О чём рассказывают настенные росписи главпочтамта в Белгороде
-
Новость
-
Новость
Их сделали в 1970 году накануне 100-летнего юбилея Ленина два белгородских художника – Виталий Леус и Равиль Салихов.
Небольшая заметка о росписи почтамта на последней полосе «Ленинской смены» от 11 апреля 1970 года снабжена чёрно-белыми снимками Павла Кривцова. Но фото не передают и половины впечатлений от росписи, поскольку на самом деле она цветная. Один её фрагмент называется «История почты», другой – «Связь».
«Равиль Салихов характерными штрихами, деталями, присущими каждой эпохе, словно иллюстрирует историю почты», – сообщал автор заметки.
Зритель видит и гонца с рожком верхом на лошади, и воздушный шар, и поезд, и вертолёт с самолётом – все способы доставки почты в разные времена.
А Виталий Леус изобразил роль почтовой службы в жизни общества. В центре огромного круга – человек с микрофоном в руках, а за ним – другие люди, отвечающие за передачу газет, журналов и другой корреспонденции. На одной из нарисованных телеграмм художники оставили свой автограф: «Виталий Леус Равиль Салихов тчк».
«Кстати, обе росписи не случайно сделаны в форме круга. Такое решение позволило художникам вписаться в архитектуру зала: огромные колонны не срезают отдельных деталей, они как бы стали рамами, в которые художники умело вставили свои картины», – подытожил автор заметки.
О самих мастерах известно немногое. Оба они в середине 1960-х окончили живописный факультет Харьковского художественно-промышленного института и были художниками-монументалистами. Виталий Леус работал над созданием мемориального комплекса «Битва на Курской дуге», за что был удостоен Ленинской премии. Равиль Салихов известен как автор многочисленных мозаик, росписей и витражей. Работы живописцев хранятся в белгородских музеях и в частных коллекциях по всему миру.
«Настенная роспись – очень сложный вид монументального искусства. Художникам приходится работать на высоте, и они видят только тот квадрат, над которым трудятся в данный момент, но в голове нужно держать всю работу целиком. А полностью роспись раскрывается, только когда убирают леса», – пояснил председатель Белгородского регионального отделения Союза художников России Станислав Дымов.
По его словам, выполнять монументальные работы доверяли узкому кругу художников, зарекомендовавших себя. И это была хоть и благодарная, но очень трудоёмкая работа: сначала эскиз росписи утверждали на художественном совете, потом его переносили на картон в натуральную величину и крепили к стене, которую предстояло расписать.
«Делались росписи темперой, чтобы они были матовыми и долговечными. Так же раньше расписывали храмы», – уточнил Станислав Фёдорович.
Именно благодаря этим качествам монументальное искусство столь ценно – эти произведения не заменит никакой современный евроремонт. Что же касается росписей главпочтамта, то они, по мнению Дымова, и через 50 лет останутся современными.
«Живописные панно в стилистике советского монументального искусства 1970–1980-х годов несут в себе и ярко выраженные черты живописно-пластического языка авторов. Общий мажорный художественный образ строится на декоративной стилизации в изображении людей, техники, транспорта и колорите с акцентом на красных, зелёных, жёлтых и синих цветах», – отметила заведующая научно-экспозиционным отделом Белгородского художественного музея Галина Половина.
В управлении государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области заявили, что само здание почтамта обладает признаками объекта культурного наследия.
Тамара Акиньшина