Тайна кованого сундука. Какой туристический маршрут создают в Волоконовском районе
Он свяжет райцентр с селом Ютановка и познакомит гостей со знаковыми событиями, местами и личностями
-
Статья
-
Статья
Первыми по маршруту прошли корреспонденты «Белгородской правды».
Сохраняя память
Маршрут пока ещё наполняется. Есть, например, идея установить на въезде в Ютановское сельское поселение памятник Евграфу Петровичу Ковалевскому – дворянину, с чьим именем связан расцвет Ютановки, развитие образовательной системы в начале прошлого века.
Этой идеей с нами делится заместитель главы администрации Волоконовского района по строительству и ЖКХ Александр Кильдеев, как только мы въезжаем в Ютановку – опрятное, красивое, утопающее в зелени село в 7 км от Волоконовки, где удивительным образом соседствуют история и современность.
И почему бы и вправду не поставить здесь памятник представителю прославленного рода Ковалевских, оставившему после себя добрый след? Материально эта память живёт в комплексе зданий, построенных при непосредственном участии Ковалевского. Сейчас эти архитектурные памятники планомерно восстанавливают. Именно они, считают волоконовцы, станут точкой притяжения для туристов.
Сияет куполами Тихвинский храм, он построен в 1839 году. В советские годы его частично разрушили, а отреставрировали в 2010-м. В 2016-м вторую жизнь получил усадебный дом Ковалевских – сейчас здесь располагается Центр культурного развития.
А совсем недавно, в июле 2020-го, начались строительно-восстановительные работы на водяной мельнице, внесённой в региональный проект «Новая история старых зданий».
Маячки для строителей
Эта мельница, расположенная на краю села, очаровывает с первого взгляда. Во‑первых, непросто понять, сколько же в здании этажей. Сначала кажется – один, а потом – три. На самом деле мельница двухэтажная, одним углом врезана в холм, над которым выглядывает верхними заколоченными окнами. Здесь на фронтоне выложен год постройки: «1914 г.». Окна в нижнем, третьем ряду – это уже подвал.
Открываем большие амбарные двери и вместе с главным архитектором района Сергеем Денисюком входим внутрь. Ещё в сентябре прошлого года Сергей Николаевич поставил на стенах маячки – чтобы понять, проседает ли фундамент. Сегодня выясняется, что один маячок дал заметную трещину – значит, одна стена всё‑таки ползёт вниз. Это важно учитывать.
«Прежде чем приступить к ремонту, мы измеряли глубину фундамента, – говорит Сергей Николаевич. – Шурфили, считали по рядам. Оказалось, фундамент неглубокий, около 120 см».
Проектировкой восстановительных работ занимались липецкие специалисты. В основе проекта – максимально бережное отношение к зданию.
«Очистим и обработаем консервирующим раствором стены, укрепим фундамент, – перечисляет основные работы Александр Кильдеев. – Укрепим деревянные настилы, где нужно – поменяем ступеньки, восстановим оконные переплёты. Планируем всё завершить в октябре. На восстановительные работы выделено 7,5 млн рублей, основная часть – из областного бюджета».
Подрядчик, который взялся за дело – местный, волоконовский. Потрудиться строителям придётся немало. Это мы понимаем, осматривая мельницу изнутри. Ступаем осторожно, потому что деревянный настил зияет дырами и проёмами. Деревянные балки, стропила, перекрытия – что‑то сохранилось лучше, что‑то – хуже. На одном из выпавших из оконной ниши буром кирпиче замечаем букву К – клеймо кирпичного завода Ковалевских, находившегося здесь же, в Ютановке.
Прохладный полумрак, который нарушает льющийся в окна дневной свет, создаёт атмосферу таинственности. Сколько эпох пережило здание за свой век! Можно закрыть глаза и на минутку представить шум бьющих по воде лопастей мельничного колеса, скрип телег, подвозящих мешки с зерном. Кажется, здесь до сих пор пахнет мукой – молоть её прекратили в 2007 году, когда съехал последний арендатор. На двери повесили замок, а окна со временем заколотили, чтобы детвора не лазила. Из незаколоченных окон на втором этаже хорошо видны другие местные достопримечательности: Тихвинский храм и бывший усадебный дом Ковалевских.
