От разрушения здание спас губернатор Евгений Савченко. На заседании малого правительства области 22 сентября 2014 года он заявил, что нужно привести в порядок особняк Ковалевских и разместить в нём Центр культурного развития Ютановки.
52 уездные школы
Особняк этот в начале ХХ века построил член Государственной Думы, автор проекта закона о всеобщем образовании Евграф Петрович Ковалевский. В то время род Ковалевских был знаменит. Дед Евграфа Петровича – тоже, кстати, Евграф Петрович Ковалевский – в 1830 году был назначен губернатором Томской губернии и одновременно начальником Колыванских, Воскресенских, Алтайских горных заводов и новых приисков. А через четыре года стал председателем Главного управления Западной Сибири. Позже Ковалевский-старший переехал в Санкт-Петербург, где занимал должность министра народного просвещения, а после отставки стал вице-президентом Императорской публичной библиотеки.
Внук его – Евграф Петрович – был чиновником особых поручений при министре народного просвещения Российской империи, депутатом III и IV Государственной Думы от Валуйского уезда, а также членом Поместного Собора. Он занимался введением бесплатного обязательного начального образования и подготовкой народных учителей. При помощи Ковалевского Валуйское земство получило деньги для строительства и оборудования 52 уездных школ.
Вся жизнь Евграфа Петровича была связана с образованием. Ему была близка позиция императора Александра II, слова которого он не раз цитировал: «В заботах о благе народа я особое внимание обращаю на его просвещение, видя в нём движущую силу всякого успеха и утверждение нравственных основ, на которых зиждутся государства».
После Октябрьской революции 1917 года Евграф Ковалевский эмигрировал во Францию.
Разруха
Как вспоминали впоследствии жители Ютановки, осенью 1918 года власти начали разбирать особняк Ковалевских:
«Вывозили всё, даже сняли электрическую арматуру и штепселя. Бесследно исчезли иконы, посуда, серебро, все семейные вещи. Мебель погрузили на 60 подвод и с торжеством повезли в Волоконовку. День был жаркий, везти было скучно; крестьяне, исполнявшие повинность, спешили избегнуть дальнейших задержек, и часть вещей была скинута в полях. Довезённые до Волоконовки шкафы, умывальная, диваны и кресла были навалены у местных жителей и в зерновых ссыпках».
Но на этом мародёрство не закончилось. По тем же воспоминаниям современников Ковалевских, бесчинство в дворянской усадьбе продолжили солдаты:
«…Утром через Ютановку проходил татарский батальон, шедший сражаться с казаками. В доме он остался три-четыре часа, не более, но успел разложить костры на паркете в столовой. У большого монументального камина солдаты отбивали узоры, у статуй – носы и оборвали обои, которые по внешности похожи на кожу. Вечером того же дня, после ухода татарского батальона, в имение зашли «посланцы» Гатчинской семинарии, которая со всем имуществом в двух составах отправлена была для пропитания на юг, но не могла проехать на Дон, так как поезд остановили между Волоконовкой и Бибиковым. В доме Ковалевских они устроили общежитие семинаристов и квартиры преподавателей».
Меценат Ковалевский
«До 1979 года в относительно отремонтированном доме Ковалевских располагалась ютановская средняя школа. А когда для школы построили новое здание, усадьба опустела и была заброшена, – рассказывает глава администрации Ютановского сельского поселения Светлана Романченко. – В середине 1980-х, правда, к помещению проявил интерес один из руководителей крупного предприятия откуда‑то с севера. Он хотел сделать в особняке дом отдыха для своих работников».
Однако директор тогдашнего колхоза в Ютановке отказался от столь выгодного предложения.
«Мы побоялись, что многие из ютановских колхозников уйдут на работу в дом отдыха», – говорит Светлана Николаевна.
А ещё она вспомнила рассказ её деда о том, что Евграф Ковалевский раз в год проводил своеобразный смотр учеников уездных школ, выбирал лучших и оплачивал им учёбу в Москве и Санкт-Петербурге.
«Дед говорил, что и он попал в поле зрения Ковалевского и тот даже просил его родителей отпустить сына учиться в столицу. Но они не отпустили: работы по хозяйству много было. Да и смутное время наступало в Российской империи. Боязно уже было отпускать отпрыска далеко от родного дома», – рассказывает Светлана Романченко.
Красота в центре села
Дождливая осенняя погода не испортила моего впечатления от красивого дворянского особняка, который после реставрации, словно выпрямившись и расправив плечи, гордо возвышается в центре Ютановки. Постановлением губернатора Евгения Савченко особняку присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения.
«В 1997-м усадьбу купил некий предприниматель из Старого Оскола, по условиям торгов он должен был её отреставрировать. Но так ничего и не сделал. И особняк совсем обветшал, – рассказывает директор Центра культурного развития Ютановки Инна Полякова. – Но после многочисленных судебных тяжб с нерадивым реставратором усадьба вернулась в ведение региональных властей. А в прошлом году закончили реставрацию особняка и создали в нём наш центр».
