От сохи к самолёту. 10 фактов из жизни знаменитого советского лётчика Михаила Водопьянова
Недавно Белгород посетил Алексей Михайлович Водопьянов – сын известного авиатора
-
Статья
-
Статья
В литературном мире не менее знаменит дед Алексея Водопьянова – известный русский и советский библиограф Игнатий Владиславлев-Гульбинский. Внук приезжал в Белгородский литературный музей на выставку, посвящённую деду, и рассказал «Белгородской правде» о своём отце.
«От воды пьяные»
Знаменитый советский лётчик, генерал-майор авиации, участник спасения челюскинцев, рекордных арктических и высокоширотных перелётов, первооткрыватель маршрутов, по которым и сейчас летают гражданские лётчики всего мира, – это всё о Михаиле Водопьянове. А ещё он стал первым в мире человеком, посадившим самолёт на Северном полюсе, и шестым по счёту Героем Советского Союза.
Михаил Васильевич Водопьянов происходил из небогатой, но в меру зажиточной крестьянской семьи в Липецком уезде тогдашней Тамбовской губернии. Это было село Студёнки, окраинный район нынешнего Липецка.
«Существует такая интерпретация, что фамилия Водопьяновы происходит от слов «от воды пьяные», то есть вспыльчивые, неуравновешенные, – рассказывает Алексей Михайлович. – Так, в частности, писал журнал «Наука и жизнь», где была рубрика «Происхождение русских фамилий».
Вспыльчивость действительно была присуща Михаилу Васильевичу, хотя в целом он был добрый. Когда он скончался в 1980 году, Алексею Водопьянову было 27 лет – и своего отца он знал прекрасно.
На посту депутата Верховного Совета СССР от Липецка лётчик однажды помог одному из предприятий города. Не было денег на зарплату рабочим. И Водопьянов выплатил её коллективу из собственных средств.
Первый полёт – падение с крыши
Рядом со Студёнками был небольшой аэродром, на нём базировались самолёты «Илья Муромец» – первые российские бомбардировщики конструкции Игоря Сикорского.
«Когда над селом пролетел этот четырёхмоторный гигант, 4-летний отец был на крыше сарая. Дед подавал ему вилами солому для кровли. Отец загляделся на самолёт и свалился прямо на вилы. Спустя годы потом так и написал в своей книге: мой первый полёт», – вспоминает сын лётчика.
Падение – ничто по сравнению с желанием летать, которое охватило мальчика. В дальнейшем уже на службе в РККА он устроился на этот же аэродром. Сначала подсобным рабочим – подвозил на лошадях к самолётам бочки бензина.
«Выдали ему кожаную куртку и фуражку с «птичкой». Когда он приходил в деревню, все девчонки говорили: Мишка лётчиком стал! Но лётчиком он стал лишь через десять лет, окончив в Москве лётные курсы. А перед этим ещё побывал помощником шофера, шофёром, затем мотористом, бортмехаником. И писал потом в книге: «Десять лет я шёл от сохи к самолёту».
Писатель от природы
Выйдя в отставку, Михаил Водопьянов активно занялся литературой. Издал свыше 20 книг, был членом Союза писателей.
«Книги свои отец писал, в отличие от других заслуженных людей, полностью сам, без помощи профессиональных литераторов, хоть и не имел высшего образования, – рассказывает сын. – Грамматические ошибки были, но на это есть корректоры. Всю жизнь обладал даром прекрасного рассказчика. Думаю, на это повлияло окружение: мать, бабушка, соседи. Семья общалась и с представителями духовенства. Когда я был маленьким, везде возил меня с собой. Я волей-неволей прослушал более 200 его выступлений на встречах с гражданами. И он ни разу не повторялся: одни и те же вещи рассказывал всякий раз по‑разному, с новыми деталями».
В 9 лет кормил семью
В жизни отца героического лётчика – Василия Водопьянова – как‑то произошёл казус: он попал в тюрьму по обвинению в пропаже материальных ценностей при разгрузке железнодорожных вагонов. Остались мать с сыном и маленькой сестрёнкой. Чтобы семье прожить, 9-летний Миша Водопьянов устроился работать «гонщиком»: погонял коней, которые возили камень с каменоломни.
«Местный предприниматель-татарин щедро платил ему. За месяц отец заработал 15 рублей – отличные деньги в то время», – рассказывает Алексей Водопьянов.
