названий у этого явления много: синдром Плюшкина в честь известного персонажа «Мёртвых душ», хоардинг, силлогомания. Но суть одна: человек накапливает огромное количество вещей, хранит их у себя, захламляя жилище.
Всемирная организация здравоохранения с 1 января 2022 года включила патологическое накопительство в список психических расстройств в новом классификаторе болезней МКБ-11. Золотой таблетки от него нет.
Упустили деда
«Мой дед был патологическим накопителем, – рассказывает Александр. – Жил в хрущёвке. Собирал на ближайшей мусорке вещи, которые, как ему казалось, обязательно пригодятся: проводки, отвёртки, банки, контейнеры для яиц. Ни уговоры, ни запугивание не помогали. К счастью, зловония не было, крыс тоже. Средство от тараканов на всякий случай мы подкидывали каждый раз, когда заходили в квартиру. Соседи не жаловались. Просто считали его странным стариком. Проблемы появились, когда в доме начался капремонт. Дед никого не пускал в квартиру – ни рабочих, ни полицию, даже нас. Умер один, в захламлённой квартире.
В какой момент мы упустили деда, я не знаю. Наверное, всё началось после смерти бабушки, он начал сильно дорожить её вещами. Хотя их никто и не собирался выбрасывать. Дедушка с бабушкой были счастливы, почти 50 лет вместе прожили. После его смерти мы выкидывали хлам из квартиры просто мешками. Среди мусора и вправду нашли сокровище – его гармонь. Когда был здоров, он любил на ней играть. Нашли также ящик его рабочих инструментов».
Древний феномен
Накопительство само по себе не плохой процесс. Это же выгодно – купить с хорошей скидкой пару пачек макарон про запас. И на всякий случай держать в шкафу несколько комплектов носков и футболок.
«Такое поведение свойственно каждому из нас, и, наверное, у всех есть запас продуктов в холодильнике, одежды. И это нормально. Накопительство – очень древний феномен. Выживали те наши предки, кто мог сделать запасы, допустим, на период плохой погоды, когда нельзя охотиться, или каких‑то неблагоприятных обстоятельств», – объясняет психолог областного Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Руслана Тодорова.
Дать применение
Если обычно больного человека жалеют, ему сочувствуют, то скопидомы вызывают раздражение и даже ненависть.
«Иногда в зависимости от обстоятельств накопительство начинает превращаться в патологическую форму поведения, – говорит Руслана Геннадьевна. – Оно выходит за пределы нормы, когда люди собирают мусор и ненужные вещи на свалках, иногда по ночам, приносят огромные пакеты домой. Они захламляют жилища и уже не способны придать тому, что собирают, надлежащий вид или найти применение».
То, что принесённые в дом мешки набиты хламом, понятно здоровому человеку. Для накопителя же всё это имеет ценность.
«Они фантазируют, что собранные вещи могут им пригодиться на чёрный день, из них можно сделать что‑то полезное. Но на деле человек никогда не находит им применение, – поясняет Тодорова. – Сюда же можно отнести синдром материального накопительства. Мы знаем истории про миллиардеров, которые стремятся максимально увеличить своё материальное благосостояние вместо того, чтобы рационально тратить заработанные деньги. Смыслом их жизни становится накопление».
В горах мусора
«Синдром Плюшкина – это проявление многих заболеваний, чаще всего обсессивно-компульсивного расстройства, – рассказывает Руслана Геннадьевна. – Зачастую толчок болезни даёт какая‑то проблема с физическим или психическим здоровьем. Например, перенесённое инфекционное заболевание, тот же коронавирус».
И тут важно понимать, считает специалист, что очень многое зависит от чувствительности человека, его нервной системы. Вечный оптимист может не придать большого значения какому‑то неприятному происшествию, а тревожный человек замкнётся в себе, и болезнь начнёт развиваться.
«Обсессивно-компульсивное расстройство возникает и вследствие посттравматического стрессового расстройства: при потере близких, угрозе жизни, обнаружении тяжёлого заболевания, оперативных вмешательствах. Синдром Плюшкина может быть последствием или формой проявления шизофрении, интеллектуального расстройства, – объясняет Руслана Тодорова. – Необходимо комплексное воздействие, психотерапия, терапия, чтобы контролировать эти процессы».
Накопительство животных
«В доме, где жили мои родители, одна немолодая женщина собирала кошек. Говорили, что у неё было их под сотню, – рассказывает Наталья. – В квартиру она никого не пускала, но с улицы было видно, что кошки штабелями лежат на окнах. Можете представить, какой смрад стоял на лестничной площадке. Соседи возмущались, пытались принимать меры, но, насколько я знаю, битву с любительницей животных проиграли».
Действительно, в историях с накопительством кошек и собак соседям редко удаётся миром решить проблему. И даже с привлечением полиции, пожарных, администрации. Между тем из нехороших квартир исходят вполне реальные угрозы – неприятный запах, блохи, кожные и респираторные болезни.
«Человек – существо социальное, ему необходимо о ком‑то заботиться и чувствовать взамен любовь и признательность, – рассказывает Руслана Геннадьевна. – Люди, не получившие от близких отклик, одинокие жильцы могут переносить такую форму привязанности на животных, которых проще контролировать, чем, к примеру, выросших детей. Больному кажется, что коты и собаки остро нуждаются в нём и будут всю жизнь благодарны за заботу. Человек не осознаёт, что часто делает животных больными и несчастными».
Непростой вопрос
Статья 91 Жилищного кодекса РФ регламентирует процесс по выселению нанимателя из жилого помещения. На деле же брать на себя ответственность за то, что человека выставят из захламлённой квартиры, никто не спешит.
В теории через суд можно выселить и собственника квартиры, жильё продать, а ему выплатить деньги. Но возникает вопрос: куда деть больного? На улицу? Выход – только лечить. Но вылечить человека без его согласия и желания тоже не получится.
«Видимое агрессивное поведение эти люди проявляют в основном на словах, если их пытаются избавить от накопленного мусора или от животных, содержащихся в квартире. Поэтому принудительно лечить их в рамках действующего законодательства невозможно», – рассказывает Руслана Тодорова.
Известны случаи, когда квартиру скопидома расчищали с одобрения муниципалитета и полиции. Но эффект нулевой: по истечении какого‑то времени больной с ещё большим упорством принимался копить вещи.
«Любые попытки выбросить мусор, привести жилое помещение в порядок, насильно вымыть людей (как правило, они перестают следить за собой – прим. авт.) не приводят к значимым результатам. Поэтому важнее всего «перехватить» синдром на ранней стадии», – заключает Руслана Геннадьевна.
Будьте внимательны к своим родным, знакомым, следите за особенностями их поведения, проявляйте заботу. И если заметите у близкого человека нездоровую тягу к накопительству, убедите его обратиться к специалисту.
Наталия Козлова