Машины времени. Как белгородец реставрирует советские автомобили
Вадим Сорокин показал корреспонденту «Белгородской правды» коллекцию своей ретротехники
-
Статья
-
Статья
Винтаж интересен всегда. Одни слушают виниловые пластинки. Другие собирают значки времён СССР. Третьи хранят в домашней библиотеке собрания сочинений русских классиков середины XX века. А Вадим коллекционирует и восстанавливает старые авто.
Первый автомобиль
Белгородских ценителей автостарины объединяет «Олдтаймер клуб». Здесь любители и владельцы ретромашин делятся друг с другом опытом, организуют праздничные автопробеги (например, на 9 Мая или День города), общаются в мессенджерах. Вадим Сорокин – один из участников клуба.
«Я вернулся из армии в 1990 году. Это было трудное время, дикая инфляция. Понимая ситуацию, через какое‑то время пришёл к родителям и предложил вложить семейные сбережения хоть куда‑то, иначе пропадут. Они согласились. И мы купили ГАЗ-69. Это был мой первый автомобиль. Особенного выбора тогда не было, а в 20 лет и ГАЗ-69 хорошо: как мы гоняли на нём!» – вспоминает Вадим.
Потом оказалось, что эта машина раньше стояла в сыром гараже, поэтому снаружи она была красивенькая и аккуратная, а днище и рама оказались гнилые. Вадим нашёл новую раму, всё перебрал, заменил, и это стало его первым опытом в работе с изделием советского автопрома. Потом, правда, родители эту машину продали.
«Сейчас техника – моя основная работа, параллельно с которой я занимаюсь ретроавтомобилями. Ко всему потихонечку приходишь сам. Читаю много технической литературы, потому что некоторые нюансы, о которых мы, как обыватели, не знаем, есть только там, – продолжает Вадим. – В основном техника устроена примерно одинаково: колёса есть у всех, передние балки есть у всех. Различаются какие‑то детали. В общем, тут машины как люди: вроде с виду похожи, но по характеру все совершенно разные».
Секреты реставрации
По словам Сорокина, даже если попадается хороший, казалось бы, вариант, не стоит торопиться и покупать машину. Сначала надо внимательно рассмотреть основу. Самое важное в автомобиле – целый кузов, чтобы не пришлось заниматься сваркой. Если машина в приличном состоянии, она с каждым годом становится всё дороже – это как хорошее вино.
«Сложно собрать комплектность. Поэтому обязательно стоит учитывать, что в машине сохранилось и в каком состоянии. Часто бывает так, что на фотографии автомобиль очень любопытно выглядит, а в реальности нет ничего интересного: предыдущие хозяева всё переделали, перемудрили – а мудрили‑то раньше обычно от недостатка запчастей, от бедности, от всего на свете. И в результате многое сделано очень нехорошо», – поясняет Вадим.
Времени, сил и финансов на реставрацию уходит немало. Если напрячься, можно, конечно, собрать машину и за несколько месяцев. Но это для Вадима не самоцель. Пока не можешь с машиной что‑то сделать, хотя бы сохрани всё как есть, чтобы никто не навредил.
ГАЗ-69 РХ (год выпуска – 1967-й)
Это – почти законченный проект: настоящий джип, его проходимость поистине легендарная. Изначально он был армейской автомашиной радиационной и химической разведки. Но потом оборудование с него сняли, а сам автомобиль продали в частное пользование. Поэтому основная сохранность у него очень хорошая.
«Мы эту машину освежили, подремонтировали, но глобально ничего не переделывали, – говорит Вадим. – Она на ходу, заводится. Карбюратор у неё в родном исполнении, сиденья тоже родные. На лавочках, правда, пришлось перешивать дерматин. За тентом ездили в Воронежскую область. Родных брезентовых осталось очень мало, а пошить на заказ – получится уже не то».
Единственное, в чём отступили от оригинала, – наружные зеркала. Они не были предусмотрены заводом, но сейчас условия движения в городе таковы, что ездить без зеркал опасно. Поэтому здесь машину немного модернизировали. А в остальном она полностью соответствует изначальному варианту.
ГАЗ-69, наверное, самая простая из машин в плане реставрации. Почему так? Дело в том, что все военные автомобили скручены болтами, и потому их очень просто разбирать, с этим можно справиться всего за несколько часов.
ЗАЗ-965АЭ «Ялта» (год выпуска – 1968-й)
Эту машину Вадим Сорокин впервые увидел в середине 1980-х годов. Она стояла в гараже и довольно интересно выглядела: и под ней, и в ней, и на ней были книжки, газеты, какие‑то коробки. У неё реального пробега – всего‑то 50 тыс. км. А представляете, как на таких машинах путешествовали? Вспомним кинофильм «3+2» – там ведь по сценарию девушки приехали на море из Москвы как раз на «запорожце».
«Конкретно эта модель, «Ялта», довольно редкая, – рассказывает Вадим. – На ней родные молдинги (декоративные детали по бокам кузова – прим. авт.) по тем временам это была большая редкость. Кроме того, именно эта модель отличалась улучшенной отделкой салона. Кстати, на ретровыставках в Белгороде нет ни одного такого «запорожца». Это тоже одна из причин, по которой хочется его сделать поскорее».
По мнению Сорокина, машина сохранилась великолепно. Её отмыть, надраить хорошенько – и готово: она же в родной краске, с первичными деталями. А как‑то усердно приглаживать её Вадим не хочет. Получится кукла: слишком нарядная, слишком вылизанная. Пропадёт исторический момент.
«Пусть лучше будет такой, какая есть», – говорит Сорокин.
ГАЗ-21 «Волга» (год выпуска – 1967-й)
Однажды Вадим увидел объявление: мол, продам мотор с пробегом 3 тыс. км. Поехал за ним в деревню в Курской области, а там – «Волга»! Оригинальная краска, и в целом машина в хорошем состоянии, а владелец собирается сдать её в металлолом. Вадим сразу же купил эту машину.
«Всего «Волг» было три выпуска, самый ценный у раритетчиков – первый, у тех машин на решётке была звезда. Главная же ценность именно этой «Волги» в том, что здесь никто не копался, ничего не переделывал – все модернизации, какие‑то доработки современные в машинах не представляют никакого интереса. Интерес представляет то, что не тронуто. Машин в таком состоянии, как эта, осталось уже совсем немного», – объясняет коллекционер ретроавто.
По его словам, «Волга» на ходу, поставить аккумулятор – поедет. Несколько лет назад даже участвовали на ней в соревнованиях от ДОСААФ. А однажды Вадим приехал к товарищу, и его сын сказал: «Пап, у твоих друзей американский автомобиль!»
«Молодёжь даже не знает, что это советская «Волга», – улыбается Сорокин.
Александра Токтарёва