Белое пятно Яголдаевой тьмы. Чего мы не знаем о кочевой истории Белгородской области
Об ордынском княжестве, которое в XV веке включало белгородские земли, рассказывает профессор кафедры истории России Воронежского госуниверситета Юрий Селезнёв
-
Статья
-
Статья
«Белгородские известия» не раз рассказывали о племенах и народах, заселявших в разные эпохи наш край, – скифах, аланах, готах. А что вы слышали о Яголдаевой тьме?
— Юрий Васильевич, если спросить белгородца или курянина, чем был наш край от монгольского нашествия до XVI–XVIII веков, то, скорее всего, он ответит: «Диким полем». Неужели три века, до Белгородской черты, здесь были только безлюдные лесные урочища и степь с травой в человеческий рост?
— Действительно, ордынский период – это «тёмные века» истории, во всяком случае Черноземья. Здесь были лесные урочища и степь с травой в человеческий рост, однако назвать их безлюдными было бы неправильно. Да и поле стало Диким только в XVII веке. Для оседлого сознания населённость территории определяется наличием поселений по берегам рек. Поселения эти должны быть стационарными – сёла и города.
Кочевники перемещались по степи, а не по рекам. Поэтому двигавшиеся по речным артериям караваны русских купцов населения по берегам не наблюдали. А если к берегам подходили отряды кочевников, они выглядели весьма дикими. И часто враждебными. Тем не менее взаимодействие кочевников и оседлых на территории Черноземья наблюдается. Есть рассказ о слободах баскака Ахмата в Курском Посеймье. Есть свидетельства археологии. Но история – наука письменная, и без описательной части событийной канвы время выглядит не наполненным жизнью и деятельностью. Хотя это обманчивое впечатление.
— Можно ли сказать, что в XIV–XV веках на нашей территории столкнулись три силы: Орда, Литва и молодое Русское государство? В чём это выражалось?
— Касаемо XIV столетия говорить о столкновении трёх сил несколько некорректно.
В это время в Восточной Европе безраздельно господствовала Орда. Говорить о какой‑то конкуренции со стороны Литвы или Руси – это явное преувеличение. Конечно, местные правители лавировали между разными политическими силами. Но в конечном итоге всё решал хан в столице Орды. Показательно, что принятое в советской историографии мнение о том, что русские княжества предпочитали уйти под власть Литвы, чтобы избавиться от ига Орды, не выдержали проверки. Ханы позволяли литовским князьям владеть русскими княжествами при условии выплаты всей суммы дани и сохранения иных повинностей в пользу ордынского правительства.
Ситуация изменилась в XV столетии (после 1420-х годов), когда Орда стремительно распалась на отдельные ханства. И, во‑первых, возник вопрос: какому хану платить дань? Этот вопрос возник и в Вильно (столица Великого княжества Литовского – прим. ред.), и в Москве. И тем более в более мелких княжествах на границе со степью. В этой‑то ситуации центры притяжения стали более активно влиять на сопредельные территории, расширяя сферы своего влияния. Тогда‑то и сложилась ситуация борьбы за земли, когда литовский или князь всея Руси распространяли свой суверенитет на более мелкие княжества. Часто это выражалось в военных столкновениях. А предпочтения местных правителей зависели от возможностей защитить их от внешних угроз, в том числе от кочевников.
— Как возникла Яголдаева тьма (и почему «тьма»), на каком этническом и политическом фундаменте? Каким было её административное устройство, территория, сколько людей могло её заселять, численность и состав войска?
— Как возникла Яголдаева тьма, мы не знаем. Она просто упоминается в источниках. Впрочем, как тьма киевская или смоленская, курская или сокальская. Никаких подробностей о ней не сохранилось, мы можем только предполагать. Вероятно, «тьма», «тумен» – это территория и население, которые могут выставить или содержать корпус в 10 000 всадников. То есть «тьму» должно было населять как минимум 10 тысяч мужчин. У них, вероятно, были жены и дети.
