Что красненские школьники узнали о свадьбах своих предков
«Белгородские известия» рассказывают, как учитель Кругловской школы Ольга Коротоножкина ездит со своими учениками в мини-этноэкспедиции
-
Статья
-
Статья
«Если заранее звонить, договариваться о встречах, это будет уже не экспедиция. Мы приезжали в сёла спонтанно: в этом‑то и вся прелесть таких поездок», – рассказывает учитель русского языка и литературы Кругловской школы им. А. М. Жданова Ольга Коротоножкина.
Со своими учениками она объездила несколько сёл Красненского района. Вместе они назвались творческой группой «Наследники традиций», а по факту стали более чем сплочённой командой начинающих этнографов.
В экспедицию за традициями
«Как расплакалась Катеринушка
Перед родною матушкой,
Перед родным батюшкой:
«Ох, родители вы мои,
Не отдавайте меня молоду».
Песню с такими словами, по воспоминаниям красненских старожилов, пели на пропое – встрече ближайших родственников жениха и невесты перед свадьбой. Меньше чем за год начинающие собиратели фольклора восстановили свадебный обряд, по которому женились их прадедушки и прабабушки.
Ольга Коротоножкина в таких поездках по району – преподаватель, руководитель и даже водитель. Это, говорит она, отличный способ стать одной командой со школьниками. В Кругловской школе Ольга Витальевна преподаёт четвёртый год, и этого времени ей хватило, чтобы собрать вокруг себя кружок по интересам из учеников. А вообще изучение фольклора в её жизни появилось раньше.
— Наверное, больше 10 лет назад к этому пришла сама. Мне кажется важным собирать то, что уже ушло, но пока живёт в воспоминаниях, – говорит Коротоножкина.
— У своих бабушек-дедушек что‑то узнавали? – спрашиваю я.
Зачастую тут они первые информанты, готовые делиться тем самым колоритным, что застали сами или слышали от старших.
«Хотелось бы, но мои бабушки были далеко: одна в Краснодаре, другая в Крыму».
Она вспоминает, как студенткой Воронежского университета ездила в этноэкспедиции: тогда будущие филологи выезжали в сёла на несколько дней с палатками, присматривались к местности, прислушивались – как говорят, что рассказывают – к местным жителям.
«Что вам, деточки?»
В прошлом сентябре Ольга Витальевна предложила девятиклассникам стать собирателями и исследователями фольклора. Согласилась половина класса небольшой школы – четыре человека. Это теперь уже выпускники: Дарья Лукашова, Карина Замлелая, Елизавета Жданова и Артём Кудинов.
В октябре они поехали в свою первую экспедицию по району. С собой – телефоны (чуть позже исследователям выделили диктофоны) и хорошее настроение. Бонусом – приобретённая со временем способность легко воспринимать непредвиденные трудности и уметь посмеяться над ними.
Команда Коротоножкиной рассказывает: в одном селе местные жители их едва ли не за мошенников приняли, в другом населённом пункте не нашли собеседников. И только лишь в Новосолдатке повезло – встретили Марию Головину. У неё заодно примерили и сороки, которые она сама делала, и повойник – традиционный головной убор замужних женщин, и грибатку – украшение, похожее на ожерелье, носили наши прабабушки.
В первый день осенних каникул поехали дальше – в воронежскую Русскую Тростянку. Там и душевные воспоминания Любови Борзенко собрали, и увидели, как работает настоящая прялка – для школьников это почти эксклюзив.
— Как искали тех, к кому поехать?
— Никак! – говорит Ольга Витальевна. – Садились в машину, выбирали село. Маршрут строили так, чтобы дважды в одно и то же не заезжать. В каком‑то селе нас никто к себе не пустил, потом поехали в другое, узнали, с кем поговорить, и заодно встретили непривязанного быка: прямо на нашу машину бежал.
По Красненскому району исследователи колесили по субботам. Механизм, рассказывают, простой: нашли подходящих собеседников, поспрашивав у местных, приехали в гости.
«Поздоровались, представились, кто мы и чем занимаемся. «Что вам, деточки, рассказать?» – слышали в ответ. Бабушки, как правило, охотно делились рассказами о престольных праздниках села, о том, как раньше гуляли свадьбы, – вспоминает Ольга Коротоножкина. – Некоторые говорили: «Я этих тонкостей не помню, но могу о войне рассказать». Мы доставали телефоны и записывали саму беседу, делали короткие видео».
К кому поехать в Лесном Уколово, посоветовали в местной администрации. С 91-летней Пелагеей Дыбовой школьники и учитель проговорили почти шесть часов.
«Она поёт, работала раньше в местном ДК. Сама делала сороки, показала грибатку, которой можно смело 120 лет дать, костюмы сохранила, платки у себя дома – два больших чемодана. Она нам целый показ устроила, а манекены мы сами из подушек сбивали», – рассказывает Ольга Коротоножкина.