Сом в телеге
С каких пор мельница работала от электроэнергии – трудно сказать, поясняет нам глава администрации Ютановского поселения Светлана Романченко. До Великой Отечественной войны жернова здесь крутило колесо. Сохранилась легенда, что однажды его работу остановил огромный сом, попавший под лопасть.
«Когда выловили сома, он в телегу не помещался, свисал с неё, – пересказывает воспоминания старожилов Светлана Николаевна. – Мука просыпалась в воду, рыбы было много».
Ещё в 1950-е русло Оскола подходило прямо к мельнице – есть архивный снимок той поры. Чтобы держать уровень воды, насыпали дамбу. Мел для неё везли из соседнего карьера. Сегодня о былом напоминает заросший овраг на месте русла, сохранившаяся часть жёрнова. Да меловые откосы.
«Когда в 1914-м заработала мельница, сюда стали съезжаться со всей округи, – продолжает Светлана Романченко. – Очередь на помол – месяц, а то и больше. Ютановцы строили у себя амбары, привечали приезжих, имели денежку от этого. Кто не хотел долго ждать, привозил из карьера на лошадях мел для дамбы, таким мололи в обход общей очереди. Значилась мельница при волоконовском сельпо, и работали здесь люди из райцентра, два-три человека».
Легенда на цепях
Есть у ютановской мельницы неразгаданная тайна. Ещё до революции 1917-го трудился здесь кузнецом молодой парень по имени Яков. Водил он дружбу с одним из сыновей Евграфа Ковалевского. И вот однажды кузнецу заказали сундук – добротный, на цепях. Что было в том сундуке, доподлинно неизвестно, но спрятали его под мельничные колёса. Эту историю мы узнаём от жительницы Волоконовки Татьяны Лыгиной, а она слышала её когда‑то давно от жены того самого кузнеца, которая работала в доме Ковалевских.
«Примерно в 1980-е в Волоконовке поговаривали, что кто‑то из Германии предлагал почистить русло Оскола, как раз в районе мельницы, но с условием, что заберёт всё, что найдёт», – говорит Татьяна Ивановна.
В разные годы немало было охотников найти сундук, да всё без толку. Волоконовский краевед Леонид Карабутов по этому поводу замечает:
«Легенды украшают историю, даже если не имеют отношения к реальности».
По поводу новой реальности мельницы были разные мнения, в итоге решили, что правильнее будет сделать её частью музейного комплекса Ютановки.
В скором времени, по словам Светланы Романченко, прилегающая к мельнице территория будет благоустроена – благодаря грантам в том числе:
«При Ковалевских здесь всё было благоустроено аж до речки, и нам не надо отставать».
Ещё одна идея, которой делится замглавы Волоконовского района по строительству и ЖКХ Александр Кильдеев, – объединить туристическим маршрутом исторический центр Ютановки с Заломным, этот микрорайон Волоконовки расположен как раз на другом берегу Оскола. Для этого нужен мост. Масштабный проект требует соответствующих задач, ведь в Заломном сейчас создают мемориальный комплекс в память о ликвидаторах аварии на Чернобыльской АЭС, уже построили храм Спаса Нерукотворного.
«Приятного аппетита!»
Ещё одна реликвия, призванная привлечь в Ютановку туристов, – двухэтажное здание церковноприходской школы. Его фасад вписывается в общий стиль построенных при Ковалевском зданий. По аркам, карнизам, пилястрам, наконец, по красному кирпичу на глаз можно отличить основную часть школы, возведённую в 1902 году, от советских пристроек. После Октябрьской революции здесь организовали детдом, затем – среднюю школу.
Примечательно, что школа, как и другие исторические здания времён Ковалевского, уцелела в годы Великой Отечественной. Поначалу её приспособили под красноармейский военный госпиталь. В 1942-м, оккупировав Ютановку, гитлеровцы устроили на втором этаже госпиталь, на первом – конюшню.
В сиротские послевоенные годы здесь вновь обосновался детский дом. Старожилы вспоминали, что тогда люди не хотели селиться рядом с детдомом – голодные дети обносили огороды и сады.