И надо полагать, что кочевник мог иметь не одну жену. Административно такая единица соответствовала военному устройству Орды и делилась на тысячи, сотни и десятки.
Однако есть основание полагать, что административная «тьма» – это 10 тысяч хозяйств, несущих повинности, в том числе воинскую. Тогда она выставляет от десяти хозяйств одного воина. И тогда в военном плане – это тысяча. Впрочем, всё это также соответствует военно-административному устройству Орды. Последний вариант наиболее предпочтителен, поскольку великие княжества представляли собой именно войсковое подразделение в 10 тысяч. Яголдаева тьма ни по территории, ни по населению, ни по статусу на такое княжество не тянет.
— Кем был человек, давший название тьме?
— О Яголдае известно мало. В Ярлыке хана Менги-Гирея отмечено, что он передает литовскому князю «Сараева сына Егалтаеву тму». Считается, что отцом Яголдая был эмир беклярибека Едигея Сарай, участвовавший в походе на Москву в 1408 году. Далее вновь предположения: после гибели Едигея в 1419 году. Сарай или Яголдай откочевали к границам Руси и обосновались здесь в качестве правителей местной административной единицы. Крымский хан считал правомочным распоряжаться этой единицей. Следовательно, какую‑то административную подчинённость Крыму они имели.
Напрямую глава Яголдаевой тьмы подчинялся ордынским правителям (крымскому хану или хану Большой Орды) или над ним стоял наместник более высокого ранга – улусбек-темник или великий князь, мы не знаем.
— Как складывались или могли складываться отношения между социальными слоями и разными народностями внутри тьмы? Как жили и чем жили люди?
— Мы можем предполагать, что здесь было смешанное оседло-кочевническое население. Оно платило налоги улусбеку. Излишки хозяйственной деятельности обменивались на рынке.
— В поисках информации о Яголдаевщине наткнулся на некий город Милолюбль в районе нынешнего Старого Оскола. Удивительно мирное и красивое название, явно славянское. Откуда мог взяться в татарском княжестве такой город и куда он исчез, как и другие его центры?
— Яголдаева тьма – часть государственной структуры Орды, которая не имела чёткого национального выражения. Монголы были во главе. Кипчаки (побеждённые Ордой половцы – прим. ред.), которые назывались татарами, были подданными. Как, впрочем, и иного происхождения люди, населявшие степь. Все они были ордынцами. Орда была веротерпимым государством, поэтому ужиться им между собой не представляло большого труда. Насколько Милолюбль был частью Яголдаевой тьмы, мы не знаем. Возможно, он представлял собой отдельный административный центр. А возникают поселения в связи с хозяйственной и житейской необходимостью. Исчезают, когда такая необходимость теряет актуальность.
— Как и когда закончилась Яголдаева тьма? Что случилось с людьми, её населявшими?
— Она не закончилась – она трансформировалась… Люди, по мере развития геополитической ситуации, меняли подданство, становились русскими, и их наследники стали коренными жителями Черноземья.
— Какой след (в топонимике, например), оставила тьма в нашей местности? Можно ли говорить о материальных остатках этой культуры, и если да, то где их искать?
— Раскопки в районе Старого Оскола показали наличие следов, которые можно соотнести с населением Яголдаевой тьмы. Возможно, дальнейшие изыскания дадут большее количество материала для интерпретации и построения её модели.
— Почему в наше время Яголдаева тьма – фактически белое пятно на карте региональной истории и краеведения?
— Чтобы закрасить пятно, нужно взять краски и кисти и потратить время на подбор палитры… Проще говоря, нужно проводить раскопки и исследования письменных источников. Почему это не проводится? Никто не будет делать сложную и не суляющую быстрого результата работу, если она не будет достойно оплачиваться. А продать с территории Яголдаевой тьмы ничего не возможно.
— Чем может нам помочь знание и изучение истории Яголдаевой тьмы?
— В прошлом мы ищем образцы поведения. Так делали наши отцы и деды. И любое знание о нашем прошлом даёт нам знание о нас самих.
Беседовал Михаил Колосов