«Эскадрилья самоубийц»
Так в первой половине 1930-х неофициально называли авиационное спецподразделение, которое находилось в Москве и занималось доставкой матриц газеты «Правда» в города Центральной России. «Правда» должна была выходить везде вовремя, несмотря ни на что.
Лётчики эскадрильи первыми в Союзе учились летать по приборам, в условиях отсутствия прямой видимости. Сквозь любые облака, туманы, в любую непогоду «Правда» должна была попасть в региональные типографии.
Восстановил храм
На 110-летии Михаила Водопьянова, которое широко отмечали в Студёновском районе Липецка, семья лётчика узнала интересный факт от настоятеля местного Христорождественского храма, где крестили самого Михаила Васильевича.
Храм закрыли после революции, устроили склад. В 1943 году Водопьянов лично обратился к Сталину, чтобы его вновь открыли. В течение двух дней зерновой склад вывезли. Прихожане сделали ремонт, и церковь по сей день работает.
«Внешне отец не был религиозен, в храм не ходил, но, конечно, он был верующим, – уверен сын. – А тогда, на 110-летии, мы познакомились с женщиной, которая в 1943 м участвовала в ремонте. Она подтвердила всё это. Было очень интересно и трогательно».
Головокружение от успехов
Эта популярная в сталинские годы фраза – не про Водопьянова. После спасения челюскинцев он стал всенародным героем, страна готова была носить его на руках. Но от славы голова лётчика не закружилась.
«Он довольно легко её перенёс. Это видно и по всем его семерым детям. Ни один из нас никогда не позволял себе кичиться тем, что я, мол, сын героя, – подчёркивает Алексей Водопьянов. – От отца он сразу получил бы по башке».
Попросился на фронт
Несмотря на то что у всех знаменитых полярников была бронь, в начале войны 41-летний Водопьянов попросился на фронт. Тот случай, когда он использовал свои привилегии: пошёл прямо к Сталину.
И стал командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 го участвовал во втором налёте на Берлин. Знаменитая серия этих авианалётов имела не столько военное, сколько психологическое значение. Они совершались с разным успехом, но серьёзно подорвали авторитет главнокомандующего люфтваффе Геринга, который заявлял: «Никогда ни одна бомба не упадёт на столицу рейха».
Налёт с участием Водопьянова был неудачным, с большими потерями. Его самого тоже подбили над оккупированной немцами Эстонией. Водопьянов и его напарник Эндель Пусэп совершили вынужденную посадку. Остались живы, через линию фронта пробирались к своим. И не вернулись бы, не окажись Пусэп эстонцем. С местными общался только он, и это помогло.
За эту неудачу Водопьянова сместили с должности комдива. И до конца войны он был рядовым лётчиком. Хоть и в звании генерала.
«Единственный генерал, который пролетал всю войну рядовым командиром самолёта», – с улыбкой констатирует сын.
Создавал ядерный щит
Свой четвёртый орден Ленина Михаил Водопьянов получил в 1949 году за участие в секретной операции «Север-2». Она была настолько секретной, что об этом не сообщалось, как и о подробностях самой операции.
«Сейчас‑то уже в общих чертах не секрет, – рассказывает Алексей Михайлович. – Подробностей не знаю, но речь шла о ледовых аэродромах, с которых могут взлетать стратегические бомбардировщики для доставки ядерного оружия в зону вероятного противника. Фактически, это элемент ядерного щита нашей страны».
Семья авиаторов
«Мой старший брат Василий работал на заводе Сухого сборщиком летательных аппаратов, тоже был участником войны, – говорит о членах семьи Алексей Водопьянов. – Средний, Владимир, с 16 лет во время войны обслуживал самолёты в дивизии отца, был мотористом, после чего 25 лет отлетал бортмехаником в полярной авиации. Старший внук Михаила Васильевича, Михаил Болдырев, получил звание заслуженного пилота России, недавно закончил летать. Ещё в нашем роду подрастает праправнук – тоже Михаил Водопьянов. Может быть, будет лётчиком».
А сам Алексей Водопьянов (родился в 1953 году) был пилотом «Аэрофлота». За штурвалом самолёта отработал 32 года. После комиссования остался в авиации государственным инспектором по безопасности. Вышел в отставку в 2018-м.
Олег Гончаренко