В Ютановке и сегодня это здание жители меж собой называют детдомом. Хотя с 1962-го до 2006-го в нём была прописана школа-интернат для детей с ослабленным интеллектом, которая впоследствии получила статус Ютановской коррекционной школы-интерната 8-го вида.
Вход в здание – словно портал, через который мы попадаем с палящего зноя в приятную прохладу, из века нынешнего – в прошлый. Остатки художественного оформления на обшарпанных стенах напоминают о том, что когда‑то здесь жили дети.
На первом этаже располагались спортивный и актовый залы, учебные классы, столовая. Сохранившаяся надпись по сей день желает приятного аппетита. Вот в одной из пристроек зияет угольная яма – интернат отапливался углём до середины 1990-х, пока не газифицировали село. Котельная располагалась в подвале.
Швеи и столяры
На втором этаже – спальные комнаты. Нам, новичкам, бесконечные коридоры с высокими потолками, арочными окнами и коваными лестницами кажутся лабиринтом, в котором легко затеряться. Но с нами надёжный провожатый – Елена Скорая, с 1994-го по 2006-й работавшая здесь учителем, завучем, а затем и директором.
В ту пору здесь жили и учились около сотни воспитанников 7–18 лет, было немало сирот и детей из неблагополучных семей. Классы – не более 12 учеников. Химию, физику, иностранный язык в интернате не изучали. Зато в мастерских детей обучали ремеслу: девочек – швейному, мальчиков – столярному.
«Многие уходили отсюда с профессией, – вспоминает Елена Анатольевна. – И вообще дети с удовольствием трудились, помогали по хозяйству».
А хозяйство при интернате было немалое: 92 га полей, свиноферма до 50 голов, огород, два трактора – местный совхоз помогал управляться. Хорошее подспорье, чтобы прокормиться.
«В 2002-м мы отмечали 100-летие здания, приглашали выпускников из числа воспитанников детского дома, – рассказывает Елена Скорая. – А в 2006-м интернат расформировали. Конечно, мы тяжело восприняли эту новость. Коллектив здесь работал сплочённый, 103 человека, из них 46 педработников… Многие жили в Ютановке. Пришлось искать работу. А детей распределили по другим интернатам – в Валуйки, Борисовку».
С 2006 года входы-выходы и окна закрыты, но подростки, судя по свежим надписям на стенах, сюда проникают. Администрация поселения вместе с жителями время от времени проводит субботники.
Школу, как и мельницу, взял под крыло областной проект «Новая история старых зданий». Районная власть активно ищет инвесторов, которые бережно восстановят объект культурного наследия. По словам Александра Кильдеева, ориентировочная стоимость восстановительных работ – 42 млн рублей.
Как вариант использования здания – гостиница. Она позволит привлекать интересующихся стариной гостей из разных уголков страны, из‑за рубежа.
Из техникума в музей
Точкой туристического маршрута станет Ютановский агромеханический техникум, который носит имя Евграфа Ковалевского. Два исторических корпуса бывшего начального училища, построенные в 1906 году, отремонтировали с сохранением прежнего облика.
Замыкается маршрут в Волоконовке – в историческом здании, построенном в 1914 году по инициативе Евграфа Ковалевского специально для высшего начального училища. Весь свой век двухэтажное здание служило образовательным задачам, лишь в годы Великой Отечественной его приспособили под военно-полевой госпиталь.
После войны сюда вернулась школа, которую впоследствии местные жители называли Лобановской академией – по имени директора-фронтовика Георгия Борисовича Лобанова, немало сделавшего для развития учреждения. В 2016-м сюда въехал районный краеведческий музей. Сегодня его коллектив, возглавляемый Мариной Липской, бережно хранит историю Волоконовского района, ведёт исследовательскую работу, расширяет экспозиции. Два года назад стараниями музейных работников при поддержке районной власти издали книгу, повествующую о славном прошлом этого здания и людях, прославивших Лобановскую академию.
Всех тайн и изюминок предполагаемого туристического маршрута Ютановка – Волоконовка мы раскрывать не будем – приезжайте, узнавайте, удивляйтесь.
Нелля Калиева