Из каждой поездки школьники привозили и истории из жизни своих информантов о военном и послевоенном детстве, и рассказы, которые брали за душу.
«Пелагея Михайловна говорит: «У меня в доме всё по старинке, как и стояло много лет назад, только газ подвели». Поделилась, что во дворе её дома были похоронены в войну наши солдаты, это она ещё от свекрови знала. Потом их перезахоронили», – рассказывает Ольга Коротоножкина.
К весне начинающие этнографы побывали ещё в Широком, Расховце и Готовье.
— С какими впечатлениями из поездок возвращаетесь?
«Экспедиция – это всегда интересно», – подключаются к разговору Карина Замлелая и Елизавета Жданова.
«Нам дважды удалось примерить народные костюмы», – добавляет их учитель.
«Жарко в них», – признаются девочки.
«А сорока смотрится здорово. Мы примеряли их с несобранными волосами, это неправильно. Но всё равно надеваешь и ощущаешь себя по‑другому», – говорит Ольга Коротоножкина.
Подарки свекрови
После поездок – рутинная расшифровка записей. Времени уходило много: расслышать фразы, понять, что значит то или иное диалектное слово. Собранные воспоминания стали основой для нескольких исследовательских работ. С ними творческая группа Коротоножкиной взяла несколько призовых мест на региональных конкурсах.
Особо тщательно кругловские школьники расспрашивали красненских бабушек обо всём, что связано со свадьбой – от сватовства до самого торжества. Свадебный обряд Кругловского сельского поселения описала Дарья Лукашова.
«Бабушки, которые с нами поделились воспоминаниями, слышали это от тех, кто был постарше. Я думаю, так к свадьбе готовились в начале XX века, – говорит Ольга Коротоножкина. – Каждая что‑то рассказала, что вошло в исследование, но по существу это истории Зинаиды Павловны Лукашовой из Заломного, Марии Павловны Зениной из Круглого, Марии Ивановны Головиной из Новосолдатки и Татьяны Прохоровны Борзенковой из Расховца».
Первый шаг к будущей семейной жизни – сватовство. Дарья передаёт воспоминания старожилов:
«Садились под матицей (основной балкой) и заводили ритуальный разговор: слышали они о том, что у хозяев есть тёлочка продажная или овечка, а у них есть купец подходящий, цену даёт хорошую. Если родители невесты были согласны, то приглашали гостей за стол торговаться. Мать жениха расстилает на столе скатерть, кладёт пирог. Мать невесты ставит угощение, и договариваются насчёт пропоя».
Дальше пропой в доме невесты – элемент, который сейчас в предсвадебную лихорадку не вписывается:
«Приходит свекровь, накрывает первый стол скатертью и просит разрешения у родителей невесты поставить на него хлеб, соль, и при этом называют их сватами и по имени и отчеству. Сваты дают согласие, и мать жениха ставит на стол хлеб, соль, блинцы, кур неломаных и т. д. Невесте вручают гостинец (конфеты или пряники)».
На застолье звучали особые песни от подруг невесты. После пропоя подготовка к свадьбе шла полным ходом, а на финишной прямой – в вечер перед ней – к будущей снохе наведывалась мать жениха с подарками: серьгами, бусами, мылом. Этот набор означал: свадьба точно состоится.
Расплетая косу
Саму свадьбу гуляли в доме жениха.
«Из дома невесты к жениху направлялись её близкие родственники мужского пола с рубахой. В доме жениха их встречали так называемые дружки, сажали за стол. И начинался торг за рубаху. После, когда жених выкупил рубаху, все гости садятся и едут за невестой».
Параллельно в её доме – девичник с подругами и грустными песнями:
«Ладу-ладу, жёлтый цвет.
Что же тебе, травушка-муравушка,
Росту нет?»
Для каждой из подруг мать невесты пекла каравай с узорной макушкой. Потом будущую новобрачную наряжали к свадьбе, прятали и ждали жениха. С его появлением начинался всем хорошо знакомый выкуп невесты, откупались конфетами и угощениями.
После вместе с приданым – так, чтобы видело всё село, – невеста ехала в дом жениха. Тут молодых благословляли его родители:
«Молодые становятся перед родителями на колени и целуют икону. Перед ними расстилали полушубок (это считалось знаком достатка и хорошей жизни)».
Дальше приданое выкупали, молодых сажали за стол и осыпали хмелем:
«Ох, хмель ты мой ярый, помол по боярам,
По чарку, горелку, по красную девку.
Повитая у неё головка,
Она села нам на лавку, опустила крылья».
После этого подружки, закрыв невесту платками, расплетали её косу и делили на две – то есть замужем – и надевали сороку. А дальше начиналось весёлое гуляние.
Этим летом команда Коротоножкиной окончила школу.
«Возможно, наши поездки продолжатс»я, – задумывается над вопросом, чем будет заниматься с другими школьниками дальше, Ольга.
Тем более что необъезженные ими сёла в Красненском районе ещё остались.
Оксана Придворева