На восстановление усадебного дома Ковалевских потратили 20 млн рублей.
«Да вы проходите внутрь. Посмотрите, какая красота в нашем селе появилась», – приглашает Инна Владимировна.
В культурном Центре, по её словам, действуют 24 клуба и кружка. Среди них кружки художественной самодеятельности, хореографические коллективы, два вокальных ансамбля, в которых занимаются искусством 485 сельских ребятишек.
«У нас же репетирует и знаменитый женский академический хор, руководит которым уже 35 лет наш земляк Владимир Кузенко», – с гордостью рассказывает Инна Полякова.
Диван и два буфета
В особняке Ковалевских, как рассказала директор, сделали внутреннюю перепланировку под нужды именно культурного Центра. Перенесли центральную лестницу и по‑другому расположили кабинеты.
На первом этаже, кроме большого холла и центральной лестницы, по которой частенько поднимаются молодожёны, регистрирующие в центре свой брак, расположен концертный зал на 105 мест с большой овальной сценой.
«К сожалению, практически не осталось подлинных вещей из имения Евграфа Петровича Ковалевского. Поэтому под музей, посвящённый его семье, мы выделили только небольшую комнату», – сетует Инна Владимировна.
В музее старинный диван и два видавших виды да к тому же окрашенных потомками белой масляной краской буфета.
«Это всё, что нам удалось найти из вещей, находившихся в усадьбе при жизни её хозяев. Остальные вещи, представленные в экспозиции, лишь тех времён», – подчёркивает директор центра.
На первом же этаже, но с противоположной стороны здания разместили бильярдную.
— Много ли желающих погонять шары?
— Стол не пустует, – отвечает Полякова. – У нас есть бильярдный клуб «Меткий удар», и даже проводим турниры.
На втором этаже – кабинет директора, с балкона которого открывается замечательный вид на отреставрированный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, недавно заложенный дендропарк и водяную мельницу, построенную в 1914 году. Здесь же расположены хореографический зал, кабинет декоративно-прикладного творчества и хорового пения и библиотека.
— А много ли у вас читателей? – спрашиваю у заведующей библиотекой Светланы Лемешевой.
— Больше 600 человек.
— И какие же книги предпочитают ваши земляки?
— Люди старшего возраста берут историческую литературу, среднего – интересуются больше детективами и любовными романами, а молодёжь предпочитает фантастику.
С первого этажа, отразившись от высоких потолков усадьбы, донеслись звуки баяна.
«Это играет руководитель женского хора Владимир Кузенко», – уточняет Инна Полякова.
Его жизнь – музыка
В концертном зале, у сцены, сидит с баяном пожилой мужчина. Владимир Дмитриевич руководит ютановским женским хором с 1982 года. Он выпускник Харьковского института искусств по специальности «дирижёр хора».
— Я ведь сам из Ютановки, – говорит Владимир Кузенко. – Здесь вырос. И, кстати, окончил среднюю школу, когда она находилась вот в этом дворянском доме. А нынешний концертный зал был некогда школьным спортзалом.
— Вы только на баяне играете?
— Почему же, практически на всех инструментах. А недавно начал осваивать скрипку. В этом здании все музыкальные инструменты по‑другому зазвучали. Объёмность, что ли, звук приобрёл, – подчёркивает Владимир Кузенко.
А баян, по его словам, – это самый любимый инструмент.
— Помню, я сильно простыл. Насморк, кашель, температура. Взял баян, поиграл немного, и, не поверите, болячки как рукой сняло. Что‑то, думаю, есть в музыке исцеляющее.
— Это ваш личный баян?
— Нет, Центра культурного развития. Но у меня есть любимец, который достался мне по наследству. Когда‑то мы ездили к родственникам жены в Муром, и мне подарили тульский баян 1957 года, однако с условием, что я его приведу в порядок и буду играть.
Это условие Кузенко выполнил, и я с удовольствием послушал голос заслуженного музыкального инструмента.
Справка. Евграф Петрович Ковалевский родился 30 декабря 1865 года в Санкт-Петербурге. Политический и общественный деятель, член Государственной Думы. Происходил из дворян. Имел 1 400 десятин земли в Воронежской губернии. Окончил юридический факультет Московского университета.
Служил в Министерстве народного просвещения Российской империи. Специалист по народному образованию, изучавший его в России и за границей. Ездил в Западную Европу и в Америку на международные съезды и педагогические выставки. В 1912 году разработал проект закона о всеобщем образовании.
В 1919 году эмигрировал во Францию, жил в Ницце, потом в Париже. Преподавал в Богословском институте латинский, французский и немецкий языки. Играл видную роль в церковной и общественной жизни русской колонии во Франции. Скончался 14 марта 1941 года в Мёдоне, пригороде Парижа.